Алгоритмы как средство формирования УУД у младших школьников
статья на тему

В статье говориться, как посредством алгортмитизированного обучения можно формировать УУД младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритмы

как средство формирования УУД

у младших школьников

При обучении русскому языку Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет осознание  безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры учащегося (предметный результат).

Кроме этого, в Государственном стандарте начального образования среди требований к уровню обученности младших школьников названо и такие метапредметные умения как

- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Формированию этих требований (как предметных, так и метапредметных) способствует применение в обучении технологии алгоритмизации.

Для работы с алгоритмами можно использовать такие приемы:

  • Механическая отработка материала по предложенному алгоритму (такая работа помогает обобщить, систематизировать изученный материал, помогает отработать порядок действий при объяснении, имеет большое значение в достижении орфографического навыка);
  • Восстановление схемы алгоритма и запоминание последовательности операций (эту работу можно выполнять как в классе, так и в качестве домашней работы);
  • Письмо  с  использованием алгоритма без схемы (одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому - отвечать на них);
  • Дополнение алгоритма (это возможно, когда часть алгоритма уже составлена и появляется новое правило, которым необходимо дополнить уже существующий алгоритм);
  • Нахождение ошибок в построении алгоритма (когда ученикам предлагается готовый алгоритм, в котором есть некоторая нелогичность, и ее следует устранить);
  • Самостоятельное составление алгоритма (такую работу сначала лучше проводить по группам, в парах, а затем можно предлагать и индивидуальные задания);
  • Использование в качестве карточек-консультаций (такой прием можно использовать на этапе усвоения нового материала, а также как карточки-«помощники» затрудняющимся ученикам); и т.д.

Такая работа позволяет формировать не только ряд учебных универсальных действий. Работа с алгоритмами помогает формировать

  • личностные УУД в сфере мотивации к учебной деятельности;
  • регулятивные УУД, которые помогают обеспечить организацию учебной деятельности (например, целеполагание, планирование и др.);
  • познавательные (например, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.);
  • коммуникативные (например, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Таким образом, работа с алгоритмами – эффективный способ формирования ряда метапредметных результатов, основу которых и составляют универсальные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников

Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников...

«Внеурочная деятельность по программе «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ», как средство формирования нравственности младших школьников»

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа,  а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо кажд...

Нестандартные задачи как средство формирования УУД младших школьников

Материал данной публикации адресован учителям, работающим по УМК "Перспективная начальная школа", и поможет в  работе  по формированию УУД первоклассников посредством решения нестандартных з...

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

Групповые формы обучения как средство формирования УУД младшего школьника

Эта статья о Педагогической мастерской и об этапах ее построения....

доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"

реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...