Работа с одарёнными детьми
статья на тему
Выступление на круглом столе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_odaryonnymi_detmikrugl_stol2013.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
27.08.13 г
Формы и методы работы с одарёнными детьми
( из опыта работы МОУ СОШ № 10)
Колбасина О.Н.,
зам.директора по УВР
по начальной школе
МОУ СОШ № 10
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, то даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, то свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одарённым же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Многие специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, среда и воспитание, либо подавляют его, либо позволяют этому дару раскрыться.
Специалисты рассматривают детскую одарённость еще в одном аспекте – насколько она в данное время проявлена ребёнком. Проявленную, очевидную одарённость то есть замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». И напротив, одарённость, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют «потенциальной».
Не секрет, что среди известных людей мы встретим примеры и той, и другой одарённости.
«Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для такого достижения) в том или ином виде деятельности,» - такое определение даётся в рабочей концепции одарённости от 1996 года. Какие же достижения имеются в виду? В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых и называют одарёнными:
- дети с высоким показателем по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость)
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость)
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, шахматисты, художники, математики); эту категорию детей чаще называют талантливыми
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость)
Американский психолог Джозеф Рензулли выделяет сочетание трех характеристик успеха:
- интеллект
- креативность (творчество)
- мотивация (настойчивость)
В русской психологии Савенков А.И., Шадриков выделяют как основные два слагаемых успеха:
- хочу (мотив)
- могу (интеллект и креативность как показатель интеллекта)
Мы с вами знаем, что научить без желания учиться практически невозможно, процесс превращается в механическое натаскивание и становится пыткой и для ученика, и для учителя. Для предотвращения таких проблем психологическое сопровождение в нашей школе начинается уже с подготовительных курсов будущих первоклассников. И бывает достаточно часто, когда приходится вести долгие беседы с родителями, убеждая подождать с обучением в первом классе. К сожалению, родители не всегда прислушиваются к советам специалистов, потом возникают проблемы в обучении и вопрос: «Почему?» Но тем приятнее бывает, когда внявшие нашим советам родители приводят через год активного, доросшего до нужной мотивации ребёнка.
Помимо качественного психологического сопровождения во всех классах начальной школы, что, несомненно, является одним из важнейших способов выявления одарённых детей и огромным подспорьем учителю в его работе, нельзя не указать и роль самого учителя в выявлении и развитии способных деток. Здесь и наблюдение, и индивидуальная работа с каждым, и составление личного маршрута развития.
Но хочется сказать и о личном примере учителя. Для иллюстрации выбрала популярный ныне метод проектов, предложенный в форме презентации. Благодаря активному техническому оснащению школ наши учителя осваивали создание презентаций почти одновременно с учащимися.
Когда на уроках во 2-м классе всё чаще стали появляться созданные учителем презентации, захотелось попробовать самим. Важно было оказать поддержку и моральную, и техническую, замотивировать на успех (У тебя тоже получиться!) Конечно, огромную роль играет семья в этом вопросе. Не все могут помочь чисто технически. Но и родителям становиться интересно, начинаются творческие поиски, самообразование, а когда ребёнок видит такой неподдельный интерес и поддержку и со стороны учителя, и со стороны родителей, его интерес, мотивация, развитие дают очень высокие результаты. В итоге у нас выделилась, можно сказать, опытным путем, группа способных детей, которые умеют вырабатывать творческие идеи, реализовывать их на практике и представлять результат в конкурентной форме, оформленный в виде современной презентации.
Только в этом году обучающимися третьего класса были разработаны проекты:
- «Старинные вещи» - интерактивный музей
- «Что мы знаем о птицах» (для параллели 3-4-х классов)
- «Мир животных» (для родителей)
Представлены научные работы на городской научно-практической конференции и на областных Ломоносовских чтениях с присуждение призовых мест:
- «Мои виноградные улитки»
- «Жизнь за стеклом (поведение и строение палочников)»
- «Колония чёрной царицы»
- «Исследования состава воды и её очистка»
И уже летом прислали Диплом победителя 2 степени Международного Конкурса презентаций на английском языке «Global Science” Китаевой Таире, ученице 3-го класса.
Таким образом, хочется подвести итог вышесказанному: роль педагогов, психологов в выявлении по-разному одарённых детей велика, и современные средства обучения оказывают в этом процессе огромную помощь. Но многочисленные исследования и образовательная практика доказывают, что в наше время возрастает важность родительских усилий. И замечательно, когда педагог и родители работают слаженной командой на благо ребёнка. Хочется пожелать всем к этому стремиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.
Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....
Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.
В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....