«Общение с родителями- залог успешной работы с детьми»
статья на тему

Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения ФГОС включают целый комплекс взаимодействия родителей со школой, носящий как обучающий, так и коррекционный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Общение с родителями-

залог успешной работы с детьми»

                                                                                       Кирпу Л.И.-учитель начальных классов

                                                                                       МБОУ ООШ г. Котовска

   (Слайд№2) Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения ФГОС включают целый комплекс взаимодействия родителей со школой, носящий как обучающий, так и коррекционный характер.

Эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений родителей и учителя, его умения сотрудничать со школой, опираясь на её помощь и поддержку. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители, т.е. мы.   Именно от нашей  работы зависит то, насколько мамы и папы наших обучающихся понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаёт благоприятные условия для развития ребенка. (Слайд №3) В основе моего взаимодействия с семьями класса лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Задачи взаимодействия: вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями, формирование активной педагогической позиции родителей, активное участие родителей в воспитании детей. Школа и семья – два социальных института, от согласованности, действий, которых зависит эффективность воспитательного процесса.

  В большом социуме, как в городе, трудно привлечь родителей к взаимодействию со школой. Поэтому я нашла выход - через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино учащихся, родителей и педагогов. В своей работе  я исходила из твёрдого убеждения в том, что вряд  ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. Сложилась определённая система работы классного руководителя с родителями по воспитанию именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям.

      С первого класса я веду работу по сплочению родительского и ученического коллектива через вовлечение в общие дела по следующим направлениям: (Слайд №4) 

 1. Изучение семей. “Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семьюВ.А.Сухомлинский.  В начале учебного года посещаю семьи своих обучающихся, знакомлюсь с условиями жизни, беседую с родителями о характере, интересах, склонностях ребёнка, информирую об успехах, даю советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Затем провожу обследование родительского контингента и анализирую его состав. Составляю социальный паспорт класса. 

2. Педагогическое просвещение родителей. В доступной форме, используя коллективные, групповые и индивидуальные формы работы,  помогаю родителям овладеть азами педагогической психологии, настраиваю их на совместную деятельность  в помощь ребёнку. Моим родителям приглянулась такая форма работы как  родительские  чтения. Они проходили  по темам: «Чтобы ребёнок не стал трудным», «Вредные привычки и как с ними бороться», «Как стать героем в глазах собственного ребёнка», «Воспитание мальчиков и девочек по В. Сухомлинскому».

3. Привлечение родителей к участию в школьной жизни их детей. Основные формы совместной деятельности, используемые в работе: проведение тематических классных часов, проведение тематических родительских собраний, тестирование, анкетирование родителей и учащихся и совместный анализ результатов, индивидуальные беседы с родителями и учащимися, проведение семинаров-практикумов, открытых уроков и мероприятий, проведение познавательных экскурсий в музей, театры и на выставки, проведение экскурсионных поездок, проведение познавательных мероприятий в городской и школьной библиотеках, в Доме детского Творчества, проведение спортивных праздников, соревнований, слётов, встречи с интересными людьми, организация походов, участие в общешкольных делах, участие в заседании школьного родительского клуба «Рядом с детьми».

4.Участие родителей в управлении школой. Родители  должны быть соучастниками в управлении образовательным (учебно-воспитательным) процессом в школе. Мои родители активно участвуют в работе Управляющего Совета школы ( Дудышева О.В.- его председатель). Конечно же основными  помощниками являются члены родительского комитета..

(Слайд№5) В своей деятельности использую такие  формы  работы:

- анкетирование

- посещение семьи

- индивидуальные беседы

- родительские собрания

-совместные мероприятия детей и родителей

- занятия «школа для родителей»

   (Слайд №6) Я работаю под девизом: «Ребёнок должен ежеминутно помнить, что его любят». Вся деятельность в работе с родителями и детьми  проходит по направлениям: духовно-нравственное, трудовое, физкультурно-оздоровительное, эстетическое воспитание.

Остановлюсь подробнее на духовно-нравственном воспитании в семье, т.к   в основе ФГОС лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.  Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья.   Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в моей деятельности  занимает просветительская работа с родителями. Это  проведение тематических родительских собраний, консультаций, совместных праздников, экскурсий, спортивных конкурсов и др.   Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной. Так, например, мы обсуждали вопросы: «Духовные истоки воспитания в семье», «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей», «Любовь и дружба – основа семейного воспитания», «Место и роль труда в жизни семьи», «Как сделать ребёнка счастливым», «Роль традиций в семейном воспитании» и другие.                                                  

    (Слайд№7) 2009 году набирая в класс новых первоклассников, решила координально изменить работу с родителями, начать поиск новых форм общения. В течение двух лет совместной работы с родителями использую следующие формы общения:

   Индивидуальные собеседования. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Собеседования планирую во время каникул, в течение одной недели, один раз в месяц. Родители заранее оповещаются о времени собеседования. Обычно на организационном родительском собрании согласуется время собеседований. По итогам встречи совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на месяц, год. Такая форма работы с родителями стала регулярной.

   Родительские собрания,  проводимые совместно с детьми. Обучаясь во втором классе, мы совместно с детьми рискнули провести родительское собрание, которое провели сами обучающиеся. Была проведена большая предварительная работа: составили сценарий, распределили роли, учили тексты, подготовили ведущих собрания. Родители пришли. Перед ними сидели их дети, которые на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и т.д. Рассказывали заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просили  родителей поделиться своим опытом по воспитанию.  Довольны были не только родители, но и сами дети. Таким образом, мы вели воспитательную работу не только с родителями, но и с детьми.

  (Слайд №8) Групповая работа родителей. В начале второго учебного года родители класса разделились на группы.   Группам, было предложено в течение года провести любые мероприятия. На этом же собрании посоветовавшись, родители выбирали форму работы с детьми.

-Первая группа провела викторину по сказкам.  Приняли участие: Букина О.А.,Гудкова С.С., Едапина Е.Н..

-Вторая провела конкурс чтецов о зиме. Он был организован и проведён родителями: Зориной Е.Н., Мещеряковой  Е.С..  Потапчук Е.А..Заранее были отобраны и розданы стихотворения, написан родителями сценарий, приглашены библиотекарь, родители, куплены призы- книги.

 --Третья группа провела конкурс для мальчиков. Праздник-конкурс был проведён по сценарию. Мальчики разделились на две команды по шесть человек. С первого же тура мальчики обеих команд были настроены на активную “борьбу”. Все конкурсные туры были очень познавательны и увлекательны. Конкурс организовали и провели Магомедова Е.В., Разинькова Т.В., Сапунова Г.С.

 – Четвёртая группа родителей провела конкурс для девочек “Лучший помощник мамы”. Все туры конкурса придуманы и организованы тщательно и проведены увлекательно. Особенно порадовало оформление, придуманное Мухиной М.Н. Конкурс провели родители Захарова С.А., Кудряшова Л.Н.

 –Пятая  группа провела увлекательную спортивную игру  в спортивном зале школы. Игру организовали и провели Скребнев Г.И., Улыбышев А.А.

В течение всего года шестая  группа занималась походами в музей, цирк, на спектакли во Дворец Культуры. В группу входили родители: Свиридова Л.В., Кириллова В.А., Перфильева М.А. Работая в группах, родители более тесно знакомятся друг с другом, с учителем, с одноклассниками своего ребёнка, становятся ближе к своему ребёнку. С целью привлечения отцов к работе класса и  воспитанию собственного ребёнка во 2 классе организовали совместное родительское собрание “Отцы и дети”, куда были приглашены не только отцы, но и мальчики класса. Собрание проводилось в форме праздника.

( Слайд №9)В заключении хочу поделиться правилами, которыми руководствуюсь в работе с родителями:

-Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения. -Не беседуйте  с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз. -Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь  назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.  -Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.  -Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.  -То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.  -Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность. -Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.  -Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

Практика двух лет  работы с родителями этого класса показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляют чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе. Своё выступления хочу закончить словами В.А.Сухомлинского: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

                                         

20.02.2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе  ...

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Организация занятий общения для родителей «Школа успешных родителей»

В последнее время очень активно обсуждается вопрос семейного воспитания, влияния семьи на развитие ребенка. Многочисленные социологические исследования указывают, что родители зачастую заинтересованы ...

Родительское собрание "Выполнение домашнего задания - залог успешной работы"

Целью  выступления является  объяснение родителям необходимости регулярного выполнения домашних заданий учащимися....

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одаренности нуждаются в чутком внимании взрослых. Они занимают все время учителей, родителей и других взрослых. Это создает конфликтные ситуации с учениками, которых раздражает повышенное внимание к о...