Работаем над осознанным чтением.
статья
Эта статья посвящена проблемам осознанного чтения у детей и возможному пути их решения посредством создания информационно-учебных сред.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikto_krome_nas.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Никто кроме нас»
Автор: Кукушкина О.В.-
учитель начальных классов
ГБОУ ВЛГ № 1389 г. Москва
Аннотация
Эта статья посвящена проблемам осознанного чтения у детей и возможному пути их решения посредством создания информационно-учебных сред.
- Ваня, прочитай еще раз.
- У Кати было два яблока и три груши, сколько всего фруктов было у девочки?
- Хорошо. Как будешь решать?
- нуууу…. Мммм….
-Делай краткую запись.
На тетрадном листе мучительно вырастают каракули, намекающие на то, что где-то во вселенной есть три «г» и два «я».
- А какой вопрос у задачи?
Ясные серые глаза начинают медленно наливаться слезами, в предчувствии седьмого прочтения ужасной задачи. Учительское сердце дрожит, но пока не сдается:
- Ваня! Ну только что же решал такую же задачу!
Слеза побежала по щеке, а следом и вторая…
Стоп, одну минуточку. На этом месте хотелось бы задержаться, а может быть даже и остановиться. Есть кто-нибудь, коллеги, кто не знает продолжения этой истории, во всем многообразии его проявлений? Почему мне так и слышится хоровое нестройное «Нет!», и видятся задумчивые взгляды, где с морщинками на лбу, где с полуулыбкой, где с сердитой складкой губ. У каждой из нас есть, был и будет такой Ваня, а то и два, и три… И вроде бы все понятно, если ребенок «слабый», с кучей проблем вокруг, неполной семьёй, алкоголиками родителями и прочими причинами и поводами не понимать и (что уж там!) плохо соображать. Но что это? Вот милая девочка, с очаровательными родителями и бабушкой педагогом на пенсии, вычитает «я» из «г»! Почему, чёрт возьми? Выскажу свою теорию на этот счёт, нет, скорее поделюсь на этот счет практикой.
Многократно прокручивая эту ситуацию мысленно и практически, я пришла к неутешительному выводу. Технически ребёнок читает условие задачи бегло и четко, но вот смысл её ускользает. Где же причина? Почему именно математика становится камнем преткновения? Мои поиски привели к следующему: множество детей не понимает смысла целого ряда слов. Нет, не потому, что они глупые, а потому, что они просто их не знают. Как говаривал некогда Козьма Прутков: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что эти вещи не входят в круг наших понятий». Тогда почему же математика? Да потому, что на «чтении» или «окружающем мире», разъяснение непонятных слов, собственно и является одной из задач учителя, а математика должна этим уже вовсю пользоваться, вдруг, оп! А у ребенка в словаре нет слова «всего», а слово «вместе» он понимает исключительно применительно к собственной компании. Что ж, причина есть, да не единственная, очевидно, но сильно мешающая. Остается, как всегда, впрочем, ответить на два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Что делать, когда не знаешь, что делать? Видимо искать помощи, или хотя бы опоры. Чем не повод обратиться к основополагающим документам. Читаем 11 пункт ФГОС [1]:
«11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
…8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; …
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;…»
Насколько я понимаю, это значит, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает новую систему требований к школьному образованию: «…современному развивающемуся обществу нужны хорошо образованные, инициативные и самостоятельные люди, способные принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать последствия и нести за них персональную ответственность. Современный выпускник школы должен быть оснащен не столько конгломератом сведений из разных областей знаний, сколько умением добывать необходимые ему знания, пользуясь самыми разнообразными источниками информации. Если раньше подобное требование предъявлялось к выпускнику вуза, то возросшие темп жизни и скорость обмена информации, достигшая гигабита в секунду, выдвинули эти требования, даже не к выпускнику школы, но к ученику».
Опять что-то не срастается. Скорость распространения информации растет, компьютерная эпоха наступает с ужасающей скоростью. Наши бабушки вытирали руки о передник, перед тем как торжественно включить в надвигающейся ночной тьме «лампочку Ильича», а наши дети свободно ориентируются в Internet, ворочая объёмами информации равными целым библиотекам за считанные секунды. Сидят, уткнувшись носами в телефоны и планшеты, что-то читают, переписываются между собой, обмениваются фото и видео, смеются и плачут, дружат через тысячи вёрст, порой даже не зная, кто из какой страны родом. Хорошо? Да просто замечательно! Вспомните, ну, кто может, конечно, каких усилий и времени стоила переписка лет 30 назад. Вспомнили? А переписка с «иностранным другом»? Современным детям эта ситуация неизвестна и непонятна. Нет затяжной паузы в общении со сверстниками, которая неизбежно заполнялась бы другими видами общения: со взрослыми, чтение книг etc, и, в результате, круг общения замыкается, теряется внешняя подпитка словарного запаса, читательский опыт накапливает не образцы грамотности и правильных речевых форм, а формирует сленг, достаточный для междусобойного общения детей, но не годный для серьёзной работы.
Пример вырос сам собой, пока я писала эту статью. Цитируя Пруткова, я поленилась стучать по клавишам и «копипастнула» фразу из Сети. Вставив её в текст, я обнаружила четыре ошибки (!).
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил К.Д.Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное» [2]. Спорить с этим высказыванием не просто трудно, а еще и вредно.
Так к чему же привели все мои рассуждения, возможно несколько путанные и эмоциональные? Проще всего было бы объявить Internet и компьютеры-смартфоны врагами, начать, топая ногами, требовать отобрать их у детей, да и у взрослых то же. Можно еще сетовать на то, что государственный контроль за современными виртуальными СМИ недостаточен, что необходимо законодательно требовать присутствия на Internet-ресурсах профессиональных корректоров и редакторов. Всё это, разумеется, верно, и, я верю в это, когда-нибудь так и будет, но откуда взяться тем самым редакторам и корректорам из будущего, если мы не воспитаем их сейчас?
Как говорили древние китайцы: «выигранное сражение – это сражение, которое не началось». Врага необходимо сделать другом и союзником. Вот только как этого добиться? Неожиданная помощь пришла со стороны ФГОС, на его многочисленных страницах есть упоминание о необходимости создания «информационных обучающих сред». Возможно, это и есть лекарство, не панацея, конечно, но вполне качественный антибиотик.
Финансово и аппаратно это не так уж и сложно, попытки создания подобных сетевых образований уже есть и всем хорошо известны, за нами остается «немного» - привлечь в этот круг общения детей. Создать в Сети этакие оазисы грамотности, создавать интересные ресурсы, модерировать их, поддерживать образцы речевой грамотности, агитировать (да-да! Именно агитировать!) читать те или иные книги (тех издательств, где еще работают редакторы и корректоры). Создавать ту самую внешнюю подпитку словарного запаса в процессе общения, а не в рамках сорокапятиминутного конкура под названием «урок».
Скажете мечтательница? Трудно? Даже невозможно. У моего мужа валяется множество всяческих армейских сувениров, с одним и тем же девизом. Мне кажется, здесь он будет уместен как никогда и нигде: «Никто, кроме нас!».
Список использованных источников
- Сайт «Министерство образования и науки Российской Федерации» - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) [электронный ресурс ] – Режим доступа http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 - (Дата обращения: 04.11.2014г.)
- Сайт www.aforism.su – Цитаты про чтение [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.aforism.su/105.html - (Дата обращения: 04.11.2014)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Система работы по формированию свободного и осознанного чтения у учащихся с ОВЗ ТНР
Система работы по формированию свободного и осознанного чтения у учащихся с ОВЗ ТНР....
Работа над осознанностью чтения
В статье даются рекомендации для учителя при работе над осознанным чтением,а также обозначаются трудности и пути их устранения...
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...
Формирование осознанности чтения у младших школьников в процессе обучения литературному чтению, как одно из важных звеньев в работе с одарёнными детьми.
Выступление на МО...
Мастер-класс. Навыки осознанного чтения:технологии и приемы работы
Мастер - класс направлен на знакомство с приемами, технологиями и методами, напрвленными на формирование читательской компетентности...
Методические приемы работы учителя, направленные на формирование навыка осознанного чтения у младших школьников и понимания ими прочитанного
Методические приемы работы учителя, направленные на формирование навыка осознанного чтения у младших школьников и понимания ими прочитанного...