План работы с одарёнными детьми 1 класса
методическая разработка (1 класс) на тему
В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
с одарёнными детьми 1 класса
учитель Бугровая Н.Н.
МКОУ «СШ п. Орджоникидзевский имени Г.Д. Бутаева»
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей.
Система ценностей личности и её направленность ведут за собой развитие способностей и прогнозируют реализацию творческих задатков. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером его действий.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Психолого-педагогическая характеристика программы
Работа в 1 классе направлена на выявление одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.
Проводится комплексный характер оценивания. Ведётся наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках, во внеурочное время.
Наблюдение ведётся в течение длительного времени – учебного года в первом классе.
Подключение к данной работе психолога школы.
Беседа с родителями с целью выявления интересов обучающегося.
Во время наблюдения будут учитываться следующие факторы;
актуальный уровень развития одарённости, достигнутый к моменту поступления в 1 класс;
особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации;
потенциальные возможности ребёнка к развитию.
Выявление одарённых детей в 1 классе не является самоцелью. Это необходимо для создания условий их интеллектуального и личностного роста в условиях образовательного учреждения, с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном и творческом отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи развития:
развитие личности одаренных учащихся;
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
развитие позитивной Я-концепции;
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений;
развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности. Полагаю, что уместно сделать акцент на следующих ценностных приоритетах.
1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
2. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
Работа с одарёнными детьми построена на следующих принципах.
1) Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.
2) Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Содержание обучения будет учитывать индивидуальные типологические особенности детей и строится на следующих направлениях:
учет возрастных особенностей;
обогащения – выход за рамки традиционных тем курса начальной школы.
проблематизации – стимулирование личностного развития детей: использование оригинальных объяснений, поиск новых и альтернативных смыслов в известных фактах. Это способствует формированию личностного подхода к изучению разных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Ожидаемые результаты
1. Личностные
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сформированность толерантности сознания.
Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
2. Метапредметные
Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
3. Предметные
Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
Сформированность основ социально-критического мышления;
Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;
Формы контроля
Учёт посещаемости занятий.
Создание каждым учеником данной группы портфолио.
Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.
Нормативно-правовое сопровождение
Закон РФ «Об образовании» от 01.12 2007 №309-Ф3 ФГОС НОО
Партнёрское взаимодействие
К работе с одарёнными детьми привлекается психолог школы с целью отслеживания уровня развития обучающегося. Он проводит тестирования, выстраивает графики личностного развития. С его помощью создаётся и ведётся «Дневник личностного роста».
Родители тоже заинтересованы в успехах своего ребёнка. Их задача стимулировать дополнительные занятия дома по предмету, приобретать дополнительный материал, оказывать моральную поддержку.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
План работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одарёнными детьми
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя....
План работы с одарёнными детьми 2 класса
Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....
План работы с одарёнными детьми в начальных классах на 2015-2016 учебный год.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями....
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....
План работы с одарёнными детьми 2 класса на 2021-2022учебный год
Пояснительная записка.Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренн...
План работы с одарёнными детьми 3 "А" класса
Пояснительная записка.Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.Различают общую и специфическую одаренность. ...
План работы с одарёнными детьми в 1 классе
План работы с одарёнными детьми в 1 классе...