Рабочая программа дополнительного образования детей «Безопасное колесо»
рабочая программа (4 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа "Безопасное колесо" разработана для ознакомления детей в возрасте 10–11 лет с действующими правилами дорожного движения с проведением учебно-тренировочных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Долинска
Согласовано: Зам.директора по ВР __________О.В.Тимошенко. « 30 » августа 2016 г. | Утверждаю: Директор школы ___________Е.А. Шустова « 30 » августа 2016 г. |
Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Безопасное колесо»
1год (2016-2017)
Составлена на основе:
- ФГОС начального общего образования 2009г.
- Авторской программы Лапковской З.А.
- Примерной программы начального общего образования
Рабочую программу внеурочной деятельности составила
учитель начальных классов Лапковская Зоя Анатольевна
Долинск
2016
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа "Безопасное колесо" разработана для ознакомления детей в возрасте 10–11 лет с действующими правилами дорожного движения с проведением учебно-тренировочных занятий. Обучение предусматривает применение проблемного раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ в классе информационных технологий, вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части. Занимаясь в детском объединении воспитанники приобретают практические навыки вождения велосипеда, и теоретические знания по правилам дорожного движения. Экскурсии к проезжей части помогают на практике рассматривать дорожно-транспортные ситуации. Закончив обучение по данной программе дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
Программа социально-педагогического направления деятельности рассчитана на 1 год обучения.
Программа курса “Безопасное колесо” разработана в рамках Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, закона Российской Федерации “О безопасности”, “Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах”.
Среди всех опасностей особо стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм.
Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Анализ дорожно-транспортных происшествий выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению в дорожном движении. К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формированию транспортной культуре и выработку правильных навыков и привычек поведению на проезжей части, на что и нацелен данный курс.
Несоответствие между количеством часов, отведенных на изучение тех или иных разделов в содержании программы школьного предмета "Обеспечение безопасности жизнедеятельности" для 6–8-х классов, и статистическими данными причин гибели людей от несчастных случаев, а также формальный подход к 9 часовой программе классных часов по ПДД не позволяет в должной мере решить проблему знаний учащихся по правилам дорожного движения. Отсутствует как региональном, так и в федеральном базовом плане вождение велосипеда, а ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после недельного самостоятельного обучение ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде, и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть.
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: 10 -11 лет (4 класс).
Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Количество учащихся в учебной группе: 10 учащихся.
Количество часов в год: 36 часов.
Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую часть.
В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационных технологий.
Практическая часть состоит: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части.
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает двигательную нагрузку (вождение велосипеда), вторая часть изучение теоретического материала. В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.
Цель программы:
развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить с историей правил дорожного движения
Научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
Совершенствовать навыки ориентировки на дороге
Формировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
Обучить фигурному вождению велосипеда.
Развивающие:
Развивать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой.
Развивать дорожную грамотность детей.
Воспитательные:
Воспитывать безопасную личность;
Воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Прогнозируемые результаты обучения
К концу обучения дети будут знать:
историю возникновения ПДД;
дорожные знаки;
сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила движения на велосипеде;
правила движения по дороге;
как оказывать первую доврачебную помощь.
К концу обучения дети будут уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснить товарищу правила поведения на дороге;
фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия;
оказывать первую доврачебную помощь.
Контроль за результативностью учебного процесса.
В процессе обучения программы проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов.
Планируется участие воспитанников детского объединения в конкурсе "Безопасное колесо" (на районном, областном этапе).
В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД.
Содержание программы.
Вводная тема.
Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Планы на текущий учебный год. Ознакомление с образовательной программой.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.
История правил дорожного движения.
История транспорта. Исторические этапы становления правил дорожного движения.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.
Участники дорожного движения.
Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров.
Практика: Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Транспортные средства и правила движения.
Виды транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Повороты, развороты и движение задним ходом. Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Проезд перекрестков. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств.
Практика:
Игра “Регулировщик”. Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Дорожная разметка.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населенные пункты. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Практика:
Экскурсия “Улицы нашего района”.
Игра “Карта дороги”.
Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Дорожные знаки.
Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Обгон и встречный разъезд. Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена.
Практика:
Учебно-тематическая экскурсия “Дорожные знаки на пути в школу” (“Безопасная дорога”).
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Вождение велосипеда.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий.
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий.
Основы оказания первой доврачебной помощи.
Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Практика:
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при травматическом шоке.
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Организация, подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях.
Организация, подготовка, проведение викторин и конкурсов в детском объединении:
викторина "Знатоки Правил дорожного движения";
викторина “Дорожные знаки”;
конкурс “Юные инспектора дорожного движения”;
конкурс "Скорая помощь на дороге".
Подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Награждение грамотами за успешное окончание учебного года.
Примерный план работы в каникулярное время:
Осенние каникулы:
Праздник “Посвящение в пешеходы”.
Выставка рисунков “Безопасная дорога”.
Зимние каникулы:
Соревнования “Безопасное колесо”.
Просмотр видеофильмов с различными ситуациями на дороге.
Весенние каникулы:
Конкурс рисунков на асфальте “Пешеход и светофор”.
Соревнования “Велосипедисты на дороге”.
Методическое обеспечение программы.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:
Наглядно-иллюстративный;
Коллективный (дети учатся помогать друг другу в работе, обмениваться опытом).
Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактические материалы и наглядные пособия.
Велосипеды (личные).
Аптечка.
Инвентарь по фигурному вождению велосипеда.
Знаки правил дорожного движения.
Макет проезжей части.
Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов и комментарий к экзаменационным билетам “А”, “В”.
Компьютерная программа приема экзаменов по ПДД.
Фото и видео материалы.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо:
Наличие спортивной площадки;
Компьютерный класс,
Класс для теоретических занятий
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы | К-во часов | Теория | Практика |
Вводная тема | 1 | 1 | ||
История возникновения правил дорожного движения | 1 | 1 | ||
Участники дорожного движения | 5 | 4 | 1 | |
Транспортные средства и правила движения | 5 | 4 | 1 | |
Дорожная разметка | 5 | 3 | 2 | |
Дорожные знаки | 6 | 3 | 3 | |
Вождение велосипеда | 5 | 1 | 4 | |
Основы оказания первой доврачебной помощи | 5 | 2 | 3 | |
Организация, подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях. | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие. | 1 | 1 | ||
Всего: | 36 | 19 | 15 | |
Календарно-тематический план
№ зан. | Тема занятия | ||
Дата | |||
Вводное занятие. Цели, задачи. Оформление уголка. | 3.09 | ||
Правила дорожного движени. Основные термины и понятия | 10.09 | ||
Права т обязанности и ответственность участников ДД | 17.09 | ||
ПДД. Дорожные знаки. Элементы улиц и дорог. Перекресток. Дорожная разметка. | 24.09 | ||
Велосипед. Правила движения велосипедиста и мопедиста. | 01.10 | ||
Подготовка к проведению игры в 1 классе. Знакомство с информационными знаками | 8.10 | ||
Проведение игры в 1 классе «Зеленый огонек». Автомобильная аптечка | 15.10 | ||
Виды кровотечений. Первая доврачебная помощь. | 22.10 | ||
Способы наложения повязок при кровотечении. | 29.10 | ||
Игра «Путешествие в страну дорожных знаков» | 5.11 | ||
Транспортные средства. Виды транспортных средств. | 19.11 | ||
Юный регулировщик | 26.11 | ||
Знакомство с предупреждающими и запрещающими знакми | 3.12 | ||
Знакомство с информационными знаками и знаками особого предписания | 10.12 | ||
Виды медицинских повязок. | 17.12 | ||
Викторина: «Помни правила дорожного движения как таблицу умножения» | 24.12 | ||
Дорожные знаки в нашем городе. | 30.12 | ||
Изучение ПДД. Работа с карточками | 13.01 | ||
Изучение ПДД. Работа с карточками | 20.01 | ||
Подготовка агитбригады к выступлению. | 27.01 | ||
Изучение ПДД. Работа с карточками. | 3.02 | ||
Оказание первой медицинской помощи. | 10.02 | ||
Дорожная разметка. | 17.02 | ||
Тестирование ПДД. | 24.02 | ||
Игра «Пешеход, водитель, велосипедист» | 2.03 | ||
Перекресток. Ситуации на перекрёстках. | 9.03 | ||
Искусственное дыхание. | 16. 03 | ||
Изучение ПДД. Работа с карточками. | 23.03 | ||
Фигурное вождение велосипеда. | 6.04 | ||
Виды медицинских повязок. | 13.04 | ||
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и внутренних повреждениях. | 20.04 | ||
Первая помощь при вывихах, переломах, ушибах. | 27.04 | ||
Тестирование по оказанию первой медицинской помощи. | 4.05 | ||
Игра «Мы-спасатели» | 11.05 | ||
Фигурное вождение велосипеда | 18.05 | ||
Подготовка к районному конкурсу «Безопасное колесо» | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на велосипедах "Безопасное колесо" (мероприятие)
Мероприятие по правилам дорожного движения, проведённое в летнем оздоровительном лагере "Планета". Детям это мероприятие очень нравится и поэтому мы его проводим ежегодно в летний период....

сценарий выступления агитбригады на конкурс "Безопасное колесо"
Разработка сценария выступления агитбригады ЮИД на районный конкурс знатоков дорожного движения "Безопасное колесо". Материал подобран по тематике "Деятельность юных инспекторов движения"...

Методическая разработка воспитателя группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. Сценарий выступления на районном конкурсе "Безопасное колесо".
Тема выступления: "Вместе мы сможем спасти миллионы жизней". В сценарии рассмотрены три направления работы младших школьников по предупреждению дорожно-транспортых происшествий. Первое направление - р...
Районный конкурс «Безопасное колесо – 2015». Представление команды «СТОП» в творческом конкурсе команд «Вместе – за безопасность дорожного движения!»
Тема выступления «Культура в дорожном поведении – залог безопасного движения!» раскрывает деятельность юных инспекторов движения в условиях современности....

Презентация на тему "Дорожные знаки" для подготовки детей к Безопасному колесу.
Материал содержит дорожные знаки, которые детям необходимо знать на соревнованиях "Безопасное колесо", а также описание и дополнения к каждому из знаков. С помощью этой презентации под...