Организация обучения с помощью технологии работы в парах.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Технология работы в парах - отличная помощь в процессе обучения и учителю и ученику! Учителю достаточно организовать работу в парах, а образование ученики получат сами.При парном обучении дети становятся соавторами процесса, то есть участвуют в выработке технологии, наладке её для своих нужд. Дети становятся педагогами парного обучения.Во взаимном обучении вырастает сознательный и социализированный человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_obucheniya_s_pomoshchyu_tehnologii_raboty_v_parah.docx | 52.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация обучения с помощью технологии работы в парах
Задачи преподавания с использованием технологии работы в парах.
1. Успешное прочное усвоение учебного материала на основе сильной личной мотивации.
2. Осуществление личностно - деятельностного подхода.
3. Развитие УУД (универсальных учебных действий).
4. Развитие творчества детей.
5. Нравственное воспитание.
6. Обеспечение психического и физического здоровья детей.
7. Успешное становление коллектива.
Налицо педагогическая значимость данной технологии для использования в процессе образования.
Основные положения технологии.
- Обучение происходит в парах по принципу « обучая, учусь».
- Развитие коммуникативных и других универсальных учебных навыков.
- Обеспечение психологического комфорта при работе с помощью посадки партнеров «через уголок» [1].
- Ведение листков учета как показателя успеваемости в освоении темы.
- Самостоятельная подготовка учащимися контента (задания) для партнера или изучение темы с целью обучения других партнеров.
- Самоопределение учащихся к работе.
- Наличие дифференциации и индивидуального подхода в обучении.
- Достижение высоких образовательных и воспитательных результатов.
- Учитель выступает в роли помощника, « дирижера» учебного процесса:
- он помогает ученикам выбрать подходящего партнера для парной работы;
- помогает ученикам правильно работать в парах, используя алгоритмы парной работы;
- осуществляет индивидуальный подход: больше времени может уделить слабым ученикам, и у него теперь есть возможность догрузить сильных учеников дополнительными заданиями;
- учитель больше времени уделяет контролю, садясь с учеником в пару;
- он заботится о том, чтобы в классе было достаточное количество информационных источников, таких как книги, журналы и т.д.;
Исходя из вышесказанного, стоит отметить эффективность применения в образовании технологии работы в парах (ТРП). Вот уже 6 лет я работаю по данной технологии, при которой один ученик учит другого (одного) ученика. Коммуникация двух участников происходит в форме диалога. При парном обучении практически реализуется принцип «обучая, учусь».
Ученик при парном обучении имеет несколько свобод: свобода по времени, свобода по скорости своей работы, свобода по теме занятия (виду задания), свобода по выбору партнера в паре и свобода по выбору места для занятий. Специалисты утверждают, что даже одной из этих свобод, которыми обладает ученик в парном процессе обучения, вполне достаточно для высокой мотивации ученика к учебе. Именно поэтому при обучении в парах проблема мотивации решается полностью и сразу. Это выгодно и ученику, и учителю.
Родители, чей ребенок занимается в школе в парах, наблюдают у своего ребенка заметные приятные изменения:
- дети идут в школу с радостью;
- дети всё меньше нуждаются в помощи при выполнении домашних заданий;
- со временем количество конфликтов детей между собой и дома с родителями уменьшается, дети легко выходят из конфликтных ситуаций;
- ребенок за свою учебную работу получает только "хорошо" и "отлично";
- через два-три года родители замечают, что их ребенок стал реже простужаться, а те проблемы со здоровьем, которые у него начали возникать, как-то незаметно исчезли.
В ходе проведенных исследований здоровья детей, обучающихся по технологии работы в парах в немецкой школе несколько лет назад ( данные опубликованы педтехнологом Громыко Григорием Олеговичем на сайте pedsovet.org[2]) было установлено снижение хронических заболеваний за четыре года обучения с 24% до 18% . При этом, в той же школе в параллельных классах хронические заболевания составляли 32%. Дело в том, что во время урока, на котором используется парная технология обучения, дети могут много двигаться: переходить с места на место, стоять, покачиваться. Это снижает утомляемость, улучшая кровообращение, а значит, и работу мозга, и всего организма в целом. Парная работа обеспечивает еще и психологическое здоровье: ребенок радуется партнеру, сделанной работе, повышается самооценка, крепнет самоуважение, растет чувство собственного достоинства – « я кому-то могу быть полезен». Я заметила, что мои ученики тоже мало болели.
Такие активные формы обучения, как парная работа, решают и серьезную проблему внимательности и заинтересованности на уроке. Мы знаем, что внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение само по себе не захватывает его. Более того, он не так работоспособен и усидчив, как требует от него школа. Рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами (так называемое охранительное торможение) или начинает вертеться за партой, смеяться, тормошить соседа (охранительное возбуждение). Спасение тут - активная работа в паре.
Учителю достаточно организовать работу детей в парах, а образование они получат сами.
Общая схема ТРП (технологии работы в парах) - процесса (Приложение 1)
Громыко Г.О. рекомендует: « Процесс обучения лучше всего начинать с домашнего задания. В нём участники получают детализированное задание, как подготовить материалы на входе для работы в парах»[3]. Затем, учащиеся готовят домашнее задание, используя сведения из внешнего мира : от родственников, знакомых, друзей, из художественной, справочной и научно - популярной литературы, учебников, интернета, посещая музеи, выставки и т.д. Далее на уроке происходит само – и взаимообучение в парах, в результате которого получаются материалы на выходе (выполненное упражнение, взаимодиктант, опорный конспект по теме, сочинённая совместно сказка и т.д.). По окончании урока ученики получают следующее домашнее задание для парной работы.
Организация работы по технологии парного обучения
I. Опыт работы с использованием ТРП.
1. Необходимые условия организации работы по ТРП.
2. Технология парного обучения в действии.
3. Результаты работы учащихся в паре.
II. Виды заданий, которые используются в данной технологии.
I.1. Вот что показывает моя практика:
а) Необходима подготовка учащихся для работы в паре.
Для начала надо выучить с детьми правила парной работы (плакат – на видном месте):
Говорим вполголоса!
Общаемся культурно!
Пересаживаемся и ходим тихо!
Работаем аккуратно!
Оцениваем справедливо!
С помощью специальных тренингов надо вырабатывать у детей такие навыки:
- ориентироваться в пространстве;
- слушать партнера и слышать, что он говорит;
- работать в шумовой среде;
- находить нужную информацию;
- использовать листки индивидуального учета;
- переводить образы в слова и слова в образы (для оформления кластеров по теме, например).
Если не отработать такие умения и навыки, то при первом знакомстве ребят с механизмом работы в парах сменного состава учитель может не достичь желаемого результата. Если работу в парах организовать верно, то ребята трудятся легко, непринужденно, даже весело. Их настрой, постоянно улыбающиеся лица, комфортное душевное состояние позволяют судить о правильной организации парной работы.
Тренинг на ориентирование в пространстве
В классе имеется одно свободное место. Учитель спрашивает: «Сколько свободных мест в классе?» Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика. Который должен найти свободное место и занять его.
Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.
Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит
Ребята любят играть в «Испорченный телефон». Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом (я давала правила по математике и по русскому языку), определением и т.д. Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух. Процесс можно усложнить – взять вместо фраз, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.
Тренинг на умение работать в шуме
Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает недоверие. Однако это именно так. Умение учиться в шуме следует
8
отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого мальчика есть небольшая
карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят «в гости» к девочкам и читают свою скороговорку, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорил свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.
Тренинг на умение находить нужную информацию
Этот тренинг можно проводить двумя способами:
1) разрешить всем ходить по классу;
2) разрешить ходить по классу только половине ребят.
Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. В них написано по половине пословицы, например: на одной карточке «тише едешь», а на другой – «дальше будешь». Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят – найти нужного партнера и образовать пару.
Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму – с отгадками. Первый остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму – ответы.
Обучение детей искусству ведения диалога
и продуктивному взаимодействию во время коллективных занятий
Учитель должен обращать внимание детей на форму высказывания своих предложений, на форму возражения и критику чужих идей, на способы согласования действий и мнений участников процесса обучения.
Прежде, чем критиковать и отвергать чью-то мысль, надо уточнить, правильно ли она понята. Для этого используются фразы типа: « Я тебя понял так…Ты это имел ввиду?».
Если собеседник с чем-либо не согласен, то он должен не только констатировать факт несогласия, но и указать причину и дать аргументацию: « Я не согласен потому, что… и в связи с тем, что…».
Часто участнику разговора трудно выразить свою мысль в словесно – логической форме, тогда напарник может прийти на помощь в оформлении чужой мысли, и только после этого можно переходить к критике, сомнению и оценке ее правильности.
Отсутствие у учащихся навыков обсуждения, снятия конфликтов из-за непонимания друг друга резко замедляет продвижение в обучении. Помочь участникам диалога понять друг друга могут заготовленные фразы и выражения, например:
« Я предлагаю сделать… Ты согласен с этим?
« У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»
«Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»
Все приведенные выше фразы надо написать на плакатах и вывесить на доске, пока дети не выучат эти формулировки. Стоит заметить, что учить понимать другого человека, выражать свои мысли, продуктивно взаимодействовать друг с другом приходится долго и кропотливо.
б) Надо постоянно обучать детей находить нужную информацию и правильно оформлять ее для работы. Бывает, что некоторые дети неверно поняли задание и подготовили не то, что нужно (например, вместо слов с проверяемым безударным гласным подготовили словарные слова). Более внимательные партнеры на уроке замечают это несоответствие и сообщают об этом учителю, который рекомендует воспользоваться, например, учебником для поиска необходимой информации. Со временем ошибок при подготовке заданий становится меньше.
9
в) Для психологического комфорта, в идеале, необходима специальная расстановка парт и посадка детей «через уголок» за столами по 8 человек. Психологи утверждают, что сидеть рядом, значит, «отстраненно» друг от друга, так как взгляды направлены параллельно в одну сторону. Сидеть друг напротив друга – это позиция подчинения, глаза в глаза, психологически очень жесткая позиция. Если сидеть « через уголок» наши взгляды легко могут встретиться, а если не хочется, тогда взгляд легко можно отвести в сторону. Для парной работы также удобно то, что, если нужно, партнер может легко приблизить свое ухо ко рту собеседника и все расслышать, что он говорит. Сидя «через уголок», удобно смотреть в один и тот же листок или в книжку. Диалог – очень важное и серьезное дело. В диалоге партнеры прикованы друг к другу очень жесткими связями. И для того, чтобы смягчить эту ситуацию, полезна посадка детей «через уголок». (Приложение 2(1)) На практике, мы так садились редко, так как до и после работы необходимо было расставлять парты, а для этого, во– первых, часто не хватало времени между уроками, а во-вторых, не на каждом уроке мы работали в парах.
г) Коммуникация партнеров регламентируется явно заданным алгоритмом работы пары.
д) Оценивание проделанной работы и степени усвоения учебного материала проводить на основе специальных листков учета[4] (Приложение 3), устных и письменных опросов, самостоятельных, проверочных и контрольных работ.
е) Начинать надо в парах постоянного состава. Затем ввести работу в парах ограниченной сменности (пересадка «Ручеек» или «Эскалатор», например). И только потом приучать работать в парах сменного состава.
ж) На первых порах парную работу стоит включать как фрагмент урока на 5 -10 минут, при этом ясно говорить : « Сейчас будем работать по-новому, в парах».В начальной школе знакомство с технологией парного обучения надо начинать через показ (демонстрацию) алгоритма предстоящей работы в паре « учитель - ученик»
у доски.
з) В начале овладения технологией надо использовать очень простые алгоритмы работы в паре.
и) Карточки для работы должны готовить сами дети.
к) Необходимо оценивать (самооценка, взаимооценивание и оценка учителем) и контролировать (само- и взаимоконтроль, контроль со стороны учителя) проделанную работу.
и) Очень важный элемент работы – рефлексия. После проверки задания учитель просит учеников показать, посовещавшись, сигнальными карточками, как работала пара или партнер (красная карточка - есть недочеты, зелёная – всё было хорошо). А потом можно выслушать несколько комментариев учащихся относительно оценки своей работы.
I. 2. Технология парного обучения в действии.
Технологию парного обучения можно применять в любом классе, на любом уроке и на любом этапе, конечно, целесообразно. Учитель сам решает, когда ее применять и сколько времени потратить. Учителями - практиками рекомендуется примерно так распределять учебное время:
фронтальное обучение («лекция» учителя) - 1/4 урока;
самообучение - 1/4 урока;
парное обучение - 1/ 2 урока.
Вот, например, алгоритм парной работы « Пишем сказку».
- Подготовка.
Учитель на доске пишет несколько ключевых слов, которые необходимо включить в сказку и знакомит обучающихся с алгоритмом работы.
Алгоритм работы пары учеников ( П1 – партнер 1, П2 – партнер 2)
П 1 придумывает предложение для сказки. Говорит его П 2. Они обсуждают – «годится или не годится», корректируют. Когда договорятся, то П1 пишет это предложение в тетрадь П2.
Теперь П2 придумывает предложение для сказки, обсуждают, и он записывает это предложение в тетрадь П1.
П1 и П2 идут к доске ожидать новых партнеров, потом садятся в новую пару. Теперь алгоритм немного изменился, так как в тетрадях уже что-то написано.
П2 читает для П3 из своей тетради уже написанную часть сказки. П3 слушает.
П3 придумывает продолжение для сказки, говорит его П2, обсуждают, корректируют. Когда договорятся, то П3 пишет это предложение в тетрадь П2.
П2 придумывает предложение для сказки П3 и после обсуждения записывает его в тетрадь П3.
Далее работа продолжается таким же образом с другими партнерами, пока сказка не будет написана. Если в ходе работы возникают вопросы или сложности, можно попросить о помощи учителя поднятой рукой.
2. Работа детей в парах сменного состава над сказкой.
3. Контрольные записи в листке статистики ( учета).
По окончании работы ученики вписывают в листок статистики количество предложений, которые есть в их сказке.
4. Фронтальная работа.
Учитель может предложить ученикам по желанию прочитать свою сказку всему классу.
Учет и контроль знаний ведут как сами дети (на листках учета ), так и учитель.
5.Оценивание выполненной работы.
Решение задач по математике, выполнение различных заданий по русскому языку можно проводить по следующему алгоритму:
- П1 читает условие задачи, а П 2 его контролирует;
- П2 читает вопрос задачи, а П1 его контролирует… (Приложение 2(2))
И так далее, со сменой ролей, выполнить задание. Детям нравится такой регламент, так как всё устроено по справедливости и основано на равноправии, а не так, что успевающий ученик делает всю работу в паре.
В технологии парного обучения присутствует индивидуальное обучение («учитель – ученик»), как форма парной работы. Когда у меня в классе нечетное количество учеников для парной работы, я присаживаюсь к слабоуспевающим ученикам. Появляется уникальная возможность индивидуально контролировать правильность решения или знания ученика. Учитель помогает слабым ученикам и подстегивает успевающих учеников дополнительными заданиями. В моем классе много гиперактивных детей. Работа в парах направляет их энергию в нужное русло.
Вот как можно организовать пересадку и смену партнеров:
- ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»);
- ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего идут на первый ряд («Ручеек»);
- учитель поднимает учеников первого варианта и предлагает ребятам сесть туда, куда они хотят (« Иду в гости»). Так происходит взаимообмен: «хозяева» владеют информацией, а «гости», переходя от одного хозяина к другому, узнают что-то новое. Или наоборот, «гости» предлагают «хозяевам» какую – либо информацию.
Конечно, не все сразу у всех детей получается. Разные характеры, уровень успеваемости и воспитанности, темперамент, психические свойства. Для этого надо время.
Например, некоторым ребятам сложно выполнять задания в нужном темпе, кто-то медленно пишет, кто-то не может взаимодействовать с товарищем, обижается, капризничает, с кем-то из ребят не хотят работать в паре другие дети, некоторым сложно
11
кого-то даже впустить в свое пространство, придвинуться к соседу. Все это преодолевается в скором времени – проверено на практике. Вот, казалось бы, безнадежная пара индивидуалистов наконец-то договорилась. Дети довольны. Они одержали самую сложную и важную победу - над собой. А вот один партнер сосредоточенно слушает другого, цитирующего математическое правило : « Ты что, не помнишь? Чтобы найти неизвестное
слагаемое, надо…». В парной работе оттачиваются универсальные учебные действия.
Педагогическая победа здесь в том, что ученики, мотивированные формой работы, с удовольствием учатся все одновременно.
Например, после взаимного словарного диктанта, я спрашиваю некоторых, какие оценки поставили им партнеры (оценки дети сами ставят в тетради партнера на полях). Можно для индивидуального контроля задать вопросы по выполненному заданию нескольким ученикам.
Карточки для парной работы, в основном, изготавливают сами дети дома (но вначале нужно в классе потренироваться, как делать ту или иную карточку). Такая постановка вопроса освобождает учителя от очень объемной и сложной работы.
Учитель объясняет детям алгоритм работы в паре, помогает найти партнера (кто будет сейчас делать, такое же задание, как и данный ученик), подсказывает, где взять информацию, улаживает конфликты.
Поначалу не нужно объединять в пару разноуровневых учеников. Надо, как рекомендует педтехнолог Громыко Г.О. (на сайте pedsovet.org в форуме « Парное обучение»), «разбить материал на небольшие, посильные всем ученикам вопросы и закрепить каждый вопрос за конкретными учениками, т. е. один ученик знает один вопрос хорошо. Даже слабые ученики могут освоить один несложный вопрос. После этого «хозяева» вопроса обучают остальных детей именно по этому вопросу. Такой подход позволяет всем ученикам почувствовать свои силы, побыть в роли знающего «учителя», развивает уверенность у детей».[5]
В ситуации (а это бывает почти в каждом классе), когда есть дети, которые «не нравятся» и их не выбирают, в начале освоения парной технологии обучения лучше не применять пары сменного состава (ПСС) при свободном выборе партнера. Можно использовать пары ограниченной сменности, когда, например, все ученики одного варианта сдвигаются на одну парту вперед или назад. Получается, «хочешь – не - хочешь», а вот с этим садись и работай. Опыт многих педагогов - сторонников парного обучения показывает, что через небольшой промежуток времени у учеников меняется отношение к товарищам по классу, и обязательно находится кто-то первый, кто скажет « Ну, если никто не хочет с ним в паре работать, тогда я буду». То есть дети начинают понимать, что так поступать благородно.
Если работа сделана, в паре, дети сверяют ответы или проверяют работы друг друга
( а это функция учителя). Обсуждая недочеты и успехи, оценивают работу друг друга и пары в целом. Можно сигнализировать об этом учителю. У нас в классе для этого есть сигнальные красно - зеленые карточки, сделанные самими детьми. Красный цвет означает, что было много недочетов в работе пары, зеленый – пара, в основном, работала дружно, успешно.
Если, например, на уроке закрепления или повторения знаний в парах сменного состава, пара выполнила очередное задание и проверила тетради друг друга, то эта пара подходит к доске. Там в листке учета каждый партнер сам отмечает напротив своей фамилии и номера задания, что оно сделано ( + ), выучено или рассказано другому ученику (значки могут быть разные). У доски они выбирают себе нового партнера и идут вместе выполнять следующее задание. Важно благодарить своего партнера после работы за сотрудничество рукопожатием. Ученики много двигаются на уроке. Движение дает им отдых и здоровье, поэтому дети могут долго работать и не уставать.
Если учащийся не может сразу найти свободного партнера у доски (то есть ученика, выполнившего столько же заданий, как и он), то можно выполнить работу « Свободная минутка?» Это написанное на доске небольшое задание либо карточка с заданием (например, разобрать по составу слово, решить примеры или задачу).
I. 3. Результаты работы с использованием технологии парного обучения.
- У детей появилось желание так (в паре) учиться.
- Ученики стали внимательны к партнеру, посмотрели друг на друга другими глазами.
Появляется гордость оттого, что ты помог товарищу.
- Ученикам нравится быть учителями.
- Осуществляется личностно – деятельностный подход, например, в самостоятельном изготовлении карточек с заданиями для партнера.
- Развивается умение искать нужную информацию по разным каналам.
- Дисциплина становится лучше, класс дружнее.
- У детей развивается самоконтроль, самостоятельность, ответственность, аккуратность, пунктуальность, повышается самооценка в ситуации успеха, тренируются навыки коммуникации.
- Заметно растет успеваемость, ведь тебя каждый день проверяют.
А вот какие мнения о парной работе высказали мои ученики (3 класс, предыдущий выпуск), отвечая на мой вопрос «Чем вам нравится парная работа?»:
«Можно быть учителем» - 10 человек,
«Можно ставить оценки»- 14 человек,
«Можно ходить, двигаться» - 2 человека,
«Нравится работать в паре – 5 человек,
«Можно меняться парами» - 6 человек,
«Мы все работаем» - 1 человек,
«Мы развиваемся» - 1 человек,
« Делаем сами карточки для партнера» - 3 человека,
« В парной работе интересные задания» - 1 человек,
« Нравится проверять работу другого» - 2 человека,
« Нравится общаться» - 1 человек,
« Нравится отмечать сделанную работу в листке учета» - 1 человек.
Из опроса видно, что детям нравится такая работа, а особенно нравится ставить оценки и возможность побыть учителем. Надеюсь, что с дальнейшим регулярным использованием технологии работы в парах, успеваемость моих учеников вырастет.
II. Задания для работы в парах
« Взаимный диктант»
Сам алгоритм очень короткий: один ученик диктует, а другой пишет. Затем они меняются ролями. Закончив писать, меняются тетрадями и взаимно проверяют качество выполненного задания друг у друга.
Можно диктовать просто тексты, у каждого ученика свой текст (домашнее задание), который он диктует. Лучше всего, чтобы тексты (наборы слов) ученики приготовили дома сами. Учитель дает домашнее задание: найти текст объёмом в 15 слов, правильно написать его или в тетради или на карточке аккуратным разборчивым почерком и принести на урок. Учитель может ограничить тему, по которой может быть текст, может дать какие-либо другие указания (например, чтобы были слова на определенное правило) насчет выбираемого текста или источников, из которых можно или нужно взять текст. Можно диктовать друг другу «из головы» (то есть придумать).
На математике можно диктовать примеры, задачи, проверять знание правил и т.д.
13
Потом осуществляется взаимопроверка и на полях тетрадки партнера ставится отметка. Карточка кладется в тетрадь. По ней учитель позже проверит работу и поставит свою отметку рядом с ученической.
« Дырявый текст»
Дети готовят тексты, где пропущены (сделаны «дырки») важные выученные орфограммы для парной работы. Обмениваются такими карточками, вставляют, где надо буквы, слова, знаки препинания. Так же можно подготовить « дырявые» словарные слова. Потом еще раз обмениваются карточками для проверки и оценивания проделанной партнером работы.
Тематическое повторение
На уроках повторения и закрепления материала, можно организовать парную работу в парах сменного состава, выполняя несколько заданий учителя (они записаны на доске по очереди), фиксируя выполненное задание в листке учета на доске. Контроль знаний можно провести на следующем уроке в виде теста, например.
« Взаимное редактирование»
Дети пишут текст со всеми возможными ошибками для своего партнера. Потом партнеры в паре постоянного состава обмениваются такими текстами и редактируют их. После этого еще раз обмениваются текстами и проверяют, все ли партнер заметил и исправил, обсуждая это по ходу проверки с партнером. Потом идет оценка проделанной работы. Карточка кладется в тетрадь, первоначально исправлявшего ошибки партнера. Последняя проверка осуществляется учителем.
Устный взаимный опрос
Такой вид парной работы можно провести на уроках литературного чтения и окружающего мира, например. Дети дома готовят свои вопросы по заданному тексту и в классе опрашивают постоянного партнера, сами потом оценивая ответы.
Тренировка читательского навыка
В начале урока чтения можно в паре читать слоговые таблицы, работать с таблицами Шульте для тренировки периферийного зрения, проверять домашнее задание по чтению , читать друг другу свою книжку
Усвоение новых знаний
Партнеры читают дозированную учителем новую информацию самостоятельно (поабзацное смысловое чтение, например). Потом они должны рассказать своему партнеру свою часть информации, научить его, задать вопросы для контроля и оценить знания партнера. Потом на листке учета отметить, что ты выучил, что ты рассказал партнеру и даже можно отметить, усвоил ли партнер твою часть темы. Далее ученики выбирают себе партнера по незнакомому вопросу и работают в парах сменного состава. В результате на листке учета четко видно, какие темы и вопросы кто проработал, кого научил и научил ли.
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что технология работы в парах действительно является мощным средством образования.
[1]- Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса.- С.-Пб, АОЗТ «Интерс», 1995,с. 54
6
[2]- Громыко Г.О. Форум «Технология обучения в парах. Начальная школа». [Электронный ресурс]-URL:http://pedsovet.org (дата обращения 5.01.2016)
[3] - «Технология работы в парах» [Электронный ресурс]- URL:http://paarschool.com/7obuch/trp.php
( дата обращения 10.01.2016)
7
[4] - Цацаева Т. Форум «Технология обучения в парах. Начальная школа . «Word –файл Листок учета.doc» [Электронный ресурс]-URL:http://pedsovet.org /forum/topik5375.html (дата обращения 5.01.2016)
10
[5] - Громыко Г.О. Форум «Технология обучения в парах. Начальная школа». [Электронный ресурс]-URL:http://pedsovet.org (дата обращения 5.01.2016)
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы в парах:" Знакомство с буквой Ж"
разработка урока с организацией работы учащихся в парах сменного и постоянного состава...
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ПАРАХ И ГРУППАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Наша задача - научить детей работать в диалоге, включить ребенка в совместную деятельность, научить взаимодействовать, сотрудничать....
Методическая разработка по ФГОС "Организация работы в парах"
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других областях жизни общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образовани...
Работа в паре на занятиях в ГПД: особенности организации.
Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова. Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. В групповой деятельности...
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» «Технология работы в парах»
Выступление...
Работа в паре: методика организации деятельности (из опыта работы воспитателя)
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются специализированными учреждениями, созданным в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечения временного проживания не...