Окружающий мир. Тундра. По технологии проблемного обучения.
методическая разработка (4 класс) на тему

Корнева Алена Борисовна
Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.   

Корнева Алена Борисовна

Класс

 4

Тема

Тундра

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Технология

Проблемное обучение

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: систематизируют большой по объему материал о тундре; получают представление  о климате и географическом положении зоны тундры;  о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне тундры; о деятельности человека.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и

формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный, частично-поисковый; проблемный; самоконтроль, самооценка

индивидуальная,  в парах, в  группах, фронтальная;

Образовательные
ресурсы

Основные:     учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова; карта природных зон, маршрутные листы.

Дополнительные:  мультимедийный проектор, компьютер.

Основные
понятия

Тундра,  карликовые деревья

Дидактическая

структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД:

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные.

I. Мотивация
(самоопределение
к учебной деятельности)

1.Приветствие

2. Проверка готовности к уроку

Время: 1

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют и слушают  учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Л.Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

Положительная эмоциональная направленность

II. Актуализация  опорных знаний

1.Проверка усвоения пройденного материала

2.Обсуждение проблемной ситуации

Время: 5

1.Предлагает выполнить тест «Арктика».

2.Проблемная ситуация по заданию № 6. 

1.Повторяют материал через выполнение теста по теме «Арктика».

2.Взаимопроверка по эталону

с 1-6 вопросами теста.

Тест «Арктика».

- 1.Природная зона арктических пустынь расположена на  островах …

 а) Тихого океана;

 б) Индийского;                

 в) Северного Ледовитого.

  2. Солнце направляет на зону Арктических пустынь

  а) наклонные, косые лучи;

  б) прямые, отвесные.

  3. Зимой в Арктике бывает:

   а) полярная ночь;

   б) полярный день.

4. В ледяной зоне растут ..

    а) кедры, берёзы, черёмуха;

    б) лишайники, мхи, полярные маки.

5.  Большое скопление птиц на скалах  называют …

   а) «птичьи рынки»;

   б) «птичьи базары». 

6. Рассмотрите деревья. Это берёзы.

 Какая из этих берёз может расти на севере нашей страны? (рисунки растений)

   а) обычная берёза    б) карликовая берёза

Местоположение зоны арктических пустынь.

Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности её Солнцем.

Полярный день
и полярная ночь.

Флора и фауна Арктики.

П: Анализируют текст в уме (действие с информацией)

К:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

III. Постановка учебной задачи

1.Подводящий к теме диалог. Проблемные вопросы для каждой группы.

Время: 3

Обсуждение с детьми предложенных гипотез по проблемному вопросу: Как все живое приспособилось к жизни в тундре?

Учитель подводит учеников к тому, что все живое можно разделить на группы: растение, животные и люди, четвертая группа будет изучать климат, который влияет на все живое.

1.Предположения детей по проблемным ситуациям.

2.Проговаривание темы урока  и проблемных задач для каждой  группы.

 Учебная задача для класса:

 -изучить зону тундры.

Проблема для группы географов:

- Какие климатические условия влияют на все живое?

Проблема для группы ботаников:

- Как карликовая берёза и другие растения  приспособились расти в тундре?

Проблема для группы зоологов:

- Как животные тундры приспособились к суровым условиям?

Проблема для группы социологов:

-Как зависит деятельность людей от климатических условий?

  - Какими источниками информации будете пользоваться, чтобы решить поставленные проблемы? (учебник «Окружающий мир», атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедии «Великан на поляне», «Зеленые страницы»)

Р.умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему; ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

IV. «Открытие нового знания».

1. Работа в группах.

Время: 10

2. Физминутка

Время: 1

3. Отчет представителя группы  о проделанной работе.

Время: 10

1.Консультация групп.

2. Показ физминутки

3. Слушает представителей от каждой группы, по ходу выступления детей заполняется таблица на слайде с выводами.

Можем ли мы ответить на вопрос: Как все живое приспособилось к жизни в тундре?

Работают с  учебником и картой «Природные зоны России». Читают и находят самое главное, записывают в маршрутный лист.

1 группа:  с. 84-85;

2 группа: с. 88;

2 группа: с. 88-89;

2 группа: с. 90-92.

2. Физические упражнения учащихся.

3.Представители от каждой группы рассказывают о результатах работы своей группы, делают выводы.

Дети делают вывод.

 

Работа в группах:

1.Географы.

Изучают климатические условия данной природной зоны.

2.Ботаники.

Изучают растения тундры и  их приспособленность к  природным условиям.

3.Зоологи.

Изучают животных тундры  их приспособленность к  природным условиям

4.Социологи.

Изучают занятия коренного населения, экологические проблемы тундры.

Вывод группы географов:

- Арктика и тундра находятся на севере нашей страны. Суровая и длинная зима. Температура  зимой опускается до -50-60 градусов. Круглый год дуют сильные холодные ветры. Полярная ночь длится несколько месяцев. Лето короткое, прохладное.

Вывод группы ботаников:

-Растения тундры низкорослые, многие стелются по земле, корни маленькие и находятся близко к поверхности земли. Причины: короткое прохладное лето, почва оттаивает на небольшую глубину, ниже находится вечная мерзлота.

Вывод группы зоологов:

- Летом в тундре много воды. В воде развиваются личинки комаров, мошек. Они являются пищей для водоплавающих  птиц. Многие животные имеют белую окраску, плотное оперение. Это их спасает зимой от гибели.

Вывод группы социологов:

- В тундре люди занимаются рыболовством, разведением оленей. Но тундра богата полезными ископаемыми. Добыча  нефти, газа, каменного угля приводит к снижению численности животных. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения гибнут.  Люди занимаются браконьерством.

Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры,

флора и фауна.

Экологические связи в зоне тундры.

Занятия местного населения.

 Освоение полезных ископаемых
и создающиеся вследствие этого экологические проблемы.

П. :

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте учебника, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль;

-  умение обрабатывать  информацию и делать вывод;

- закрепление навыков групповой работы;

Р: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля;

 развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей.

К:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

VI. Первичное закрепление нового знания

1. Классификация предметов

Время: 5

Предлагает задание на классификацию предметов по теме «Тундра»

Рассматривают, делают выводы и классифицируют.

Задание: отобрать фотографии, которые имеют отношение к тундре.

Знание рельефа тундры, климата, растительного и животного мира.

К:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

VII. Рефлексия деятельности

1.Обобщение полученных на уроке сведений.

2.Заключительная беседа.

3 Выставление оценок

Время:  2

1.Подведение результатов работы.

2. Оценивание своей деятельности.

Оценка командира работы всей группы и оценка собственной деятельности каждым членом группы

 (в оценочных листах)

- Какую учебную задачу решали?

- Ваша задача была изучить зону тундры и доказать, что карликовая берёза и другие растения  могут расти на севере нашей страны в зоне тундры.

- Справились?

П:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебными задачами;

Р: оценивают собственную

деятельность  на уроке

VIII. Домашнее

 задание

У            Уч. с 84-93,

Р.Т.        Р.т. с.42

№2        №2,5

Найти интересные сведения о растениях и животных в дополнительной литературе учебник (атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедии «Великан на поляне», «Зеленые страницы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения.

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения....

План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Урок окружающего мира с применением технологии проблемного обучения

Данный урок проводится во 2-м классе по теме "Из чего состоят все предметы?".Описаны приёмы проблемного обучения на уроке....

Конспекта урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения...