Программа "Первые шаги"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
ПЕРВЫЕ ШАГИ
1–4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Первые шаги» 1-4 классы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………… 1-5
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности………………..………………………………………………… 6-9
3. Содержание курса внеурочной деятельности ............................................ 10-17
4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся……………………………………………………… 18-33
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности………………………………………………34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «Первые шаги» составлена на основе и в соответствиями с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей формирующейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы.
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Сроки реализации программы «Первые шаги» составляют 4 года по 1часу в неделю.
Цели и задачи программы
Цели программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности, включающей:
∙ умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
∙ способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
∙ владение социально адекватными способами поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
∙ установка на целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
∙ навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
∙ умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
∙ умение самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС начального общего образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Практическая значимость
Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
∙ расширяется кругозор в предметных областях;
∙ повышается способность к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации;
∙ происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
∙ наилучшим образом развиваются творческие способности;
∙ развиваются речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих п р и н ц и п о в :
∙ непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
∙ развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
∙ системность организации учебно-воспитательного процесса;
∙ раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Отличительные особенности программы «Первые шаги» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; формированию умений создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
1класс
Личностные УУД
учебно-познавательные мотивы;
с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала
Регулятивные УУД
с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи;
с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
с помощью учителя учатся планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия;
учится прогнозировать
Познавательные УУД
с помощью учителя формулирует и выделяет познавательную задачу;
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
с помощью учителя учится использовать знаково-символические средства обучения;
учится выделять, сравнивать, сопоставлять одну информацию относительно другой;
учится классифицировать, выявлять проблему
2 класс
Личностные УУД
умение выделять нравственный аспект поведения;
осознание учебной цели и связи задач с конечной целью;
внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи;
направленность на усвоение новых знаний и способов действий
учится оценивать и принимать имеющиеся нравственно-этические ценности;
осознание морального аспекта, личных ценностей
Регулятивные УУД
составление плана последовательности действий;
принятие практической задачи постановка задач на усвоение готовых знаний и действий;
осмысление того что предстоит сделать;
мотивация учиться, осознание жизненной необходимости правильных действий;
сравнение действий других лиц с эталоном (правильное поведение в тех или иных условиях);
Познавательные УУД
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
формулировка задач, которые следует решить;
поиск и выделение необходимой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
умение использовать наглядные модели, макеты, современные средства, ПК
3 класс
Личностные УУД
умение выделять нравственный аспект поведения;
усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий, формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности;
соблюдение морально-нравственных и этических норм поведения;
Регулятивные УУД
постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение;
учатся своевременно вносить изменения, преодолевать препятствия на уровне осознанного поведения;
умеют давать логическую оценку действий своих и других;
Познавательные УУД
построение логической цепи рассуждений выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
применение методов информационного поиска умение структурировать знания кодирование и использование знаков и символов;
умение строить схемы, таблицы, графики ;
умение делать своевременные выводы относительно действий;
постановка и решение проблемы на данном этапе обучения;
осознанный выбор способов решения задач;
понимание и оценка информации, учебного материала специальных знаний
4 класс
Личностные УУД
развитие морального сознания через дискуссию
ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения
предлагать помощь и сотрудничество;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
Регулятивные УУД
самостоятельная постановка учебной цели;
формирование самооценки деятельности;
самостоятельная постановка учебной цели формирование умения планировать свою деятельность;
применять установленные правила в планировании способа решения;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
умение дать оценку происходящему, с логическим анализом;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД
построение логической цепи рассуждений;
умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме выдвижение гипотез и их обоснование;
знаково-символическое моделирование;
использовать разные виды информации применение методов информационного поиска;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
умеют отбирать информацию, составлять схемы, карты и классифицировать
умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями
Содержание курса внеурочной деятельности.
1 год обучения
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (28ч)
1.Вводное занятие. Что такое исследование (4 ч.)
Теория (2ч)
Понятие “исследование”. Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?
Практика (2ч)
Плавучесть предметов. Эксперименты с магнитом и металлами. Эксперименты по смешиванию красок.
2.Методы исследования (6 ч.)
Теория (2ч)
Думай самостоятельно. Просмотр книг. Вопрос - ответ. Кино- и телефильмы. Помощь компьютера. Свойства света. Рост и размножение комнатных растений.
Практика (4ч)
Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов ( вода, свет, комнатные растения, люди).
3. Практико-тренировочные занятия (4ч.)
Практика (4ч)
Игры «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у предмета», «Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна - сюжетов много». Экскурсии: « Почему светит солнце?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?» «Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?» Рисование осенних листьев, деревьев, фруктов (форма, цвет, где растут, почему меняют цвет, и опадают с деревьев)
4. Классификация предметов ( 4ч.)
Теория (2ч)
Понятие “классификации”. Классификация предметов по разным основаниям.
Практика (2ч)
Игры «Продолжи ряд», «Набор картинок», Геометрические фигуры для классифицирования, «Четвертый лишний». Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое».
5. Коллективное занятие «Жилой дом» (2 ч.)
Практика (1ч)
Экскурсия и наблюдения за тем, как строятся и функционируют жилые многоэтажные дома. Создание учащимся «собственной квартиры», рисование несуществующей, идеальной квартиры. Сборку жилого дома. Коллективное обсуждение выполненной работы.
6. Коллективная игра «Как работает завод» (2ч.)
Практика (2ч)
Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного производства.
7. Наблюдение и наблюдательность (4 ч.)
Теория (1ч)
Преимущества и недостатки (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практика (3ч)
Парные картинки, содержащие различия; найди два одинаковых квадрата; найди ошибки художника; найди силуэт изображённого предмета.
8. Экскурсия-наблюдение за воробьями.(2ч)
Практика (2ч)
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практик (2ч)
9. Коллекционирование (2 ч.)
Теория (1ч)
Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практика (1ч)
Выбор темы для коллекции; сбор материала.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3ч)
10. Экспресс-исследование ( 3ч)
Теория (1ч)
Что такое экспресс-исследование.
Практика (2ч)
Мини-семинар, выставка.
2 год обучения
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (16 ч)
- Что такое эксперимент (4 часа)
Теория (1ч)
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практика (3ч)
Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)
- Структура исследования (4 часа)
Теория (1ч)
Что такое тема исследования. Правила выбора темы исследования. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования.
Практика (3ч)
Анкета “Что мне интересно?” Составление модели “Почему репейник колючий”.
- Учимся выдвигать гипотезы (6 часа)
Теория (2ч)
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если
Практика (4ч)
Игры - задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?” Организация и проведение игр « Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных»
- План исследования (2 ч)
Практика (2ч)
Планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?” Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы?”
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (16 ч)
5. Сбор материала для исследования (4 ч)
Практика (4ч)
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.
- Что такое обобщение (6 ч)
Теория (2ч)
Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практика (4ч)
Упражнения “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
- Что такое понятие (6 ч)
Теория (2ч)
Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие. Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.).
Практика (4ч)
Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е. Чарушин “Про Томку”. Загадки как определения понятий. Тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.), “Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок, составление кроссвордов.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (2 ч)
8. Экспресс-исследование “Как зимуют травы” (2 ч)
Практика (2ч)
3 год обучения
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (18ч)
- Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите (6 ч)
Теория (1ч)
Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Методы исследования.
Практика(5ч)
Наблюдение, эксперименты. “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Установление закономерностей. Эксперименты с реальными объектами.
- Подготовка к защите (6 ч)
Теория (4ч)
Выработка гипотезы- предположения. Цели и задачи проекта.
Что такое защита. Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Что такое формулировка Этапы работы над проектом. Актуальность темы проекта. Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы-предположения
Практика(2ч)
«Вопросы и ответы”, “Как доказывать идеи” и др.
- Индивидуальные консультации (6ч)
Практика(6ч)
Консультации проводятся педагогом для учащихся, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (12ч)
4.Участие в конференциях (4ч)
Практика(4ч)
Подготовка к выступлению перед аудиторией. Выступления в группах малого состава.
5. Мини-конференция (6 ч)
Практика(6ч)
Дети и взрослые выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
6. Выставка исследовательских работ, презентация (2ч)
Практика(2ч)
Выставка исследовательских работ, презентация о работе клуба, мнения членов клуба, их пожелания.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4ч)
7. Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” (4ч)
Теория (1ч)
Работа по методикам “Продолжи исследование”
Практика(3ч)
“Мини-курсы»
4 год обучения
Раздел 1. Этап планирования (12 ч)
1. Выбор темы. Определение цели и задач (4 часа)
Практика(4ч)
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы. Определение цели и задач проекта, создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проекта)
2. Источники информации. План работы (8 часов)
Практика(8ч)
Определение источников информации, составление плана работы, распределение обязанностей (для группового проекта).
Консультация по методам сбора информации и его обработке.
Раздел 2. Этап исследования (14 ч)
3. Информация (6 часов)
Практика(6ч)
Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)
Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
- Выводы (8 часов)
Практика(7ч)
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода, обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта. Оформление конечного продукта.
Раздел 3. Этап презентации (8 ч)
Презентация (8 часов)
Практика(8ч)
Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта). Презентация проекта, обмен впечатлениями.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся
Тематическое планирование 1 класс
№ п | тема | Число часов | Основные виды деятельности |
1 2 | Вводное занятие. Что такое исследование. | 4 | Эксперименты с магнитом и металлами. Эксперименты по смешиванию красок. |
Методы исследования | 6 | Просмотр книг. Вопрос - ответ. Кино- и телефильмы. Помощь компьютера. | |
Практико-тренировочные занятия. | 4 | Игры. Рисование (форма, цвет, где растут, почему меняют цвет, и опадают с деревьев) | |
Классификация предметов | 4 | Классификация предметов по разным основаниям. Геометрические фигуры для классифицирования. Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое». | |
Коллективное занятие «Жилой дом» | 2 | Экскурсия и наблюдения Создание «собственной квартиры», рисование несуществующей, идеальной квартиры. Сборка жилого дома. Осуждение выполненной работы. | |
Коллективная игра «Как работает завод» | 2 | Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного производства | |
Наблюдение и наблюдательность | 4 | Наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). | |
Экскурсия-наблюдение за воробьями. | 2 | Экскурсия-наблюдение | |
Коллекционирование как исследовательская практика | 2 | Что такое коллекционирование. Как быстро собрать коллекцию. | |
Экспресс-исследование. | 3 | Мини-семинар, выставка. | |
Тематическое планирование 2 класс
№п | тема | Число часов | Основные виды деятельности |
1 | Что такое эксперимент | 4 | Планирование и проведение эксперимента Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами |
2 | Структура исследования | 4 | Определять тему исследования. Правила выбора темы исследования. Определять цель исследования. Ставить задачи исследования. Анкета |
3 | Учимся выдвигать гипотезы | 6 | Определять гипотезу. Создаются гипотезы. Строить гипотезы. Организация и проведение |
4 | План исследования | 2 | Планировать собственное наблюдение Коллективная беседа |
5 | Сбор материала для исследования | 4 | Исследовательский поиск. Фиксации получаемых сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др. |
6 | Что такое обобщение | 6 | Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения. Упражнения |
7 | Что такое понятие | 6 | Выделение главных признаков предмета. Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.). Примеры описания |
8 | Экспресс-исследование “Как зимуют травы” | 2 | Исследование, наблюдение |
Тематическое планирование 3 класс
№п | тема | Число часов | Основные виды деятельности |
1 | Как подготовить сообщение Роль исследования в нашей жизни. Учимся видеть проблемы Методы исследования. Как провести эксперимент? Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами Установление закономерностей. Парадоксы Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы проекта. | 6 | Наблюдение, эксперименты. “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Установление закономерностей. Эксперименты с реальными объектами. |
2 | Подготовка к защите Что такое формулировка Этапы работы над проектом. Актуальность темы проекта. Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы-предположения. | 5 | Выступление, дискуссии, планирование работы Выработка гипотезы-предположения |
3 | Индивидуальные консультации Проект Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта Сбор информации для проекта Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка и отбор значимой информации. Что такое продукт проекта? | 7 | Консультации проводятся педагогом для учащихся, работающих в микрогруппах или индивидуально |
4 | Участие в конференциях Подготовка к выступлению перед аудиторией Выступление в группах малого состава | 4 | Выступления в группах малого состава. |
5 | Мини-конференция Обработка и отбор значимой информации Отбор информации для мини-сообщения. Творческая работа. Презентация Выступление с краткими докладами | 6 | выступление с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. |
7 | Выставка работ, презентации | 2 | Выставка исследовательских работ, презентация о работе |
8 | Работа по методикам | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 класс 34 часа
№/п | Тема | Основные виды деятельности |
1 | Выбор темы. Определение цели и задач (4ч) Роль исследования в нашей жизни. Классификация проектов | Внимательно слушать и понимать задание. Наблюдать. Действовать по инструкции Обсуждение возникших идей, постановка проблемы. Определение цели и задач проекта, создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проект |
2 | Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение | Сравнивать, наблюдать, находить общие и отличительные признаки предметов, |
3 | Методы исследования. Наблюдение | Учимся давать определения понятиям. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза |
4 | Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами | Выделять закономерности, завершать схемы. Сравнивать предметы Наблюдать. Экспериментировать с реальными объектами |
5 | Источники информации. План работы (8ч) Знакомство с возможными темами исследования, выбор темы. | Определять источник информации, составлять план работы, |
6 | Что такое формулировка? | Внимательно слушать и понимать задание Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы |
7 | Этапы работы над исследованием. | Определять источники информации, составление план работы, распределять обязанности |
8 | Актуальность темы исследования. | Понимать учебную задачу. Применять полученные знания и умения. Действовать по инструкции. Объяснять и обосновывать выбор своего действия. |
9 | Проблема. Решение проблемы. | |
10 | Выработка гипотезы-предположения. | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи. |
11 | Цель проекта. | Учиться ставить цели. Объяснять и обосновывать свой выбор |
12 | Задачи проекта. | Учиться ставить задачи. Объяснять и обосновывать свой выбор |
13 | Информация (6 часов) Сбор информации для исследования. | Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.) |
14 | Сбор информации для исследования. | Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта. |
15 | Обработка и отбор значимой информации. | Применять полученные знания и умения. Действовать по инструкции. Объяснять и обосновывать выбор своего действия |
16 | Обработка и отбор значимой информации | Применять полученные знания и умения. Действовать по инструкции. Объяснять и обосновывать выбор своего действия |
17 | Что такое продукт исследования ? | Внимательно слушать и понимать задание Различать главное и существенное |
18 | Играем в учёных. | Применять полученные знания и умения. Объяснять и обосновывать выбор своего действия. Высказывать свои суждения. Вести дискуссию |
19 | Выводы (8 часов) Отбор информации для мини-сообщения. | Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода, обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта. Оформление конечного продукта. |
20 | Творческая работа. Презентация. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
21 | Использования компьютера в создании проектов. | Учиться использовать компьютер |
22 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | Учиться составлять презентацию, подбирать материал для презентации |
23 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | Учиться составлять презентацию, подбирать материал для презентации |
24 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | Развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить |
25 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | Развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить |
26 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы аудитории. | Выступления в группах малого состава |
27 | Презентация (8 часов) Закрепление и обобщение пройденного. | Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта). Презентация проекта, обмен впечатлениями. |
28 | Самоанализ. | Учиться самоанализу, делать выводы, анализировать |
29 | Конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | Учиться защите проекта, вести дискуссию, отвечать на вопросы |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | Учиться защите проекта, вести дискуссию, отвечать на вопросы |
31 | Самоанализ-рефлексия после выступления. | Учиться анализировать, слушать |
32 | Самоанализ-рефлексия после выступления. | Учиться анализировать, слушать |
33 | Играем в учёных | Применять полученные знания и умения. Объяснять и обосновывать выбор своего действия |
34 | Подведём итоги года | Применять полученные знания и умения. Объяснять и обосновывать выбор своего действия. Учиться обобщать подводить итоги |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ 1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей | ||||
1 | Вводное занятие. Что такое исследование. | 4 | 2 | 2 |
2 | Методы исследования | 6 | 2 | 4 |
3 | Практико-тренировочные занятия. | 4 | - | 4 |
4 | Классификация предметов | 4 | 2 | 2 |
5 | Коллективное занятие «Жилой дом» | 2 | 1 | 1 |
6 | Коллективная игра «Как работает завод» | 2 | - | 2 |
7 | Наблюдение и наблюдательность | 4 | 1 | 3 |
8 | Экскурсия-наблюдение за воробьями. | 2 | 2 | |
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика | ||||
9 | Коллекционирование как исследовательская практика | 2 | 1 | 1 |
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | ||||
10 | Экспресс-исследование. | 3 | 1 | 2 |
Всего | 33 | 10 | 23 |
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей | ||||
1 | Что такое эксперимент | 4 | 1 | 3 |
2 | Структура исследования | 4 | 1 | 3 |
3 | Учимся выдвигать гипотезы | 6 | 2 | 4 |
4 | План исследования | 2 | - | 2 |
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика | ||||
5 | Сбор материала для исследования | 4 | - | 4 |
6 | Что такое обобщение | 6 | 2 | 4 |
7 | Что такое понятие | 6 | 2 | 4 |
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | ||||
8 | Экспресс-исследование “Как зимуют травы” | 2 | - | 2 |
Всего | 34 | 8 | 26 |
3 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей | ||||
1 | Как подготовить сообщение | 6 | 3 | 3 |
2 | Подготовка к защите | 6 | 4 | 2 |
3 | Презентация | 6 | 4 | 2 |
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика | ||||
4 | Участие в конференциях | 4 | - | 4 |
5 | Мини-конференция | 6 | - | 6 |
6 | Выставка работ, презентации | 2 | - | 2 |
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | ||||
7 | Работа по методикам | 4 | 1 | 3 |
Всего | 34 | 12 | 22 |
4 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1. Этап планирования | ||||
1 | Выбор темы. Определение цели и задач. | 4 | 4 | |
2 | Источники информации. План работы. | 8 | 8 | |
Раздел 2. Этап исследования | ||||
3 | Информация. | 6 | 6 | |
4 | Выводы. | 8 | 8 | |
Раздел 3. Этап презентации | ||||
5 | Презентация | 8 | - | 8 |
Всего | 34 | 6 | 28 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс 33 часа
№ | тема |
1 | Вводное занятие «Что такое исследование» |
2 | Вводное занятие «Что такое исследование» |
3 | Продолжаем учиться исследовать |
4 | Продолжаем учиться исследовать |
5 | Методы исследования |
6 | Методы исследования |
7 | Методы исследования |
8 | Методы исследования |
9 | Методы исследования |
10 | Методы исследования |
11 | Практико – тренировочные занятия |
12 | Практико – тренировочные занятия |
13 | Практико – тренировочные занятия |
14 | Практико – тренировочные занятия |
15 | Классификация предметов |
16 | Классификация предметов |
17 | Классификация предметов |
18 | Классификация предметов |
19 | Коллективное занятие «Жилой дом» |
20 | Коллективное занятие «Жилой дом» |
21 | Коллективная игра «Как работает завод» |
22 | Коллективная игра «Как работает завод» |
23 | Наблюдение и последовательность |
24 | Наблюдение и наблюдательность |
25 | Наблюдение и наблюдательность |
26 | Наблюдение и наблюдательность |
27 | Экскурсия наблюдение за воробьями |
28 | Коллекционирование как исследовательская практика |
29 | Коллекционирование как исследовательская практика |
30 | Экспресс исследование |
31 | Экспресс исследование |
32 | Экспресс исследование |
33 | Итоговое занятие |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс 34 часа
№ | тема |
1 | Тренинг исследовательских способностей Что такое эксперимент |
2 | Что такое эксперимент |
3 | Что такое эксперимент |
4 | Что такое эксперимент |
5 | Структура исследования |
6 | Структура исследования |
7 | Структура исследования |
8 | Структура исследования |
9 | Учимся выдвигать гипотезу |
10 | Учимся выдвигать гипотезу |
11 | Учимся выдвигать гипотезу |
12 | Учимся выдвигать гипотезу |
13 | Учимся выдвигать гипотезу |
14 | Учимся выдвигать гипотезу |
15 | План исследования |
16 | План исследования |
17 | Самостоятельная исследовательская практика Сбор материала для исследования |
18 | Что такое общение |
19 | Что такое понятие |
20 | Что такое понятие |
21 | Что такое понятие |
22 | Что такое понятие |
23 | Что такое понятие |
24 | Что такое понятие |
25 | Сбор материала для исследования |
26 | Сбор материала для исследования |
27 | Сбор материала для исследования |
28 | Сбор материала для исследования |
29 | Что такое обобщение |
30 | Что такое обобщение |
31 | Что такое обобщение |
32 | Что такое обобщение |
33 | Что такое обобщение |
34 | Что такое обобщение |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс 34 часа
№/п | Тема |
1 | Роль исследования в нашей жизни. Учимся видеть проблемы |
2 | Методы исследования. Как провести эксперимент? |
3 | Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами |
4 | Установление закономерностей. Парадоксы |
5 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. |
6 | Выбор темы проекта. |
7 | Что такое формулировка? |
8 | Этапы работы над проектом. |
9 | Актуальность темы проекта. |
10 | Проблема. Решение проблемы. |
11 | Выработка гипотезы-предположения. |
12 | Цель проекта. |
13 | Задачи проекта. |
14 | Сбор информации для проекта. |
15 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. |
16 | Обработка и отбор значимой информации. |
17 | Что такое продукт проекта? |
18 | Играем в учёных. |
19 | Закрепление и обобщение пройденного. |
20 | Отбор информации для мини-сообщения. |
21 | Творческая работа. Презентация. |
22 | Значимость компьютера в создании проектов. |
23 | Первые шаги составления презентации на компьютере. |
24 | Первые шаги составления презентации на компьютере. |
25 | Совмещение текста выступления с показом презентации. |
26 | Совмещение текста выступления с показом презентации. |
27 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы аудитории. |
28 | Закрепление и обобщение пройденного. |
29 | Самоанализ. |
30 | Играем в учёных. |
31 | Конкурсы проектно-исследовательской деятельности. |
32 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. |
33 | Самоанализ-рефлексия после выступления. |
34 | Играем в учёных. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 класс 34 часа
№/п | Тема |
1 | Роль исследования в нашей жизни. Классификация проектов |
2 | Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение |
3 | Методы исследования. Наблюдение |
4 | Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами |
5 | Знакомство с возможными темами исследования, выбор темы. |
6 | Что такое формулировка? |
7 | Этапы работы над исследованием. |
8 | Актуальность темы исследования. |
9 | Проблема. Решение проблемы. |
10 | Выработка гипотезы-предположения. |
11 | Цель проекта. |
12 | Задачи проекта. |
13 | Сбор информации для исследования. |
14 | Сбор информации для исследования. |
15 | Обработка и отбор значимой информации. |
16 | Обработка и отбор значимой информации |
17 | Что такое продукт исследования ? |
18 | Играем в учёных. |
19 | Отбор информации для мини-сообщения. |
20 | Творческая работа. Презентация. |
21 | Использования компьютера в создании проектов. |
22 | Первые шаги составления презентации на компьютере. |
23 | Первые шаги составления презентации на компьютере. |
24 | Совмещение текста выступления с показом презентации. |
25 | Совмещение текста выступления с показом презентации. |
26 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы аудитории. |
27 | Закрепление и обобщение пройденного. |
28 | Самоанализ. |
29 | Конкурсы проектно-исследовательской деятельности. |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. |
32 | Самоанализ-рефлексия после выступления. |
33 | Играем в учёных. |
34 | Подведём итоги года |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.
Учебно – методическое обеспечение
1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах
2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.
3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
Интернет-ресурсы для обучающихся:
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/
Портал исследовательской деятельности учащихся- www.researcher.ru
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»- - www.issl.dnttm.ru
Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- vernadsky. info
Уроки Кирилла и Мефодия. - мультимедийный учебник из серии "Начальная школа»
материально – техническое обеспечение
1 Компьютер с выходом в Интернет
2 Проектор
3 Принтер
4Установка вывода звуковой – звуковые колонки
информации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"
Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!» Игра-путешествие "Вместе весело шагать…" «...
Мы шагаем как солдаты
Минус и плюс песен к празднику 23 февраля...
Новый год шагает по планете
Новогодний КВН. В занимательной форме дети знакомятся с празднованием Нового года в разных странах....
Презентация по окружающему миру во 2 классе "Я шагаю по улице"
Презентация по окружающему мир во 2 классе "Я шагаю по улице" , УМК "Школа Росии"...
Урок "Я шагаю по улице"
Урок по окружающему миру во 2 классе "Я шагаю по улице" , УМК "Школа России"...
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Конспект занятия по развитию речи "Составление сюжетного рассказа "К нам весна шагает быстрыми шагами".
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе. Тема нед...