Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области
Выступление на ГМО:
«Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога».
Подготовила: Липовская И.В.,
учитель начальных классов
г. Губкин
2016 год
Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и обучающихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).
Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
- интерактивность,
- структурированность,
- алгоритмичность при работе с информацией,
- технологичность
- обобщённость.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Структура технологической карты включает:
1) Название темы урока, номер урока в изучаемой теме.
2) Цели урока.
3) Тип урока.
4) Планируемые результаты урока.
5) Основные понятия темы.
6) Применяемые технологии.
7) Формы работы.
8) Межпредметные связи.
Приложение 1
Шаблон технологической карты
Тема урока:
Цели урока:
- обучающие:
- развивающие:
- воспитательные:
Тема урока, номер урока в теме | |||
Тип урока | |||
Планируемые результаты урока | |||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |
Знать: Уметь: Применять: | познавательные УУД: регулятивные УУД: коммуникативные УУД: | ||
Основные понятия темы | |||
Применяемые современные технологии | |||
Организация пространства (формы организации учебной деятельности) | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная | ||
Межпредметные связи |
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся, а также цели и результаты каждого этапа. Новый стандарт обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столько внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно предложить несколько форм построения технологической карты урока/занятия.
Вариант 1.
Этап урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы и формы обучения | Прогнозируемый результат образовательной деятельности | Учебно-методическое обеспечение |
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2.
Этап урока, прогнозируемый результат | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы приемы и формы обучения | Примечания |
|
|
|
|
|
|
Вариант 3.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
|
|
|
|
|
|
|
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
•максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:
- реализацию учителем целей урока;
- использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- осуществление оценивания и контроля.
Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.
Деятельность учителя может быть выражена следующими формулировками: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний и так далее.
Деятельность учеников может быть отражена в технологической карте урока следующими фразами: по очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов (предложений), выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы после наблюдений, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) и другими.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – НОВЫЙ ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПЕДАГОГА
В этом сообщении раскрываетсмя понятие "технологическая карта" и приводятся примеры технологических карт уроков для начальной школы...
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его ц...
Технологическая карта - как новый вид методической продукции
Что такое технологическая катра? Как её составить? Почему эффективнее использовать технологическую карту, а не конспект урока? На эти и другие вопросы может ответить содержание данной публикации....
ШМО Технологическая карта урока-как новый вид методической продукции педагога
способ графического проектирования урока, таблица...
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока....
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы ...
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы у...