Современный учитель: информация к размышлению
статья на тему

Князева Елена Викторовна

Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_uchitel_inf.docx25.77 КБ
Office presentation icon portret_uchitelya.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Современный учитель:

информация к размышлению

Князева Елена Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №8 «Музыка»

Санкт-Петербург

2016

         Не секрет, что все изменения в области образования начинаются с начальной школы. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. Много требований предъявляет учителю «новая школа»: глубокие знания своего предмета, владение разнообразными методическими средствами, основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого мало. Нужна эрудиция, культура, жажда знаний, стремление к творчеству. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отражающую его личность. Ведь настоящий учитель – это личность, яркая личность..

В 1925 году среди учеников школ страны был проведен опрос «Какой учитель хороший?» Учащиеся тех лет считали, что учитель должен, во-первых, давать хорошие знания. И только потом – быть вежливым, приветливым, добрым, терпеливым, интеллигентным, обладать чувством юмора.

              Современная педагогическая литература не имеет единого мнения о значимых профессиональных и личностных качествах учителя, определяющих его педагогическую деятельность. М. В. Кларин называет такие ведущие качества учителя, как искренний интерес к ребенку, широту кругозора, терпимость, конструктивность мышления, доброжелательность, принятие личности ребенка.

              Около  тысячи респондентам был задан вопрос: «Какие  основные качества профессионально значимы для учителя». Получился такой список: высокий уровень владения предметом, умение передать знания и навыки учащимся, требовательность, умение заинтересовать школьников своим предметом, общая эрудиция, доброжелательность, педагогический такт, умение организовать интересный урок, любовь к профессии, терпение, понимание детей, любовь к ним, справедливость, стремление к самосовершенствованию, чувство юмора, умение использовать технические средства обучения, принципиальность, общительность, хорошая дикция, трудолюбие, уравновешенность, артистичность, музыкальные способности, умение организовать внеклассную работу, эмоциональность, добросовестность (исследование К.М.Левитана).

        Позвольте зачитать несколько мнений, которые высказали сегодняшние респонденты. Этот опрос организовала моя дочь, студентка, «вконтакте».

Вопросы были такие:

- Легко ли быть учителем?

- Какие требования по вашему мнению должны предъявляться современному учителю?

- Какие личностные качества должны быть у современного учителя?

Ответы были такие:

  1. Нет. Детей вообще воспитывать и учить сложно. Не представляю, как они справляются

-Очень непросто. Большая ответственность, недостаточное финансовое вознаграждение, изматывает эмоционально и физически.

-Нужно всегда быть готовым выкладываться на 100%, а это тяжело

-Нет. Из-за трудности выбора подхода к детям школьного возраста. (Студенты и школьники)

-Легко, если любишь детей и свое дело.  (Ответ учителя)

  1. Умение преподносить материал в диалоге. Учитель должен уметь активировать мыслительный процесс в чужих головах, развить критическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Иначе какой смысл в процессе обучения?

-Страсть узнавать новое и делиться этим.

-Учитель должен быть терпеливый, всестороннее развит, толерантен и открыт новому.

-Учитель должен хорошо знать свой предмет, но разбираться в других хотя бы поверхностно, иметь педагогические навыки в общении с детьми и с их родителями, уметь интересно подавать материал, помогать развивать у детей нестандартное мышление, современный учитель должен хорошо разбираться в современных технологиях.

-Умение использовать современные технологии в современном процессе, индивидуальный подход к ученикам.

3. Это совершенно неважно, если человек умеет грамотно преподносить материал и не переносит личные предпочтения в процесс обучения (равно - не делает себе любимчиков).

-Ответственность, внимание, доброта, любовь к детям и своему предмету, большое терпение, поставленный голос.

-Любовь к детям,интерес к своему делу

-Доброта, ответственность, умение преподавать интересно и весело.

-Харизма, авторитет, внимание к ученикам, дружелюбие, справедливость, ответственность

-Твёрдость Сталина, харизма Геббельса и безжалостность Гиммлера.

             Исследуя личность учителя как педагога-профессионала, можно обратиться к историческому опыту суфийского учения в арабской традиции.

Восемь обязанностей учителя в суфийском учении.

(Суфий – мудрец, учитель).

  1. «Первая обязанность учителя – симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми».
  2. «Вторая обязанность учителя – следовать примеру Дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за свою работу… не должен принимать ни платы, ни благодарности».
  3. «Учитель никогда не отказывает ученику в совете и не должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов к этому»
  4. «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попреками…»
  5. «Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками».
  6. «Учитель должен ограничивать ученика тем, что он способен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».
  7. «Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…».
  8. «Учитель должен делать то, чему он учит, не давать своим делам изобличать во лжи свои слова».

           Учитель в первую очередь не источник информации, а живой пример эффективности учения.

 

Не забудьте, что учитель начальных классов – это учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в нас идеального человека. Наш авторитет, порой, выше родительского. Наверняка, и вы сталкивались с такой ситуацией, когда родители просят: «Скажите вы ему, а то он нас не слушает». А слово учителя – закон. Дети этого возраста стремятся во всем подражать и копировать своего педагога. Отсюда особая роль, которая отводится учителю начальной школы, и особая ответственность перед детьми и перед обществом. Душевные богатства учащихся множатся через душевное богатство учителя. Л. Н. Толстой писал, что от рождения до 7 лет – целая пропасть, а от 7 до 18 – всего один шаг, потому что именно в этом возрасте зарождается личность, ее основные качества.  Ребенку в это время нужна помощь, чтобы обрести нравственные качества, раскрыть свои способности, выработать умение учиться и соответствовать общечеловеческим моральным принципам.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

Во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

              «Развивающемуся обществу,- подчеркивается в «Концепции модернизации  Российского образования», - нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения … прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». В связи с этими требованиями изменяется роль учителя: переориентация из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности младших школьников. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Перед учителем встает вопрос не только «чему учить?», но и «как учить?»,  а вернее, «как научить учиться?».

             Ребенок подходит и просит меня: «Подскажите…». Я подсказываю, а он не слушает, смотрит в другую сторону и не берет то, что я даю. Почему? Ответ напрашивается сам – нет деятельности.

                   «Я сам осваиваю мир» - это импульс к развитию. Мы должны научить детей не только читать, писать и считать, но и привить им потребности к самостоятельному добыванию знаний. Древняя китайская мудрость гласит: «Учитель только приоткрывает дверь, а ученик должен войти сам». По-моему, это актуально и всегда современно.

Как поставить проблему перед первоклассником, чтобы он сделал для себя открытие (пусть маленькое, но свое) – вот уж поистине задача из задач! В какой момент важно быть рядом с малышом, а когда лучше отойти в сторонку, дав ему собраться с мыслями, пофантазировать…

Дети могут хорошо усвоить учебный материал, только если будут занимать активную мыслительную позицию. Для этого необходимо использовать метод проблемного обучения.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Поэтому главная задача учителя начальных классов выражена в словах: «Помоги мне это сделать самому». Мы должны стать помощниками ребенку в его жизненном самоопределении, не быть высшей истиной, а самому учиться  вместе с ребенком и переживать процесс обучения вместе с ним. Для этого учителю необходимо сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по-новому, чтобы быть в ногу со временем. Современный учитель не только  должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Очень изменились требования к оснащению школы, уже только при помощи мела, доски и тряпки трудно дать полноценный урок, не потеряв яркости, образности и наглядности, которых мы можем достичь, используя  современные технические средства. Современный учитель не должен бояться осваивать незнакомые вещи. Компьютерный мир и всё что с ним связанно стал для учеников частью их жизни, они аборигены в этом мире и часто смотрят несколько свысока, когда в этот мир приходит учитель- эмигрант. Но если ученик видит, что учитель говорит в этом мире с учеником на одном языке, он также свободно пользуется всеми благами, которые нам предоставил современный мир, то, несомненно, будет больше взаимопонимания между учеником и учителем. Урок не только приобретет большую  доступность и наглядность, но и вырастет мотивация в изучении предмета, ведь все то, что ярко, понятно, современно является интересным.

Нам, учителям, которые проработали в традиционной системе уже более 20, а то и 30 лет, очень тяжело будет перестроиться на работу по новым образовательным стандартам, где авторы создали опережающую модель развития образования. Но, как это было всегда, мы справимся.

           И в заключение хочу процитировать слова В.М.Лизинского:

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь,

только в этом случае он обретает право учить».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный учитель: информация к размышлению Князева Елена Викторовна, учитель начальных классов ГОУ СОШ №8 «Музыка»

Слайд 2

Учитель… Сколько нужно любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди меня…

Слайд 3

Какие основные качества профессионально значимы для учителя Высокий уровень владения предметом умение передать знания и навыки учащимся требовательность умение заинтересовать школьников своим предметом общая эрудиция доброжелательность педагогический такт умение организовать интересный урок любовь к профессии терпение понимание детей любовь к ним справедливость стремление к самосовершенствованию чувство юмора умение использовать технические средства обучения принципиальность общительность хорошая дикция трудолюбие уравновешенность артистичность музыкальные способности умение организовать внеклассную работу эмоциональность добросовестность

Слайд 4

Восемь обязанностей учителя в суфийском учении. Суфий – (с арабского) мудрец, учитель «Первая обязанность учителя – симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми». 2. «Вторая обязанность учителя – следовать примеру Дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за свою работу… не должен принимать ни платы, ни благодарности». 3. «Учитель никогда не отказывает ученику в совете и не должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов к этому» 4. «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попреками…»

Слайд 5

Восемь обязанностей учителя в суфийском учении. Суфий – (с арабского) мудрец, учитель 5. «Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками». 6. «Учитель должен ограничивать ученика тем, что он способен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума». 7. «Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…». 8. «Учитель должен делать то, чему он учит, не давать своим делам изобличать во лжи свои слова».

Слайд 6

Концепция модернизации Российского образования Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения … прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание…

Слайд 7

Я осваиваю ….. мир сам

Слайд 8

Учитель только приоткрывает дверь, а ученик должен войти сам

Слайд 9

Помоги мне это сделать самому

Слайд 10

В.М. Лизинский «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышление

Моё стихотворение  на тему "Я горжусь, что я учитель!"...

Учительские размышления: педагогическое общение в современной школе, каким ему быть ?

В современном мире педагог должен обладать высокими человеческими качествами, быть образцом для подражания, другом, партнером и просто мамой...своим ученикам....

Эссе. Речь – родник. (Размышления на досуге)

Эссе. Речь – родник. Размышления о роли и силе слова, письменного, в том числе....

Презентация "Введение ФГОС в начальной школе (первые итоги и размышления)

Год н В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный пу...

Размышление на тему: "Современный учитель - кто он?".

В эпоху модернизации кем должен быть учитель, какими качествами и умениями должен обладать?...

статья "Современный учитель: информация к размышлению"

В статье представлены расуждения на тему: "Какими качествами должен обладать современный учитель"...