Здоровьесберегающие технологии в практике работы.
материал на тему

Лилия Рафиковна Юсупова

Для решения следующих педагогических задач:

 

Ø  воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих  сохранению и укреплению здоровья,

Ø  формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

Об использовании здоровьезберегающих технологий

Юсуповой Лилией Рафиковной, учителем начальных классов,

МБОУ СОШ №2 Калининского района Краснодарского края.

Для решения следующих педагогических задач:

  • воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих  сохранению и укреплению здоровья,
  • формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни»

Я регулярно применяю на уроках здоровьезберегающие технологии:

Здоровьесберегающая педагогическая технология  - это: условия нахождения учащихся в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная   организация   образовательного   процесса   (в   соответствии   с возрастными,     половыми, индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями); соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным возможностям ребенка; необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим. 

В своей работе, применяя данную технологию, я ставлю цель на обеспечение учащимся необходимого уровня реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Здоровьесберегающая педагогическая технология реализуется на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемая на основе личностно-развивающих ситуаций, она относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым школьники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

 Данная технология  формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у них стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

 Большое значение имеет организация урока. Я  стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Активно использую смену видов деятельности каждые 5-7 минут.  Во избежание усталости учащихся  чередую  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

          Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий в рабочих тетрадях снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.

В течение каждого урока провожу физкультминутки, делаю игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.    

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я совмещаю работу по теме урока и двигательную гимнастику. Для этого использую готовые физминутки «Инфоурок», свои собственные динамические паузы стараюсь придумать к теме урока. Также на уроках использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений). Использую динамическую паузу, во время которой дети могут потанцевать и произвольно двигаться под соответствующую музыку. При работе с учебниками и рабочими тетрадями для отдыха использую гимнастику для глаз.

Стремлюсь вызывать положительное отношение к предметам. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

         Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуюсь я, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

        При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, объяснительно-иллюстративный,  самостоятельную творческую работу и другие.

  Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.

 За годы работы в школе пришла к выводу, что дети не умеют рационально распределять время при выполнении домашних заданий, что ведёт к физическим и умственным перегрузкам Поэтому, в первой четверти мы проводим урок по теме «Учись учиться», на котором говорим о режиме дня, о правилах выполнения домашних заданий.

          Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения я использую различные виды оценивания: ученик оценивает сам свою работу, ребята осуществляют взаимопроверку (работа в парах), обоснованная оценка учителя.

 Одним из принципов моей работы является выполнение домашнего задания. Общий объем домашних заданий соответствует требованиям СанПиНа. Домашнее задание чётко комментируется на уроке.

 Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование  компьютера на уроке. Однако нельзя весь урок держать школьников возле включенного экрана. Информацию, ИКТ необходимо дозировать, соответственно возрасту школьников.   При работе с компьютером я всегда соблюдаю основы безопасности и гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы с ними.

После  работы  с применением компьютерных технологий провожу комплекс упражнений для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления.

Во время  перемен провожу сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).

Данные  технологии  представлены в конспектах уроков.

Вывод: здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. 

  Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Я и в дальнейшем буду применять их в своей деятельности.

Юсупова Л.Р. _________________________

                                (подпись)

       

         Руководитель МБОУ СОШ №2 ____________________          ___________________

                                                    (Ф.И.О.)                                  (подпись)

        

         Дата____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС."

В статье рассматриваются способы решения  задач  по здоровьсбережению воспитанников  школы-интернат с учетом их специфики обучения....

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя группы продленного дня.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в ГПД. Цели, задачи, виды здоровьесбережения....

Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД"

Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД"...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ТЬЮТОРА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАС

Здоровьесберегающие технологии - это комплекс мероприятий, создающий максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного физич...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД

Одной из важнейших задач современного образования является сохранение здоровья школьников, для этого необходимо применять здоровьесберегающие технологии в работе образовательного учреждения. Работа во...