Обновление содержания и технологий обучения и воспитания начальной школы по средствам введения ФГОС НОО.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Эпиграфом к сегодняшнему разговору, я подобрала слова Л.Н.Толстого:
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_melikova_r.n_2016_dekabr.rar | 808.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 15 им. Героя Советского Союза Мильдзихова Х.З.
Тема:
Обновление содержания
и технологий обучения и воспитания начальной школы по средствам введения
ФГОС НОО
Педагогический совет
учитель начальных классов
Меликова Р.Н.
Владикавказ, декабрь, 2016г.
Эпиграфом к сегодняшнему разговору, мы подобрали слова Л.Н.Толстого:
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» 2 слайд.
За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Современные дети, приходящие в школу совершенно другие, чем были, допустим, 5 – 10 лет назад. Их отличает высокая информированность, они относительно мало читают «полезной» на наш взгляд, литературы, ограничены в общении со сверстниками и взрослыми, отличаются полярностью и т.п. Поэтому, при обновлении содержания образования в ФГОС НОО положены следующие основные идеи: 3 слайд.
- Научить учиться;
- Научить создавать комфорт и пользу;
- Научиться общаться;
- Научиться пользоваться информацией.
Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, где развитие личности обучающего строится на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Чтобы формировать УУД у обучающихся, учителю нужно самому хорошо в них разбираться уметь классифицировать.
Процесс обучения, не наука, а искусство. Если класс заметит, что учителю скучно, то скучно станет всем. Поэтому учитель постоянно находится в поиске, в творчестве. И основной формой обучения по-прежнему остается урок.
Рассмотрим более подробно технологии, предполагающие построение учебного процесса на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе.
Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдёт речь. Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным. Любая информация, любые знания усваиваются и используются только в том случае, если они вызывают какие-то эмоции. слайд 4
Исключительно важно уже на начальной ступени обучения сформировать учебное сообщество – группу детей и взрослых, объединённых для совместного выполнения учебного задания. При работе над проектной деятельностью, ребенок чувствует эмоциональную поддержку со стороны учителя и сверстников. И многие дети хотят взяться за это уже не новое дело. Так как с 2013 года учащиеся начальной школы принимают участие в конкурсе «Ступень в науку». Иногда исследовательская работа в классах проходит в сотрудничестве друг с другом, в группах, что помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свое мнение и действия с действиями других и общим результатом. Учитель, используя технологию учебного взаимодействия, не даёт знания в готовом виде. Организовав групповое взаимодействие детей, он сам включается в деятельность только в том случае, если ученики его вовлекают. Таким образом, навыки общения и сотрудничества детей и учителя становятся таким же важным содержанием обучения, как умения и навыки чтения, письма и счёта.5 слайд.
Также, получая грамоты за участие в различных Всероссийских конкурсах, все больше детей включаются в учебный процесс и не «выпадают» из него.
6 слайд.
Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются незнакомые действия. Именно вот эту задачу мы достигли при проведении предметных недель. 7 слайд. Уже второй год мы проводим эти недели.
Проходят они организованно, по составленному плану. Назначаются ответственные учителя за каждый предмет.
Каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки. А в первых классах не только ученики, но и родители вовлечены в предметные недели.
Проводя такие мероприятия, ученик развивается как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно думающая личность. У каждого ребёнка есть способности, важно дать им возможность раскрыться в том или ином виде деятельности, используя весь учительский инструментарий.
При помощи использования обновления содержания и технологий обучения и воспитания меняются традиционные взаимоотношения учитель – ученик (учитель относится к ученику как к равному себе; ученик не просто воспринимает знания как неоспоримую истину, а самостоятельно выстраивает их, используя метод критического мышления).
В результате каждый ученик испытывает душевную радость, удивляется тому, что с ним происходит (смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль…).
Цель этой педагогической технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Проблема ставится перед учениками как их собственная необходимость.
И в заключении:
Притча «Четыре свечи».
Четыре свечи
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
Я - Спокойствие.
"К сожалению, люди не умеют меня хранить.
Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"
И огонёк свечи погас.
Вторая сказала:
Я – Вера
."К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."
Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
Я - Любовь.
"У меня нет сил гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех, которые любят их больше всего - своих близких."
Долго не ждав, эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки.
Испугавшись, он закричал:
"Что вы делаете?! Вы должны гореть!
Я боюсь темноты!!!"
Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно
зажечь и другие три свечи.
Я - НАДЕЖДА.
Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО...
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО...
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НООпедагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО...
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО...
Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»
Данный мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В нём рассказывается о как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтен...
Мастер-класс "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе при введение ФГОС НОО"
Мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов, представляют собой профессиональные объединения педагогов, в них объединяются учителя, желающие освоить п...
Доклад на тему: «Система коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательной школы с введением ФГОС»
Новая социальная обстановка, новые гуманистические взгляды педагогов и психологов требуют изменений в сложившиеся за многие годы российской образовательной системе, которой нужен иной подход в организ...