Окружающий мир. Тундра. По технологии проблемного обучения.
методическая разработка (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty._problemnoe_obuchenie._okruzhayushchiy_mir._4_klass.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. | Корнева Алена Борисовна |
Класс | 4 |
Тема | Тундра |
Цели | Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Технология | Проблемное обучение |
Планируемые | Предметные: систематизируют большой по объему материал о тундре; получают представление о климате и географическом положении зоны тундры; о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне тундры; о деятельности человека. Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный, частично-поисковый; проблемный; самоконтроль, самооценка индивидуальная, в парах, в группах, фронтальная; |
Образовательные | Основные: учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова; карта природных зон, маршрутные листы. Дополнительные: мультимедийный проектор, компьютер. |
Основные | Тундра, карликовые деревья |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные. | ||||
I. Мотивация 1.Приветствие 2. Проверка готовности к уроку Время: 1 | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют и слушают учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Л.Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. Положительная эмоциональная направленность | ||
II. Актуализация опорных знаний 1.Проверка усвоения пройденного материала 2.Обсуждение проблемной ситуации Время: 5 | 1.Предлагает выполнить тест «Арктика». 2.Проблемная ситуация по заданию № 6. | 1.Повторяют материал через выполнение теста по теме «Арктика». 2.Взаимопроверка по эталону с 1-6 вопросами теста. | Тест «Арктика». - 1.Природная зона арктических пустынь расположена на островах … а) Тихого океана; б) Индийского; в) Северного Ледовитого. 2. Солнце направляет на зону Арктических пустынь а) наклонные, косые лучи; б) прямые, отвесные. 3. Зимой в Арктике бывает: а) полярная ночь; б) полярный день. 4. В ледяной зоне растут .. а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки. 5. Большое скопление птиц на скалах называют … а) «птичьи рынки»; б) «птичьи базары». 6. Рассмотрите деревья. Это берёзы. Какая из этих берёз может расти на севере нашей страны? (рисунки растений) а) обычная берёза б) карликовая берёза | Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности её Солнцем. Полярный день Флора и фауна Арктики. | П: Анализируют текст в уме (действие с информацией) К: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями |
III. Постановка учебной задачи 1.Подводящий к теме диалог. Проблемные вопросы для каждой группы. Время: 3 | Обсуждение с детьми предложенных гипотез по проблемному вопросу: Как все живое приспособилось к жизни в тундре? Учитель подводит учеников к тому, что все живое можно разделить на группы: растение, животные и люди, четвертая группа будет изучать климат, который влияет на все живое. | 1.Предположения детей по проблемным ситуациям. 2.Проговаривание темы урока и проблемных задач для каждой группы. | Учебная задача для класса: -изучить зону тундры. Проблема для группы географов: - Какие климатические условия влияют на все живое? Проблема для группы ботаников: - Как карликовая берёза и другие растения приспособились расти в тундре? Проблема для группы зоологов: - Как животные тундры приспособились к суровым условиям? Проблема для группы социологов: -Как зависит деятельность людей от климатических условий? - Какими источниками информации будете пользоваться, чтобы решить поставленные проблемы? (учебник «Окружающий мир», атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедии «Великан на поляне», «Зеленые страницы») | Р.умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему; ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами | |
IV. «Открытие нового знания». 1. Работа в группах. Время: 10 2. Физминутка Время: 1 3. Отчет представителя группы о проделанной работе. Время: 10 | 1.Консультация групп. 2. Показ физминутки 3. Слушает представителей от каждой группы, по ходу выступления детей заполняется таблица на слайде с выводами. Можем ли мы ответить на вопрос: Как все живое приспособилось к жизни в тундре? | Работают с учебником и картой «Природные зоны России». Читают и находят самое главное, записывают в маршрутный лист. 1 группа: с. 84-85; 2 группа: с. 88; 2 группа: с. 88-89; 2 группа: с. 90-92. 2. Физические упражнения учащихся. 3.Представители от каждой группы рассказывают о результатах работы своей группы, делают выводы. Дети делают вывод.
| Работа в группах: 1.Географы. Изучают климатические условия данной природной зоны. 2.Ботаники. Изучают растения тундры и их приспособленность к природным условиям. 3.Зоологи. Изучают животных тундры их приспособленность к природным условиям 4.Социологи. Изучают занятия коренного населения, экологические проблемы тундры. Вывод группы географов: - Арктика и тундра находятся на севере нашей страны. Суровая и длинная зима. Температура зимой опускается до -50-60 градусов. Круглый год дуют сильные холодные ветры. Полярная ночь длится несколько месяцев. Лето короткое, прохладное. Вывод группы ботаников: -Растения тундры низкорослые, многие стелются по земле, корни маленькие и находятся близко к поверхности земли. Причины: короткое прохладное лето, почва оттаивает на небольшую глубину, ниже находится вечная мерзлота. Вывод группы зоологов: - Летом в тундре много воды. В воде развиваются личинки комаров, мошек. Они являются пищей для водоплавающих птиц. Многие животные имеют белую окраску, плотное оперение. Это их спасает зимой от гибели. Вывод группы социологов: - В тундре люди занимаются рыболовством, разведением оленей. Но тундра богата полезными ископаемыми. Добыча нефти, газа, каменного угля приводит к снижению численности животных. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения гибнут. Люди занимаются браконьерством. | Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, флора и фауна. Экологические связи в зоне тундры. Занятия местного населения. Освоение полезных ископаемых | П. : - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте учебника, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль; - умение обрабатывать информацию и делать вывод; - закрепление навыков групповой работы; Р: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля; развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей. К: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
VI. Первичное закрепление нового знания 1. Классификация предметов Время: 5 | Предлагает задание на классификацию предметов по теме «Тундра» | Рассматривают, делают выводы и классифицируют. | Задание: отобрать фотографии, которые имеют отношение к тундре. | Знание рельефа тундры, климата, растительного и животного мира. | К: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями |
VII. Рефлексия деятельности 1.Обобщение полученных на уроке сведений. 2.Заключительная беседа. 3 Выставление оценок Время: 2 | 1.Подведение результатов работы. 2. Оценивание своей деятельности. | Оценка командира работы всей группы и оценка собственной деятельности каждым членом группы (в оценочных листах) | - Какую учебную задачу решали? - Ваша задача была изучить зону тундры и доказать, что карликовая берёза и другие растения могут расти на севере нашей страны в зоне тундры. - Справились? | П: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебными задачами; Р: оценивают собственную деятельность на уроке | |
VIII. Домашнее задание | У Уч. с 84-93, Р.Т. Р.т. с.42 №2 №2,5 | Найти интересные сведения о растениях и животных в дополнительной литературе учебник (атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедии «Великан на поляне», «Зеленые страницы») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)
Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)
Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....
Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения.
Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения....
План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе
1. Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2. Возраст обучающихся: 7 лет.3. Название предмета: окр...
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
Урок окружающего мира с применением технологии проблемного обучения
Данный урок проводится во 2-м классе по теме "Из чего состоят все предметы?".Описаны приёмы проблемного обучения на уроке....
Конспекта урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения
Конспект урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения...