Создание условий для формирования у учащихся с ОВЗ положительных эмоций по отношению к учебному процессу
статья по теме
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.
Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhit._emotsii_k_ucheb._prots.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание условий для формирования у учащихся с ОВЗ положительных эмоций по отношению к учебному процессу»
Выполнила:
учитель начальных классов
Костина Ю.С.
"Учитель - тот, кто наставляет, тот, кто учит, тот, кто пробуждает человеческое в человеке...
Ф. Мориак
Расти творчески, учить творчеству, видеть в каждом ученике личность, способствовать её становлению.
Любая школа начинается с начальной.
Маленький человечек с букетом цветов первый раз идет в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее ожидание. Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Как развить у него интерес к учебе? Эти вопросы, наверное, не раз задавал себе каждый учитель. Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного для себя, надеется на успех и одобрение учителей. И эти ожидания должны оправдаться.
Жизнь начальной школы ни в коем случае не должна находиться в рамках обучения. Главное, на мой взгляд – это духовное развитие и воспитание личности. Здесь без глубокого знания внутреннего мира ребёнка не обойтись. И в этот удивительный и прекрасный мир я попадаю каждый день, входя в класс к своим ученикам. Они ждут от меня доброты, понимания, любви. Мне понятны их мысли и чувства. Я угадываю их настроение и, заглядывая в душу каждого, стараюсь находить те невидимые струны, которые, по мнению Горького, есть в душе каждого ребёнка и если их тронуть умелой рукой, они обязательно красиво зазвучат.
Преподавание искусство, а не ремесло. Изобретать, пробовать, совершенствоваться, творить - вот курс педагогической жизни. Он создаёт условия, обеспечивающие ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Умели наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту для людей и находить в этом творении счастье.
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует большого педагогического мастерства, особых методов.
Основным контингентом специальной – (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида являются дети с нарушением интеллекта.
Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей составляют дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, которые характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов.
Дети с ОВЗ способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий количественные изменения в психическую деятельность детей, в их личную сферу развития. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с ОВЗ отчетливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения таких детей невольно привлекают к себе внимание.
Для таких детей характерны: снижение наблюдательности, неустойчивость произвольного внимания, отсутствие умения сосредоточиваться на инструкции и осмысливать ее, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы.
Без творческого подхода педагога и профессионального коррекционного воздействия на развитие психических процессов, детям не удается самостоятельно выйти из зоны низкого уровня интеллектуальности
Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, необходимость в логопедической помощи, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, низкий уровень развития относительно своего возраста психических механизмов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
Качества, присущие личности каждого ребенка:
- умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; уметь работать сообща;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего – то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.
У учащихся с ОВЗ может быть как положительное, так и отрицательное отношение к учебной деятельности. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к школе у учащихся с нарушениями интеллекта, нередко является пребывание ученика в массовой школе до поступления его в специальную школу.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов.
Для привития глубокого интереса учащихся к учебной деятельности, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Я стараюсь не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей.
Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к учению, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса. Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения.
Универсальных приемов формирования творческих познавательных интересов и самостоятельности у младших школьников с нарушениями интеллекта в практике обучения нет. Каждый, творчески работающий учитель, добивается этого, используя свои приемы развития творческих познавательных интересов. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и необходимой задачей стоящей перед учителем.
Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика. Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников с ОВЗ первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами.
Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке. Очень важным средством является занимательность. Элементы занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал.
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. Включая в процесс обучения младших школьников игры, игровые моменты, не следует забывать, что за игрой стоит урок – знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Это делает учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов. Важным средством активизации творческой деятельности учащихся с ОВЗ является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительности, опорой на их жизненный опыт.
Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Тем более, что родной язык – это инструмент познания, мышления, развития. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Вот почему основой обучения является русский язык. Учебный материал русского языка организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Огромная роль в развитии творческой познавательной активности на уроках русского языка отводится работе с учебником. Учебник организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Учебник содержит задания, развивающие умение рассуждать, доказывать, сопоставлять, делать выводы. Большое значение на уроках русского языка в развитии творческой познавательной активности имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все эти формы, применяемые на уроках русского языка, помогают в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей. А главное – такие уроки проходят интересно и не утомляют ребят. В процессе работы использование перфокарт позволяет проверить знания ребят, экономия времени на уроке, активизирует самостоятельную работу детей. Красочно оформленные в виде изображения какого-либо предмета (рыбка, цыпленок, утенок, снеговик) привлекают внимание детей, позволяют с большим интересом работать на уроке. Перфокарты можно применять при изучении отдельных тем русского языка (безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, звонкие и глухие согласные, состав слова, части речи). Перфокарты позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ. Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание, разнообразить урок. Загадки на уроках используются как в устной, так и в письменной формах по разным темам, изучаемым в программе русского языка начальной школы. Задания могут быть самые разные. Здесь и знакомство со значением слова, и с видами транспорта, и связь с окружающей жизнью и развитие речи учащихся. В любом виде работы загадки, пословицы, поговорки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно влияет на их знания, умения и навыки.
Особый интерес у ребят появляется, если они эти задания выполняют не в простой тетради, а на красочных рисунках или фигурках в виде листков деревьев, огурчиков, картинки деревца, т.е. в зависимости от того, с какой темой переплетается задание. Все это позволяет заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогащая словарный запас и формировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Орфографические упражнения позволяют осмыслить, осознать трудные слова и стимулируют познавательную деятельность ребят.
В реализации развития познавательной активности учащихся начальных классов является организация урока таким образом, чтобы сознание, деятельность и общение взаимодействовали в процессе учения; чтобы сознание ребенка было деятельно и коммуникативно, деятельность была сознательна. Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы о значении развития познавательной активности ребят:
1. Создание положительной мотивации на уроке.
2. Обеспечение активной и интенсивной работы по смысловому анализу информации.
3. Развитие смысловой догадки и активизации лексического опыта ученика и обогащение словарного запаса.
4. Способствование оптимальной организации внимания.
5. Вооружение рациональными способами запоминания.
6. Выработка необходимого темпа восприятия информации.
7. Увеличение темпа работы.
8. Развитие и освоение информационного пространства содержание урока.
9. Приучение к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что у детей с нарушением интеллекта необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
В данной работе я рассмотрела условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе....
Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"
Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"...
Создание условий для формирования у учащихся начальной школы положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Каждый учи...
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
В статье расказывается об условиях, которые необходимы на уроках , занятиях для формирования положительных эмоций к учебной деятельности....
Статья "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности."
Как заинтересовать ребёнка учёбой....