«Фестиваль педагогического мастерства-2017»
учебно-методический материал по теме
Чтобы посмотреть Открытый урок, перейдите по ссылке: http://nsportal.ru/video/2017/01/urok
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy.docx | 402.53 КБ |
1_zayavka.docx | 16.28 КБ |
2_predstavlenie_uchitelya.docx | 14.97 КБ |
3_infor.karta_zheksembaeva.doc | 833.43 КБ |
4_opisanie_opyta.doc | 138.5 КБ |
5_esse_zheksembaeva.doc | 50 КБ |
prilozhenie.doc | 604.5 КБ |
proekty_uchashchihsya.docx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кетовская средняя общеобразовательная школа
имени контр-адмирала Иванова В.Ф.»
Кетовский район
Описание опыта работы
учителя начальных классов
1 квалификационной категории
Жексембаевой Щаин Бекентаевны
Тема опыта:
«Проектная деятельность
на уроках в начальной школе»
Кетово
2017
Предварительный просмотр:
МКОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В.Ф.»
В Оргкомитет районного конкурса
«Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
Заявка
Я, Жексембаева Щаин Бекентаевна____________________________________
(фамилия, имя, отчество (полностью)
год рождения 1962г. _________________________________________________
образование высшее, Костанайская Социальная Академия, 2003 год, учитель истории и географии___________
место работыМКОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени
контр-адмирала Иванова В.Ф.»________________________________________
квалификационная категория первая______________________________________
Прошу включить меня в состав участников районного конкурса «Фестиваль педагогического мастерства – 2017» в номинации «Учитель- мастер»
(указать номинацию)
Ссылка на интернет-ресурс с размещенными материалами http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/01/20/festival-pedagogicheskogo-masterstva
Подпись ________________ Жексембаева Щ.Б.
(фамилия, имя, отчество)
Предварительный просмотр:
МКОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В.Ф.»
В Оргкомитет районного конкурса
«Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
Представление образовательного учреждения
__Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В.Ф.»__
(полное наименование направляющей организации)
выдвигает___________Жексембаева Щаин Бекентаевна_______________,
(фамилия, имя, отчество участника конкурса)
___________________учитель начальных классов_____________________,
(занимаемая должность и место работы участника конкурса)
на участие в районном конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства– 2017».
Руководитель организации
___________________________ ____________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
М.П.
Предварительный просмотр:
Информационная карта участника Фестиваля педагогического мастерства-2017 Жексембаева | ||||
(заявленная номинация) |
1. Общие сведения | |
Район | Кетовский |
Населенный пункт | С.Кетово |
Дата рождения (день, месяц, год) | 29.07.1962 |
Ссылка на интернет-ресурс | http://nsportal.ru/shchain |
2. Работа | |
Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом) | МКОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В. Ф.» |
Занимаемая должность | Учитель начальных классов |
Преподаваемые предметы | Русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, риторика, изобразительное искусство, технология |
По каким образовательным программам и учебникам работает участник | УМК «Школа России» |
Классное руководство в настоящее время, в каком классе | 4Г класс |
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 33 года |
Квалификационная категория | первая |
Почетные звания и награды | Грамота Института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области Министерства образования и науки Республики Казахстан, июль 2012 года; Почетная грамота Управления народного образования Администрации Кетовского района, сентябрь 2013 года |
Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) [1] | Республика Казахстан, Костанайская обл., Федоровская СШ Узункольского района, зам.директора школы-7 лет; «Отдел образования Узункольского района Костанайской области» -6 лет, МКОУ «Кетовская СОШ» учитель нач.классов- 4 года |
Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность) | - |
3. Образование | |
Название и год окончания учреждения профессионального образования | Мишкинское педагогическое училище – 1983 год, Костанайская Социальная Академия – 2003год |
Специальность, квалификация по диплому | Учитель истории и географии, Преподавание в начальных классах |
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения) | Курсы повышения квалификации по теме «Урок в свете требований ФГОС НОО» 10-21 декабря 2012 г. - Институт развития образования и социальных технологий, г.Курган |
4. Общественная деятельность | |
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | - |
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета | Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов |
Участие в профсоюзной деятельности | - |
5. Семья | |
Семейное положение | вдова |
Дети (имена и возраст) | Гульмира – 29лет, Сауле – 19 лет |
6. Досуг | |
Хобби | чтение книг |
Спортивные увлечения | шахматы |
7. Контакты | |
Рабочий адрес с индексом | 641310 |
Домашний адрес с индексом | 641300 |
Рабочий телефон с кодом | 8-3523138160 |
Домашний телефон с кодом | - |
Мобильный телефон | 8-9128342379 |
Факс | - |
Рабочая электронная почта | ketovo_school@mail.ru |
Личная электронная почта | shain_tanya1962@mail.ru |
8. Документы | |
Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан, место прописки) ! ксерокопия | 37 12 509792 Отделение УФМС по Курганской области 26.12.2012года с. Лесниково, мкр КГСХА, д.5, кв.48 |
ИНН ! ксерокопия | 451006285484 |
Свидетельство пенсионного государственного страхования ! ксерокопия | 173-252-010 32 |
9. Профессиональные ценности | |
Педагогическое кредо участника | «Умеет учить тот, кто учит интересно» (А.Эйнштейн) |
Почему нравится работать в школе (детском саду, доме творчестве) | Педагог – творец, воздействующий на ум и сердце ребенка… И в наших силах помочь вырастить достойное поколение, и значит сделать мир лучше… |
Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику | Исследовательская культура, творчество, умение найти подход к детям, справедливость, эмоциональная уравновешенность, отзывчивость, патриотизм, коммуникабельность |
В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя Фестиваля педагогического мастерства | Овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования, способность концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность. Распространение и внедрение педагогического опыта. |
Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:
__________________________ (_____________________________)
(подпись) (фамилия, имя, отчество участника)
«____» __________ 20____ г.
Подборка фотографий | |
1.Портрет 9×13 см; 2.Жанровая (с учебного занятия, внеклассного мероприятия, педагогического совещания и т.п.); 3.Дополнительные жанровые фотографии (не более 5) | |
Материалы участника | |
Не публиковавшиеся ранее авторские статьи и разработки участника, которые он хотел бы опубликовать в средствах массовой информации | «Развитие творческих способностей на уроках русского языка», «Интегрированные уроки», «Воспитательная работа в школе» |
[1] Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения.
Предварительный просмотр:
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить универсальные учебные действия.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
В поисках инновационных форм работы с младшими школьниками, я разработала программу «МАЯК»: -Мудро поступать
-Активно работать
-Ясно мыслить
-Конкретно излагать мысли
Программа «МАЯК» создана для проектной деятельности учеников начальных классов, и она используется в основном на уроках русского языка, окружающего мира и литературного чтения. Эта программа вполне может быть реализована и на других предметах, так как она помогает детям расширить свой кругозор, учит соединять имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, и многое другое. Также программа реализует воспитательные цели, и значит, пригодится в работе классному руководителю (Приложение 14).
Современные педагоги, организуя учебный процесс, не ограничиваются развитием предметных умений, но ставят перед собой более высокие и важные задачи согласно Государственному Стандарту начального общего образования: благотворно влиять на развитие личности каждого ребенка, выявлять и развивать его способности, прививать тягу к самообразованию, вкус к творчеству. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Образовательной среде необходимо дидактическое обновление системы развития творческой личности школьника. При этом особую актуальность приобретает вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
Я уверена в том, что на развитие универсальных учебных действий следует направить организацию проектной деятельности учащихся. Это обусловлено тем, что проектная деятельность школьников не только развивает ребёнка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся, она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно — научной и гуманитарной. Содержание проектного обучения в рамках технологического образования интегрирует теоретический и практический материал из различных сфер познания, что позволяет учащимся овладеть опытом преобразовательной деятельности в соответствии с природо — культуросообразностью, ориентируясь на современные технологические процессы.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно -познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата — создание проекта.
Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию. Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы.
Введение метода проектов в начальную школу должно проходить поэтапно: подготовительный этап, общешкольный эксперимент, переход в режим функционирования, распространение опыта. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса.
Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов — всё это позволяет включить обучаемых в процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. При правильно поставленных задачах развивается потенциал учащихся с разным уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических знаний и практических умений. Развиваются качества личности: инициативность, коммуникативность, умение планировать, видеть перспективу. Совершенствуются психические процессы: логическое мьшление, развивается творческое мышление. Проектная деятельность развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Всё это является важнейшим элементом общей культуры. Развитие исследовательской деятельности обучающихся относится к числу приоритетных задач российского образования.
В мое методическое портфолио включены уроки и внеклассные мероприятия для учащихся начальных классов, при проведении которых используются проекты, созданные учащимися, а также семейные проекты. Так, внеклассное мероприятие «Супер — семейка» развивает коммуникативные навыки, повышает мотивацию к учению. Мини — уроки, мастер-классы с участием родителей и учеников способствовали развитию общеучебных умений, учащиеся вместе с родителями составляли проекты. При подготовке к урокам и внекласным мероприятиям учащиеся были включены в проектную деятельность. После проведенных мероприятий «маленькие энциклопедии» класса пополняются материалом, собранным учащимися и их родителями. Продуктами проектов являются газеты «Морячок», «Солнышко», сборники пословиц, книжки-малышки, брошюры, альбомы с рисунками и др.
Уроки, включенные в портфолио, носят интегрированный характер, благодаря внедрению в проектную деятельность учащиеся получают удовлетворение, так как видят наглядно продукт своего собственного труда (Приложение 4).
Цель программы «МАЯК»:
- сплочение детского коллектива;
- социализация личности;
- развитие и утверждение ребенком своей личности, усвоение учащимися активных форм жизнедеятельности;
- воспитание нравственных качеств.
Основные задачи программы «МАЯК»:
- формирование ответственного отношения к учебе;
- развитие индивидуальных особенностей;
- развитие навыка самоконтроля, самоорганизации;
- развитие навыка общения со сверстниками, взрослыми;
- усвоение социальных норм и нравственное развитие;
- воспитание здорового образа жизни;
- создание условий для интеллектуального, эмоционального развития;
- развитие устной и письменной речи;
- развитие коллективизма, самостоятельности.
Актуальность опыта
Современные педагоги, организуя учебный процесс, не ограничиваются развитием предметных умений, но ставят перед собой более высокие и важные задачи согласно Государственному Стандарту начального общего образования: благотворно влиять на развитие личности каждого ребенка, выявлять и развивать его способности, прививать тягу к самообразованию, вкус к творчеству. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Образовательной среде необходимо дидактическое обновление системы развития творческой личности школьника. При этом особую актуальность приобретает вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения, так как их задачами являются:
- развитие критического и творческого мышления;
- работа в коллективе, в группе, в паре;
- культура коммуникации;
- развитие умения работать с информацией, т. е. поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы;
- воспитание нравственных качеств личности младшего школьника.
Маленький ребёнок по своей природе исследователь; действуя с различными предметами, окружающими его, испытывая их на прочность, на вкус, наблюдая за окружающими его объектами, он познаёт мир. Так как в основе любого проекта лежит исследование, то обучать ребёнка проектной работе, применяя специально разработанную методику, можно уже с 5-6 лет, когда ребёнок имеет определённый запас знаний, может при помощи примитивных рисунков фиксировать свои наблюдения.
Ребёнок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родных, учителей. Став школьниками, дети многое будут
делать в первый раз. От того, каким будут первые шаги, часто зависит и
дальнейшее отношение ребенка к учению, труду, сном сверстникам и
другим людям. Получение младшими школьниками доступных знаний
должно быть месте с тем их эмоциональным переживанием. А чувство
переживания должно переходить в деятельность.
А теперь я хочу объяснить, почему меня так заинтересовала проектная деятельность. В школу ребёнок приходит с солидным багажом жизненного опыта и знаний, полученных в семье и детском саду, в общении со взрослыми и сверстниками. Многие из детей умеют читать, считать и решать простые арифметические задачи. Но главное состоит в том, что за парты садятся вчерашние «почемучки», любопытству и любознательности которых, казалось, не было границ. Детская любознательность, так ярко выражающаяся в бесконечных вопросах ребёнка, мощный источник его познавательного и творческого развития. Проходит немного времени, и мы отмечаем, что дети перестали задавать вопросы, Почему же так происходит? Почему погибают бесценные ростки творческой активности ребёнка? Я решила это выяснить путем наблюдения за детьми с первого класса.
Вопросы детей — яркий показатель познавательной потребности и любознательности, который позволяет нам судить не только о степени выраженности и содержательной направленности познавательной активности ребёнка, но и его представление о мире, позволяет глубже понять словесное мышление ребёнка. Типичный характер общения на уроке, строящегося по типу «вопрос учителя - ответ ученика», жёстко ориентирует младшего школьника на поиск ответов на вопросы.
Содержательный анализ вопросов учителей начальных классов, задаваемых на уроках детям, показывает, что только 10% из них побуждают интеллектуальную активность детей, содержат элемент неизвестности и противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязи явлений. Большинство же вопросов адресованы к памяти, они позволяют выяснить, как дети усвоили программный материал. Очень важно, чтобы любые проявления познавательной активности ребёнка не оценивались отрицательно. Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемному диалогу, затрагивающего подлинные запросы детей, позволит не только сохранить творческую активность детей, но и значительно повысит интерес к обучению.
Одним из важных моментов формирования межличностных отношений и проявления творческих способностей ребят является поощрение и обучение детей ведению дискуссий и споров. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой — обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически и самостоятельно мыслить, овладевать умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, позиции, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями других.
Я считаю, что привлечь младших школьников к спору с учителем, который «всё знает», очень трудно. Часто ученик заранее согласен со всем, что скажет учитель. Такая тенденция может сохраняться очень долго, блокируя свободную творческую, самостоятельную мысль ребят. Поэтому главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то это творческое начало ребят может быть подавлено.
Новизна опыта
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.
Разработанная мной программа предполагает проектную работу с детьми, где на первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. Я реализую проектную деятельность не только через урок, но и через внеурочную деятельность. Поэтому полагаю, что моя программа соответствует всем требованиям Государственного Стандарта начального общего образования.
Теоретическая обоснованность опыта
Мною были изучены материалы по интересующей меня теме : «Проект как метод обучения». С начала ХХ в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Американцы назвали метод проектов - «наш метод школьной работы».
В 1910-е г. Профессор Коллингр, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Метод проектов предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика,сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель мог подсказать новые источники информации или просто направить мысль в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решать проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
В основе метода проектов Сергеева И. К. лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов используется в рамках определенного предмета. Его результат можно увидеть,осмыслить,применить в реальной практической деятельности.
Метод проектов у Бычковой А. В. всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, и именно поэтому очень важно с детьми заниматься проектной деятельностью. В различных источниках по данной проблеме выделяются 3 типа компетенций, которые формируются в процессе проектной деятельности по программе «МАЯК»:
ключевые, которые определяются заказом общества на подготовку его граждан, то есть, ученики должны уметь самостоятельно добывать знания;
- уметь работать с различными информационными источниками;
- самостоятельно мыслить;
- сотрудничать.
Должны уметь видеть проблему и, опираясь на полученные знания, умения, навыки, находить новые пути решения, это универсальные компетенции; а также значимые для любой сферы деятельности — профессиональные.
Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов — всё это позволяет включить обучаемых процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. При правильно поставленных задачах развивается потенциал учащихся с разным уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических знаний и практических умений.
Системность и технологичность опыта
Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому.
Также обязательно нужно проводить преемственность детского сада, начальной школы и среднего звена (личностно-ориентированное обучение: работа в центрах, уроки с участием учителей среднего звена и др.).
Помимо обучения, воспитания и развития учащихся, проектная деятельность снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно — научной и гуманитарной, Содержание проектного обучения в рамках технологического образования интегрирует теоретический и практический материал из различных сфер познания, что позволяет учащимся овладеть опытом преобразовательной деятельности в соответствии с природо- культуросообразностью, ориентируясь на современные технологические процессы.
Классификация проектов
По количеству участников | По продолжительности | По характеру результата | По количеству предметов |
личностные парные групповые | мини-проекты краткосрочные средней продолжительности долгосрочные | творческие исследовательские информационные ролевые | Моно-проект межпредметные |
Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача педагога – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.
Этапы проектной деятельности :
- Подготовительный. Выбор и обоснование темы и цели проекта, отбор источников информации; разработка последовательности технологических процессов, мотивация и методическое обеспечение будущего проекта. Самоопределение будущих участников проектирования. Выявление социальных и индивидуальных потребностей в данной деятельности.
- Технологический: проблематизация, концептуализация, программирование, планирование, организация. Выполняются операции, предусмотренные проектом. Определение проблем на основе анализа несоответствия данного предмета желаемому образу, выявление точек несоответствия и причин выявленных затруднений. Определение целей, согласование их. Разработка концептуального проекта. Разработка необходимых мероприятий для достижения целей проекта. Разработка плана достижения поставленных целей. Организация деятельности в соответствии с планом, программой, проектом.
- Завершающий. Проводится защита проекта с представлением его результатов. Возможна экспертиза проекта независимой комиссией или экспертной группой.
Развитие исследовательской деятельности обучающихся относится к числу приоритетных задач российского образования. Поэтому будущему руководителю проекта нужно изучить направления проектной деятельности.
Общие направления проектной деятельности:
I. Мотивационное
Прежде чем начнется работа над проектом, мы должны ответить на ряд вопросов:
- Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект?
- Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
- Кто будет создавать проект, в какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения требуемого вида работы?
- Как лучше распределить обязанности среди членов команды, если исполнителей несколько?
То есть, на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной группы и распределение обязанностей.
Мотивационное направление состоит из трех шагов:
- создание проблемной ситуации;
- формулирование темы проекта;
- определение конечного результата.
II. Планирующе-подготовительное
Это направление начинается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.
Планирующе-подготовительное направление состоит из трех шагов:
- объединение в группы, распределение обязанностей;
- составление графика работы над проектом;
- поиск информации.
III. Информационно-операционное
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ.
Информационно-операционное состоит из четырех шагов:
- работа групп по плану;
- консультации с руководителем;
- систематизация и классификация собранного материала;
- создание проектного продукта.
IV. Рефлексивно-оценочное
На данном этапе осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится корректировка. На этом этапе производится представление проделанной работы, дается оценка проекту.
Рефлексивно-оценочное направление состоит из семи шагов:
- создание ситуации успеха;
- указание на удачные, рациональные моменты;
- оценочные, подбадривающие обращения учителя;
- поддержание инициативы;
- самооценка;
- рефлексия;
- прием открытого конца урока.
А сейчас я познакомлю вас со своеобразными пунктами назначения: «островами» программы «МАЯК». (Приложение 13) Мы изучаем их в течение учебного года, начиная с первого класса. Естественно, наши проекты на следующий учебный год усложняются, год от году пополняются новыми знаниями и в 4 классе превращаются в целые детские книги — проекты. Ребята бережно хранят их в своих портфолио, или дарят малышам.
На уроках по заданной теме ведется разноплановая работа. Проводятся интегрированные уроки. За правильные ответы на вопросы по предмету учащиеся получают жетоны - «маячки» (Приложение 12). По количеству полученных жетонов определяются лидеры. «Маячки» можно давать на уроке, когда соревнуются две команды. Дети любят работать с маршрутными листами, выполнять творческие проекты, зарабатывая жетоны – маячки. Обязательное условие: каждый ученик читает и объясняет слова, специально записанные на маячках.
Воспитательный момент урока: диалог учителя с учеником; учащиеся объясняют, почему надо следовать по курсу, указанному «маячком» («указанный курс» - это слова на жетонах).
На уроках русского языка проводится словарная работа со словами, записанными на жетонах (подбор однокоренных слов, нахождение существительных определенного рода и т. д. на усмотрение учителя в зависимости от учебной программы). Кроме этого, у учащихся развивается устная речь, а также в игровой форме закрепляются нравственные нормы.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха (личностные: становление самооценки как результат самоопределения).
Результативность опыта
Работая над проектами, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователей, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Ежегодно защищают научно-исследовательские работы. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли (Приложение 5).
Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Неуверенные дети смогли поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавились от самоуверенности и поняли, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение проблемы.
Участники программы «МАЯК»:
- умеют проявлять свой талант и творческий потенциал;
- часто проявляют любознательность, умеют защищать свою точку зрения;
- умеют добывать знания и пользоваться знаниями о получении знаний;
- сформировались определенные знания, умения, навыки здорового образа жизни;
- научились сотрудничать;
- умеют ставить цели, добиваются их осуществления;
- повысилось качество обучения по предмету.
Пример: на диаграммах (Приложение 2) видно, как качество по литературному чтению в течение четырех учебных лет повышается. По результатам опроса, этот предмет считается у детей самым любимым. Они с удовольствием посещают библиотеки, ведут читательские дневники, любят читать наизусть и активно участвовать в проведении различных школьных праздников. Так, при изучении раздела «Устное народное творчество» мы с ребятами заинтересовались историей детского фольклора, родовые корни которого уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки самые древние. Связанные с древнейшими ритуальными обрядамия, служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям. Для проектной работы по данной теме творческими группами были разработаны памятки «Руководителю проекта», «Участнику проекта», «Начинающему исследователю» (Приложения 1, 3).
В результате совместной работы был представлен проект «В гостях у солнышка», где можно увидеть памятки «Выразительное чтение «стихотворения», «Учу наизусть стихи», «Работа со стихотворным текстом на уроках русского языка». Одновременно велась работа над долгосрочным проектом «Моя семья», дети с большим удовольствием любят сами готовить и защищать свои проекты (Приложение 6).
С целью повышения научно-методического уровня профессиональных знаний, умений и навыков учителей начальной школы я обучаюсь на курсах повышения квалификации и занимаюсь самообразованием (Приложения 7,9).
Создала персональный мини-сайт в Социальной сети работников образования, где я в 2017 году получила благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования (Приложение 10). В 2016 году мои методические материалы по теме «Проектные технологии в начальной школе» был опубликован на сайте Института развития образования и социальных технологий как эффективный педагогический опыт. Приняла участие во Всероссийском спринт-конкурсе научно-методических статей «Инновационный подход» в рамках реализации проекта «Педагогическая олимпиада» (Приложение 13).
За высокие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения имею грамоты учрежденческого, муниципального, регионального и общероссийского уровней (Приложение 11).
Обобщаю передовой педагогический опыт на конференциях и семинарах (Приложение 8). Являюсь руководителем Школьного Методического Объединения и Школы Молодого Учителя для учителей начальных классов В 2013 году для учителей начальных классов мной были представлены методические рекомендации «В помощь учителю. Литературное чтение», которые могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности. Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми.
Достижения обучающихся
Год | Результаты деятельности |
2015-2016гг. | На региональной олимпиаде «Математический праздник» два ученика стали победителями и два – призерами регионального уровня. |
2014г. | На международном конкурсе «Русский медвежонок» один ученик стал победителем 3 степени регионального уровня и 1 призер муниципального уровня. |
2015г. | В международной игре-конкурсе «Я-Энциклопедия» - 2 победителя и 3 призера межрегионального уровня. |
2016г. | Во Всероссийской олимпиаде по математике два ученика заняли 1 место, по русскому языку ученики заняли 1 место во всероссийском рейтинге и 2 место в региональном рейтинге, по окружающему миру - 2 место в региональном рейтинге. |
2015г. | На международном конкурсе «Русский медвежонок» один ученик стал победителем муниципального уровня. |
2014-2016гг. | В научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» ученики заняли 1, 2, 3-и места муниципального уровня. |
2016г. | Ученик занял 1 место в конкурсе «Ученик года - 2016» и 1 ученик - в номинации «Лучшее портфолио». |
Вывод: Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и самостоятельному выполнению работ. А также позволяют ученикам получать удовольствие от результата своей деятельности.
В результате использования программы «МАЯК» учитель формирует личностное отношение к окружающему миру, учащиеся овладевают эстетическими, этическими и нравственными нормами. Это одна из главных задач обучения, и служит она верным маяком, главным ориентиром каждому
учителю в понимании своей социальной роли, своей гражданской,
личностной позиции в профессиональной деятельности.
Оттого, как и куда он укажет направление, зависит дальнейшее путешествие учащихся по огромному морю, под названием ЖИЗНЬ.
Учитель! Ты являешься капитаном великого путешествия по Морю Знаний. Играй, выдумывай, твори! Пусть корабль, на котором вы будете со своими учениками путешествовать, никогда не сядет на мель.
Уважаемый педагог!
Попробуй не терять связи
с самым свежим и обаятельным миром - миром детства!
Предварительный просмотр:
Педагогическое инновационное эссе
«Миссия педагога»
Школа — это мастерская человечности.
Я. А. Каменский
Реформа школы ставит своей целью поднять работу школы на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества, Начальная школа должна превратиться в прочный фундамент всего школьного обучения, она должна заложить такие основы чтения, письма, развитой речи, счёта, элементарных трудовых навыков, которые обеспечат каждому ученику успешное владение учебным материалом в среднем звене школы.
Важнейшая задача учителя — создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Поэтому только творчески мыслящий учитель может увлечь и повести по дороге знаний детей.
Творчество — это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, Творчество — это не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского — «сотворение»). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятиями «способности», «развитие», «одарённость».
В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребёнка, акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризирующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу ценное, на что он способен, - даже тогда, когда самому автор мнится, будто он действует только для себя.
Не это ли состояние мы называем вдохновением?
Особенности современного движения педагогической и психологической наук и создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и зоспитывать своих питомцев, не добиваясь интереса, активности, творческого подхода.
Уже в начальных классах нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение, расширить свой общий и специальный кругозор, Можно с уверенностью сказать, что задача воспитания творческих способностей состоит в том, чтобы не допустить спада, а напротив того, добиваться подъёма, на этот раз уже неугасающего.
Потребность к изучению неизвестного лучше развивать через познавательный интерес без участия принуждения. Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, побуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно-привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов. Однако, следует иметь в виду то обстоятельство, что занимательность, игра, наглядные средства обучения не в состоянии сформулировать познавательный интерес школьника как личностное образование.
Умственная активность присуща каждому здоровому ребёнку. У младших школьников она выступает по преимуществу в непосредственной любознательности, составляющей как бы первооснову будущей исследовательской мысли.
Одним из важных моментов формирования межличностных отношений и проявления творческих способностей ребят является поощрение и обучение детей ведению дискуссий и споров. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой — обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически и самостоятельно мыслить, овладевать умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, позиции, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями других.
Привлечь младших школьников к спору с учителем, который «всё знает» очень трудно. Ученик заранее согласен со всем, что скажет учитель. Такая тенденция сохраняется очень долго, блокируя свободную творческую, самостоятельную мысль ребят. Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то это творческое начало ребят может быть подавлено. Давайте вспомним и возьмем на вооружение, в связи с этим, эти замечательные слова М. Горького: “В душе каждого ребенка есть невидимые струны! Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат”.
Научить, учиться, Эти слова являются однокоренными. Научить думать- вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны жизни, учить слушать и слышать, говорить и высказываться, а главное — чувствовать. Научить увидеть, понять духовные ценности- Истину, Добро, Красоту. Постичь, впитать их и быть по — настоящему богатым через собственный опыт, личные эмоциональные переживания, Как научить учиться, как научить думать?
Размышляя над этим вопросом, я часто представляю себе, как человек на Земле впервые научился думать, почувствовал красоту и от этого испытал первую радость... Человек услышал пение своего сердца. Так родилось искусство слова «думать». Задавая детям вопрос: «Как вы, думаете, где живет красота? Кому из вас приходилось встречать на пути красоту? Легко ли отыскать красоту?» Мне захотелось рассказать детям притчу, которая заставит думать, размышлять.
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой — стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой — человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды», Подошли путники к серому камню, У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: “Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем».
“Где ты видишь прекрасный цветок?” - удивился человек с холодным сердцем, -Это же серый камень. Вот и трещина на нем, и пылью покрыт.” “ Да, это камень, но там, внутри, цветок розы”, - возразил человек с горячим сердцем, - Надо добраться, освободить его от каменного плена”, Он много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец, из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцами чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек».
Не первый раз, читая и рассказывая эту притчу, каждый раз по — новому отвечаю себе на вопрос: «Почему путники, которые искали одно и то же и шли одной и той же тропинкой видели и находили разное?»
Задаю детям вопрос: «Как вы думаете, какое у вас сердце? Какой бы вы дали совет, чтобы человек с холодным сердцем смог увидеть в обычном необычное».Учить детей говорить и высказываться, а главное — думать. Учиться у детей открытости, искренности, умению видеть красоту. Если человек с детства приучен видеть красоту, если в школе его окружает подлинная радость жизни, основа которой — доброта, чуткость и отзывчивость, он не вырастет черствым и жестоким. Можно много раз повторять, что красота спасет мир, и ничего не делать для того, чтобы она творилась твоими руками, а
ждать, пока эту красоту сотворят другие.
Именно поэтому мы с детьми много говорим об этом, читаем книги и обсуждаем, любим экскурсии и прогулки в природу. Совместно с родителями организуем и проводим открытые уроки и внеклассные мероприятия, куда приглашаем всех желающих. Вместе нам никогда не скучно! Ведь моя миссия педагога - воспитать Человека с «горячим сердцем». Я считаю, что это основа будущего счастья, духовного обогащения, Научить учиться, идти рука об руку к вершинам. Идти вперед...
В заключение я хочу сказать, что моим педагогическим кредо являются слова А.Эйнштейна: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Я горжусь тем, что родители учеников ежегодно выражают мне свою благодарность за обучение и воспитание детей. Надеюсь, что мои цветики - разноцветики, мои ученики, впитают в себя то добро, которое несет им окружающий мир, состоящий из любящих, неравнодушных и творческих людей.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Памятка для руководителя проекта:
Вы должны:
- создать мотивацию;
- создать образовательную среду;
- определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
- организовать работу в малых группах (где это необходимо), индивидуально;
- владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т. п.;
- консультировать (по методу убывающих подсказок);
- уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
- представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;
- иметь критерии объективной оценки.
Приложение 2
Приложение 3
Памятка для участника проекта:
1. Определить тему проекта, четко сформулировать ее.
2. Определить назначение проекта.
3. Определить тип проекта.
4. Определить целевую группу пользователей.
5. Сформулировать цели и задачи проекта, рассматривая при этом цель как конечный результат проектной деятельности, а задачи как средство достижения намеченной цели.
6. Прописать этапы реализации проекта.
7. Определить перспективы развития проекта.
8. Продумать форму представления информации.
9. Определить структуру проекта.
10. Детализировать описание определенной структуры.
11. Определить необходимый фронт работ.
12. Распределить обязанности среди членов команды.
Приложение 4
Из бесед с родителями учеников:
«Все проекты, создаваемые детьми, являются их маленькими победами в учебном процессе. Ребята активно вовлекаются в этот интересный процесс, начиная с эскиза и заканчивая итоговым результатом. Им нравится защищать свои проекты, т. к. в них были вложены их идеи, задумки и творческий потенциал».
Я, как учитель и классный руководитель, выделила для себя следующие условия для успешной проектной деятельности:
- стараться подходить ко всему творчески, бороться со стереотипными банальными решениями;
- ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;
- стремиться открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности;
- в процессе работы не забывать о воспитании школьника;
- стараться меньше заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо, уклоняться от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
- при оценивании нужно помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
- помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно;
- учить детей прослеживать связи и выстраивать цепочки;
- учить детей действовать независимо, приучать их к самостоятельным поискам и анализу ситуаций;
- учить способности добывать информацию;
- стараться обучать школьников умению анализировать и классифицировать получаемую ими информацию;
- помогать детям учиться управлять процессом собственного исследования.
Приложение 5
Приложение 6
Проекты представлены отдельно ниже
Приложение 7
Участие в курсах повышения квалификации
Дата прохождения курсов | Тема | Место прохождения курсов | № удостоверения |
10.12.2012г.- 21.12.2012г. | «Урок в свете требований ФГОС НОО» | г. Курган | № 6574 |
Приложение 8
Распространение передового педагогического опыта
Я активно занимаюсь инновационной работой. В 2013-2016 гг. являлась членом творческой группы областного инновационного проекта «Разработка и апробация технологии психологического и педагогического мониторинга развития детской одаренности».
Приняла участие в семинарах, вебинарах, круглых столах, тренингах и др.мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней.
№ п/п | Год | Уровень | Тема | Тема выступления или участие |
1. | 2012 | Областной семинар | «Социальное проектирование в сфере молодежной политики». | Участие в работе |
2. | 2012 | Областной семинар | «Система учебников «Начальная школа XXI века»: учебно-методический ресурс для достижения требований ФГОС НОО». | Участие в работе |
3. | 2013 | Региональная научно-практическая конференция | «Инновационные процессы в образовании: от теории к практике» | Тема доклада: «Творческое проектирование как форма работы с одаренными детьми» |
4. | 2014 | Областной семинар | «Реализация ФГОС НОО средствами УМК «Гармония». | Участие в работе |
5. | 2015 | Областная научно-практическая конференция | «Опыт и результаты реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях Курганской области». | Тема доклада: «Учимся по новому Стандарту» |
6. | 2016 | Областной семинар | «Всероссийские проверочные работы для выпускников 4-х классов. Методика проведения, критерии и оценка». | Участие в работе |
7. | 2016 | Областной образовательный форум | «Система поддержки и развитие одаренных детей в образовательных организациях Курганской области» | Организатор методической выставки |
8. | 2016 | Межмуниципальный семинар для учителей начальных классов | «Современный урок в свете требования ФГОС НОО» | Участие в работе |
9. | 2016 | Региональная научно-практическкая конференция | «Современные педагогические технологии» | Тема доклада: «Проектные технологии в начальной школе» |
10. | 2016 | Всероссийский форум | «Педагоги России» | Участие в работе |
Приложение 9
Данные о самообразовательной деятельности
Тема по самообразованию | Содержание деятельности | Сроки работы над темой | Форма представления (результат) |
«Развитие творческой деятельности посредством применения метода проекта на уроках» | Изучение литературы по проблеме, определение целей и задач темы. Повышение качества проводимых учебных занятий на основе внедрения новых технологий. Распространение опыта работы | 2012 - 2016 | Методическая папка-копилка |
Приложение 10
Наличие личного сайта с организацией обратной связи с педагогами, родителями, учащимися (наличие действующего форума, информации для педагогов, родителей, учащихся)
Наличие профессионального блога или веб-страницы.
Ведение личного сайта, профессионального блога, веб-страницы
Наличие | Адрес | ||
Личный сайт | есть | http://nsportal.ru/shchain | |
Профессиональный блог | школьный | http://school-ketovo.3dn.ru | |
Веб-страница | есть | http://ok.ru/group/52793388171450 |
Приложение 11
Награды и поощрения учителя Жексембаевой Щ.Б.
№ п/п | Уровень | Год | Название поощрения | |
1 | Общероссийский | 2014 | Благодарственное письмо «Центра дополнительного математического образования» за подготовку обучающихся к участию в математических олимпиадах и конкурсах | |
2 | 2014 | Благодарственное письмо организационного комитета Всероссийского дистанционного комитета конкурса «Умка» за подготовку участников и помощь в организации конкурса | ||
3 | 2015 | Диплом 2 степени за победу во Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием «Лучший педагогический опыт» | ||
4 | 2015 | Благодарственное письмо «Центр дополнительного математического образования» за подготовку обучающихся к участию в математических олимпиадах и конкурсах | ||
5 | 2016 | Свидетельство сайта viki.pdf.ru за авторскую презентацию «Состав слова» | ||
6 | 2016 | Сертификат социальной сети работников образования за создание персонального сайта http://nsportal.ru/shchain | ||
7 | 2016 | Диплом Института развития педагогического мастерства за 3 место в онлайн-олимпиаде «Анализ современного урока» | ||
2017 | Свидетельство проекта для одаренных детей «Алые паруса» за публикацию творческой работы «Компьютер – друг или враг?!» | |||
8 | 2017 | Благодарность социальной сети работников образования за активное участие в работе Социальной сети работников образования | ||
9 | Областной | 2012 | Грамота за тесное сотрудничество, содействие и профессиональную помощь в организации и проведении курсов повышения квалификации педагогических работников | |
10 | 2014 | За участие в областном заочном конкурсе методических материалов | ||
11 | Районный | 2003 | Почетная грамота за инновационные подходы к совершенствованию воспитательной работы школы | |
12 | 2013 | Грамота за достижение высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения | ||
13 | 1985 | Почетная грамота за успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения | ||
14 | 2015 | Грамота за успехи в работе с одаренными детьми, активное участие в инновационной деятельности | ||
15 | школьный | 2016 | Грамота за высокие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения. | |
16 | 2016 | Почетная грамота за 1 место в конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства-2016» | ||
17 | 2014 | Благодарственное письмо за активное участие в экологических мероприятиях | ||
18 | 2015 | Благодарственное письмо за трудолюбие и веру в каждого ученика, за мудрость и готовность прийти на помощь ребенку | ||
19 | 2014 | Грамота за подготовку участника конференции исследовательских работ «Шаг в будущее» |
Приложеение 12
Дружба Искренность
Преданность Спокойствие
Любовь Чтение
Сотрудничество Совесть
Доброта Помощь
Жизнелюбие Любознательность
Приложение 13
МКОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа
имени контр-адмирала Иванова В.Ф.»
Поэтическая тетрадь
«В гостях у солнышка»
Подготовили: ученики 4Г класса
Кетово-2016
МКОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа
имени контр-адмирала Иванова В.Ф.»
Проект
«Моя семья»
Разработала: учитель начальных
классов Жексембаева Щ.Б.
Кетово-2015
Приложение 14
МКОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа
имени контр-адмирала Иванова В.Ф.»
Программа «Маяк»
(проектная деятельность в начальной школе)
Разработала: учитель начальных
классов Жексембаева Щ.Б.
Кетово-2015
Пояснительная записка
Данная программа «МАЯК» (Мудро поступать, Активно работать, Ясно мыслить, Конкретно излагать мысли) разработана для учащихся начальных классов. Программа «Маяк» разработана для проектной деятельности учеников начальных классов и она используется мной в основном на уроках литературного чтения. Но я думаю, что эта программа вполне может быть реализована и на других предметах, так как она помогает детям расширить свой кругозор, учит соединять имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, и многое другое. Также программа реализует воспитательные цели, и значит, пригодится в работе классному руководителю. Специальные знания осваиваем индивидуально, а нравственные завоевываем сообща в проектной деятельности на уроках.
Программа составлена в форме игры – путешествия поможет учителю развить у учащихся интерес к учению, вселить уверенность в том, что всё достижимо, если приложить старание, и приобретённые знания.
Все предлагаемые методы, приемы и формы работ позволяют достичь реального воспитательного результата. Сначала – ясно увиденная цель, затем – практическое её достижение. Путешествие вызовет у учащихся младших классов потребность испытать себя, убедиться в своих силах, а вместе с этим способность быстро и многому сразу научиться.
Главная задача учителя: научить добывать знания, помочь учащимся разобраться в информационном потоке. Современный учитель в моем понимании ассоциируется с маяком, указывающим путь своим воспитанникам. Оттого, как и куда он укажет направление, зависит дальнейшее путешествие учащихся по огромному морю, под названием ЖИЗНЬ.
Учитель! Ты держишь в руках программу – это путешествие по Морю Знаний. Играй, выдумывай, твори! Пусть корабль, на котором вы будете со своими учениками путешествовать, никогда не сядет на мель.
Уважаемый педагог!
Попробуй не терять связи с самым свежим и обаятельным миром - миром детства!
Содержание программы
Современные педагоги, организуя учебный процесс, не ограничиваются развитием предметных умений, но ставят перед собой более высокие и важные задачи согласно Государственному Стандарту начального общего образования: благотворно влиять на развитие личности каждого ребенка, выявлять и развивать его способности, прививать тягу к самообразованию, вкус к творчеству. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Образовательной среде необходимо дидактическое обновление системы развития творческой личности школьника. При этом особую актуальность приобретает вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
Я уверена в том, что на развитие универсальных учебных действий следует направить организацию проектной деятельности учащихся. Это обусловлено тем. что проектная деятельность школьников не только развивает ребёнка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся. она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно — научной и гуманитарной, Содержание проектного обучения в рамках технологического образования интегрирует теоретический и практический материал из различных сфер познания, что позволяет учащимся овладеть опытом преобразовательной деятельности в соответствии с природо — культуросообразностью, ориентируясь на современные технологические процессы.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно — познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата — создание проекта.
Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию. Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы.
Введение метода проектов в начальную школу должно проходить поэтапно: подготовительный этап, общешкольный эксперимент, переход в режим функционирования, распространение опыта. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса.
Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов — всё это позволяет включить обучаемых процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. При правильно поставленных задачах развивается потенциал учащихся с разным уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических знаний и практических умений, Развиваются качества личности: инициативность, коммуникативность, умение планировать. видеть перспективу. Совершенствуются психические процессы: логическое мьшление, развивается творческое мышление. Проектная деятельность развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Всё это является важнейшим элементом общей культуры. Развитие исследовательской деятельности обучающихся относится к числу приоритетных задач российского образования.
В мое методическое портфолио включены уроки и внеклассные мероприятия для учащихся начальных классов, при проведении которых используются проекты, созданные учащимися, а также семейные проекты. Внеклассное мероприятие «Супер — семейка» развивает коммуникативные навыки, повышает мотивацию к учению. Мастер – классы, мини — уроки с участием родителей, учеников способствовали развитию общеучебных умений, учащиеся вместе с родителями составляли проекты. При подготовке к урокам и внекласным мероприятиям учащиеся были включены в проектную деятельность. После проведенных мероприятий «маленькие энциклопедии» класса пополняются материалом, собранным учащимися и их родителями. Продуктами проектов являются газеты «Морячок», «Солнышко», сборник пословиц, книжки-малышки, брошюры, альбомы с рисунками.
Уроки, включенные в методическое портфолио, носят интегрированный характер. Благодаря внедрению в проектную деятельность учащиеся получают удовлетворение, так как видят наглядно продукт своего собственного труда.
Планирование программы «Маяк»
Месяц | Девиз | Остров | Название мероприятия | Вид деятельности | Форма проведения | Количество часов | Проект |
Сентябрь | "Велик океан, но и капля для него прибыль" | "Капелька" |
| Знакомство с Конституцией беседа с медработником школы конкурс разговор конкурс проектная деятельность мини-лекторий | классный час классный час урок русского языка классный час урок русского языка классный час | 1 1 1 1 1 1 | "Кодекс 3 класса" «Оздоровительные упражнения» (брошюра) «Калейдоскоп слов» (альбом) «На память юнге» (из книги Сухомлинского и «Копилка вопросов» пословицы о речи книжка-малышка |
Октябрь | "До чего же интересно все на свете узнавать!" | "Кругозор" |
| Проектная деятельность самостоятельая работа знакомство с музыкальными инструментами чтение произведения «Легенда о ласточке» работа по книге «Почемучка» составление словаря имен работа по схемам-опорам | Урок русского языка урок математики урок музыки урок литературного чтения урок окружающего мира урок русского языка урок русского языка | 1 1 1 1 1 1 1 | "Словарь настроений" Сборники задач «В мире музыкальных инструментов» (брошюра) «Ласточки» (брошюра) Альбом «Этот загадочный водный мир» словарь школьника «Волшебник Мягкий знак» |
Ноябрь | "Зеленую одежду земли будем беречь" | "Ромашка" |
| Проектная деятельность конкурс рисунков игровая ситуация «Лектор» мини-лекторий викторина игровая ситуация работа с текстом | урок окруж.мира урок ИЗО урок русского языка час с медработником внеклассное занятие по познанию мира урок познания мира урок русского языка | 1 1 2 1 1 1 1 | "У природы нет плохой погоды" (тексты о природе) альбом «Грибы» «Азбука природы — Деревья!» «В мире растений» (энциклопедия) загадки о растениях «Летопись природы» (энциклопедия) заклички, приговорки, кричалки |
Декабрь | "Читаем, играем, рисуем и поем — творчески живем" | "ЧТД" — Чередование Творческих Дел |
| Исполнение песен устные рассказы изготовление снежинок подвижные игры рисунки конкурс работа в группах | Внеклассное мероприятие классный час урок технологии урок физкультуры внеклассное м/е внеклассное м/е интегрированный урок | 1 1 2 1 1 1 1 | "От улыбки хмурый день светлей" (песни В. Шаинского) Справочное бюро «Почемучка» «Игры народов» словарь школьника «Птицы» брошюра «Математика и экология» «Цветы» (энциклопедия) |
Январь | "Мы в отаете за все живое на планете!" | "Дельфин" |
| Конкурс изготовление кормушек игровая ситуация исполнение песен о животных конкурс знакомство с водным миром рассказы учащихся | Внеклассное мероприятие внеклассное мероприятие урок русского яз урок музыки бибиотечный час урок окружающего мира урок литературного чтения | 1 1 2 2 1 1 1 | "Взрослым и ребятам о зверях мохнатых"(брошюра) «Птицы» (словарь школьника) «В мире животных» (брошюра) Песенник «Литературное бюро находок» «Рыбы» (энциклопедия) брошюра «Мои друзья» |
Февраль | "В дорогу, в плавание, в полет — узнаем, как страна живет" | "Исток" |
| Устные рассказы встреча с психологом беседа рассказы учащихся изготовление поделок чтение стихотворений работа по книге «Почемучка» | Урок познания мира внеклассное м/е классный час урок познания мира урок технологии урок литературного чтения классный час | 1 1 1 1 1 1 1 | Пословицы о семье «Искусство общения» брошюра брошюра «Письменные работы по ПДД» брошюра «Твори, выдумывай, пробуй!» (образцы поделок) Поэтическая тетрадь «Поэты России» пословицы о труде |
Март | "Умножай добро в мире людей" | "РЛ"- Радость людям |
| Мини-сочинения исполнение песен письменные работы работа по карточкам сочинение игровая ситуация «Инспектор» игровая ситуация «Переводчик» | Классный час урок музыки урок русского языка урок математики урок русского языка классный час урок познания мира | 1 1 2 1 1 1 1 | Брошюра «Почтовое отделение класса» «Поэтическая тетрадь» «Письменные работы по ПДД» Карточки-тесты мини-словарь (клички животных) книжки-малышки по ПДД настольный календарь |
Апрель | "Пусть побольше будет «лучше» и меньше будет кое-как" | "Успех" |
| Работа в центрах Работа в центрах Работа в центрах Работа в центрах конкурс Работа в центрах Работа в центрах | Урок познания мира урок математики урок русского языка урок литературного чтения классный час интегрированный урок интегрированный урок | 1 1 1 1 1 1 1 | Пословицы о добре «Не ищи красоты, ищи доброты» «В Солнечном царстве Космическом Государстве» Фразеологизмы пословицы на морскую тему Справочное бюро «Почемучка» мини словарь «Изобретатели» |
Май | "Нам этот мир в наследство завещано беречь" | "Солнышко" |
| Написание писем разучивание песен о ВОВ Изложение чтение книги конкурс для мальчиков мини-лекторий конкурс | КТД «Почтовое отделение класса» урок музыки урок русского языка урок литературного чтения внекл.м/е классный час классный час | 1 2 1 2 1 1 1 1 | "Письма водителям" Сборник «Нас песня вела к Победе» Тексты «Ради жизни на земле» Брошюра «Детям о ВОВ» пословицы о Родине «Книга Природы» |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"
Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"...
Доклад на городском "Фестивале педагогических идей" по теме "Формирование исследовательских навыков учащихся 1 класса через реализацию курса "Я-исследователь"
В докладе раскрывается актуальность использования метода исследований.Приводится пример работы учащихс с использованием указанного метода на уроках окружающего мира....
фестиваль педагогических идей
фестиваль педагогических идей...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Выступление на международном фестивале Педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"
Выступление на вебинаре на тему:"Инновационные формы и средства работы с одаренными детьми"...
ЭССЕ "МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ" (Фестиваль педагогического мастерства-2021)
эссе "Моё педагогическое послание профессиальному сообществу"...
Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021
Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021...