Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Данный мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В нём рассказывается о как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Республиканские научно-педагогические чтения
педагогов дошкольных образовательных учреждений и
учителей общеобразовательных учреждений Республики Татарстан
«Современное образование: опыт прошлого – реализация в будущем»
Кашапова Наталья Петровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №1»
ТЕМА: Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»
ЦЕЛЬ: показать, как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на примере уроков литературного чтения.
ЗАДАЧИ:
- передача продуктивных способов работы на примере уроков литературного чтения;
- совместная с коллегами отработка инновационных методических подходов и приёмов;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
ФОРМА: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные презентации, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Уже давно не секрет, что сегодняшний обучающийся с устойчивой мотивацией к учению всегда будет стремиться повышать качество своих знаний. Чего не скажешь об учащемся, слабо мотивированном или вообще не мотивированном на учёбу. И наша с вами задача, уважаемые коллеги, вызвать эти мотивы, но не путём принуждения, а добровольного участия в учебном процессе.
Поэтому так необходимо использовать на уроке инновации. Это имеет большие преимущества. Учебный процесс становится интересным, повышается активность учащихся, развиваются навыки самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и поиска. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативности и формирование лидерских качеств личности.
Обратимся к примерам:
Очень востребованной на сегодняшний день является Технология развития критического мышления (ТРКМ).
Целью этой технологии является:
- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
- умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
К приёмам ТРКМ относятся:
кластер, верные и неверные высказывания, инсерт, логические цепочки, шесть шляп, дерево предсказаний, чтение с остановками, кубик Блума, толстые и тонкие вопросы, синквейн, фишнбоун или рыбий скелет,чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы, корзина идей и др.
КЛАСТЕР – термин происходит от англ.слова « cluster» - гроздь, скопление. В центральном овале располагается ключевое понятие, в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого, в овалах третьего уровня – детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне. Он отлично подходит для любой стадии урока.
Например, Кластер «А.С.Пушкин».
Эта работа проводилась на уроке литературного чтения в 3 классе в разделе «А.С.Пушкин» по программе «Начальная школа 21 века».
На протяжении нескольких уроков дети узнавали новые сведения об этом поэте и писателе. Им было предложено составить кластер на тему «А.С.ПУШКИН».
Сначала надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» - центром идеи, темы. У нас это слово – А.С.ПУШКИН.
От нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.
Рисунок 1
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы (рис.1)
ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ».
Детям можно показать на экране текст, содержащий сведения об авторе (в данном случае об Пушкине А.С.). Затем появляются вопросы по содержанию текста. Дети отвечают на них с помощью сигнальных карточек: да, согласен - зелёный цвет карточки; нет, не согласен – красный цвет карточки.(Слова ДА и НЕТ появляются по щелчку мыши).
Родился А. С. Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. Первые стихи написал в 10 лет на французском языке. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству, изучал иностранные языки. А.С. Пушкин написал 7 сказок и много других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети. |
Практическое задание.
- Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года. (да)
2. Он родился в городе Самаре. (нет)
3. Его семья была из крестьян. (нет)
4. Он работал продавцом. (нет)
6. Пушкин знал несколько языков. (да)
7. Он начал писать в 5 лет. (нет)
8. Первые произведения Пушкин написал на французском языке. (да)
9. Бабушку поэта звали Мария Алексеевна Ганнибал. (да)
ПРИЁМ «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
При знакомстве с биографией Пушкина А.С. текст высвечивается либо на экране, либо выдаётся детям на распечатанных листах. Мы поработаем с тем же текстом.
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Выстраивается следующая логическая цепочка – «Москва – книги - бабушка и няня - 7 сказок».
ПРИЁМ «ШЕСТЬ ШЛЯП»
Этот приём помогает детям глубоко проанализировать и синтезировать содержание произведения.
БЕЛАЯ – новые знания;
ЖЁЛТАЯ – полезные и интересные знания;
ЧЁРНАЯ – трудности;
КРАСНАЯ – эмоции;
ЗЕЛЁНАЯ – область применения знаний;
СИНЯЯ – обобщение, вывод.
Практическое занятие
Л.Толстой «Зайцы» (3 класс, «Начальная школа 21 века»)
БЕЛАЯ – Я узнал, что зайцы бывают лесные, полевые, гуменники. Лесные – питаются корой деревьев, полевые – озимями, а гуменники – хлебными зёрнами на гумнах.
ЖЁЛТАЯ – этот рассказ научно-популярный, так как в нём приводятся научные сведения о видах зайцев, их питании, их местах обитания, их врагах.
ЧЁРНАЯ – значение слова «озимями».
КРАСНАЯ – эмоциональная сторона отсутствует; автор не передаёт никаких чувств, так как рассказ научно-популярный.
ЗЕЛЁНАЯ – эти знания применю на уроках окружающего мира, в олимпиадах т.д.
СИНЯЯ – зайца называют хитрым, якобы он умеет запутывать свои следы. А на самом деле он вовсе не хитрый, а только всего боится, поэтому и следы у него путаные из-за того, что он скачет со страху то взад, то вперёд, то влево, то вправо.
ПРИЁМ «УГОЛКИ»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Практическое задание.
Незнайка | |
Положительный герой | Отрицательный герой |
Доброта | Легкомыслие |
Весёлый нрав | Безответственность |
Любознательность | Лень |
ПРИЁМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»
Тонкие вопросы подразумевают под собой краткие ответы, а толстые – наоборот, развёрнутые подробные ответы.
Практическое задание.
Л.Толстой «Прыжок»
Тонкие вопросы:
Кто забавлял всех на палубе? (обезьяна)
Что обезьяна забрала у мальчика? (шляпу)
Кем был для мальчика капитан корабля? (отцом)
Толстые вопросы:
В каком эпизоде вы испытали сильное волнение? Почему? (когда мальчик взобрался на самую верхнюю перекладину и мог упасть; когда отец крикнул мальчику, что выстрелит)
Как вы думаете, отец действительно выстрелил бы в сына? Тогда почему он закричал: «Прыгай сейчас в воду! Сейчас застрелю!»
Работая с данными приёмами, я отмечаю следующие преимущества:
- Развитие интереса к предмету и повышение мотивации к обучению;
- активизация процесса развития у учащихся коммуникативных навыков;
- расширение словарного запаса;
- уважение к собственным мыслям и опыту;
- обострение любознательности и наблюдательности;
- повышение самооценки.
Недостаток, может быть, в том, что при работе с данными приёмами на
уроках создаётся шум при обсуждении проблем, но он вполне допустимый, рабочий.
Приведенные мною методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе".
Мастер-класс проведён с целью ознакомления и распространения опыта работы среди педагогов по созданию условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитания личной ответственности за со...
Мастер-класс. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Многие годы дети проводят в стенах образовательных учреждений, практика обнажила, что лишь малую часть выпускников можно отнести...
Мастер–класс: «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»
Мультфильм демонстрирует традиционную школу. А современная школа должна не только дать учащимся определенный объем знаний, но и воспитать человека, способного творчески мыслить, принимать решени...
Презентация к мастер–классу: «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»
В своем мастер-классе я хочу показать, как, применяя инновационные технологии, можно формировать коммуникативные компетентности ученика. Актуальность проблемы формирова...
Мастер-класс "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе при введение ФГОС НОО"
Мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов, представляют собой профессиональные объединения педагогов, в них объединяются учителя, желающие освоить п...
Мастер–класс «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»
В своем мастер-классе я хочу показать, как, применяя инновационные технологии, можно формировать коммуникативные компетентности ученика...