ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – НОВЫЙ ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПЕДАГОГА
статья (1 класс) на тему
В этом сообщении раскрываетсмя понятие "технологическая карта" и приводятся примеры технологических карт уроков для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА –
НОВЫЙ ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПЕДАГОГА
Учитель начальных классов
Плсохова Людмила Дмитриевна
Технологическая карта урока— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия,
квалификация работников и т. п.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Таким образом, технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно- деятельностного и личностно-ориентированного подходов требуют от учителя не только детальной операционально - деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому технологическая карта с её структурой необходима для отражения специфики данной педагогической деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС НОО второго поколения;
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышение качества образования.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть
возможность:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
• блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
• инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
• организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Примеры шаблонов технологических карт:
ПРЕДМЕТ
Тема:
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и (или) УУД
Цель:
Задачи:
Формируемые УУД:
- Предметные:
- Метапредметные:
Планируемые результаты:
Оборудование:
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учеников | УУД |
Организационный момент Цель: фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся; организация внимания | |||
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||
Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока. Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений. | |||
Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать условия для решения учебной проблемной ситуации. | |||
ФИЗМИНУТКА. Цель: организовать условия для сохранения здоровья | Гимнастика для глаз | ||
Включение пройденного материала в систему знаний. Цель: организовать выполнение учащимися заданий по пройденному материалу | |||
ФИЗМИНУТКА Цель: организовать условия для сохранения здоровья и двигательной раскрепощенности детей | Смена динамических поз | ||
Закрепление ранее изученного материала. Цель: систематизировать знания | |||
Итог. Рефлексия Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. | |||
Домашнее задание Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения д/з |
ПРЕДМЕТ
Тема:
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
Цель:
Задачи:
Формируемые УУД:
- Предметные:
- Метапредметные:
Планируемые результаты:
Оборудование:
ХОД
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учеников | УУД |
Организационный момент Цель: фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся; организация внимания | |||
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||
Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока. Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений. | |||
ФИЗМИНУТКА. Цель: организовать условия для сохранения здоровья | Гимнастика для глаз | ||
Первичное усвоение новых знаний. Цель: организовать условия для повторения первично усвоенных знаний. | |||
ФИЗМИНУТКА Цель: организовать условия для сохранения здоровья и двигательной раскрепощенности детей | Смена динамических поз | ||
Первичная проверка понимания. Цель: организовать выполнение учащимися заданий по алгоритму по пройденному материалу | |||
Закрепление изученного материала. Цель: правильное воспроизведение образцов выполнения действий; применение алгоритмов и правил при решении учебных заданий | |||
Итог. Рефлексия Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. | |||
Домашнее задание Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения д/з |
ПРЕДМЕТ
Тема:
Тип урока: контрольный
Цель:
Задачи:
Формируемые УУД:
- Предметные:
- Метапредметные:
Планируемые результаты:
ХОД
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учеников | УУД |
Организационный момент Цель: фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся; организация внимания | |||
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||
Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока. Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений. | |||
Подготовка к работе на основном этапе Цель: актуализация субъектного опыта (опорных знаний и способов действий) | |||
ФИЗМИНУТКА. Цель: организовать условия для сохранения здоровья | Гимнастика для глаз | ||
Контроль знаний и способов действий Цель: проверка знаний и способов действий | |||
ФИЗМИНУТКА Цель: организовать условия для сохранения здоровья и двигательной раскрепощенности детей | Смена динамических поз | ||
Самоконтроль знаний и способов действий Цель: Обеспечить самопроверку диктанта и задний; развитие у школьников способности к оценочным действиям. | |||
Итог. Рефлексия Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-571735-1422079945.jpg)
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его ц...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-805680-1471082970.jpg)
ШМО Технологическая карта урока-как новый вид методической продукции педагога
способ графического проектирования урока, таблица...
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1099711-1547042687.jpg)
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-888881-1490107766.jpg)
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-614446-1446887301.jpg)
Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.Структура технологической карты включает:1)...