Роль подвижных игр в воспитании учащихся начальных классов
статья на тему
Предварительный просмотр:
Роль подвижных игр в воспитании учащихся начальных классов
Движение – кладовая жизни.
Платон
Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания.
Игра – это не просто развлечение, помогающее детям приятно проводить время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля базовые понятия по рассматриваемой проблеме определяются таким образом:
Игра – действие, забава, установленная по правилам.
Играть – тешиться, забавиться, веселиться.
Народные игры имеют многовековую историю. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Условно народные игры можно разделить на подвижные, познавательные, ролевые и обрядовые.
Подвижные игры способствуют развитию силы, ловкости и выносливости. Характерной чертой подвижных игр является не только разнообразие движений, но и свобода их применения в различных ситуациях. Это в свою очередь создает большие возможности для проявления инициативы и творчества детей.
Чем же так интересна, уникальна народная игра? Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно — к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.
Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека — Гражданина, Патриота своей Родины.
Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач).
Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. Для них не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр.
Использование в учебно-познавательном процессе традиционного игрового комплекса (игровые приговоры, игровые напевы, игровая атрибутика, собственно игровые правила) позволяет формировать базовые нравственные качества личности учащегося. Вместе с тем импровизационная основа народного творчества даёт педагогу исключительные возможности для свободного развития умственных, психологических, творческих способностей ребёнка.
В любой игре ребенок учится соотносить свое поведение с правилами игры, приобретает опыт общения с партнерами по игре, независимо от их социального статуса и возраста. В этом смысле каждая игра выступает полигоном для развития навыков общения, а игра народная в силу своих специфических особенностей обладает дополнительным потенциалом для выполнения этой важнейшей функции. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Итак, народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения.
Представляем вашему вниманию пример занятия на тему «Подвижные игры народов мира».
Открытое занятие по внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира»
Цель: формирование здорового образа жизни.
Задачи:
- диагностировать знания об играх народов мира, их традициях;
- познакомить с играми разных народов;
- воспитывать чувство уважения к традициям разных народов, внимательное отношение к окружающим;
- развивать и детей ловкость, быстроту, выносливость;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья;
- привлекать младших школьников к активному участию в коллективных играх.
В зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни.
Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые…У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам. В зависимости от места жительства и погодных условиях, все люди выглядят по - разному.
И поэтому интересно узнавать, чем другой народ может отличаться от нас, какие у него традиции, какие могут быть праздники, непохожие на наши.
И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.
Сегодня мы поговорим об играх народов мира. Для чего необходимы подвижные игры? (для укрепления здоровья, чтобы общаться всем вместе)
И сейчас мы с вами перенесёмся в одну чудесную страну. Попробуйте её угадать. В древности эта страна называлась Элладой. Это была красивая страна, с прекрасным климатом, омываемая с трех сторон водами Средиземного моря. Самая высокая гора Олимп расположена в северной части страны. По местным преданиям с глубокой древности на Олимпе воцарились великие боги, построившие дворцы на крутой вершине горы. В главном дворце жил правитель богов и людей, громовержец Зевс. Догадались, о какой стране пойдет речь? (Греция)
Правильно! Греция, государство на юге Европы, знаменита античными мраморными статуями.
Детская игра из Греции: «Агалмата».
Количество игроков: четверо и больше, от 10 лет и старше.
Как играть: один из игроков стоит с закрытыми глазами в центре большой открытой площадки и медленно считает до десяти. Остальные же в это время стараются принять позу любой понравившейся статуи. Для достоверности образа не возбраняется использовать подручные предметы – палки, мячи и прочее.
«Агалмата» («статуя» по-гречески), — кричит ведущий, и игроки замирают. Если «статуя» не удержала равновесия, она выбывает, ведущий старается рассмешить игроков. Самого стойкого объявляю новым ведущим. Это идеальная игра для развития координации движений.
Молодцы,ребята! А мы с вами отправляемся в следующую страну.
“... Это самый любопытный край на всём земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат... - удивляло, удивляет, удивит всех учёных мира...
Представьте себе, друзья мои, материк, который, зарождаясь поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское кольцо; материк, где реки пересыхают с каждым днём, где нет сырости ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья не дают тени; где животные необычны: у четвероногих имеются клювы, у кенгуру лапы разной длины...
О! Самая причудливая, самая нелогичная страна!
Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы!” Конечно, это Австралия!
А главные любимец всех малышей – это кенгуру. Вот мы с вами сейчас и сыграем в игру под названием «Скиппиру-кенгуру»
Детская игра из Австралии: «Скиппиру-кенгуру»
Количество игроков: пятеро и больше, от 3 лет и старше.
Как играть: дети садятся в кружок, ведущий просит одного из них выйти в середину, сесть на пол, наклониться вперед и закрыть глаза – это спящий кенгуру Скиппиру. Остальные – охотники. Ведущий называет имя одного из детей, тот дотрагивается до «кенгуру» и говорит: «Угадай, кто тебя поймал?» Если ребенок назвал имя «охотника», игроки меняются местами.
Игра продолжается до тех пор, пока кенгурушкой не побывают все участники. Эта игра популярна в австралийских детских садах: она помогает детям быстрее познакомиться друг с другом и развивает слух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...
Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)
Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...
Нравственное воспитание учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа
В данной статье дается краткое описание опыта работы по нравственному воспитанию учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа....
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»
Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов....
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...