Проектная работа
проект на тему
Использование ЭОР на уроках в современной начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра и лаборатория методики начального образования
По теме: «Использование ЭОР в образовательном процессе современной начальной школы»
Научный руководитель: Игнатьева Светлана Генадьевна
кандидат педагогических наук
доцент
Выполнила: Камалетдинова Милевша Шайдулловна
учитель МБОУ «Полевобикшикская СОШ»
Батыревский район,ЧР.
Чебоксары, 2015
Содержание
Введение 3
1. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе 4
1.1 Возможности и целесообразность применения информационных источников 5
1.2 Возможности и целесообразность применения
информационных инструментов 8
1.3 Указание показателей, по которым отслеживается эффективность применения ЭОР 10
1.4 Эффективность применения ЭОР 11
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Приложения
Введение
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.
Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их использования в учебный процесс. Интерактив дает возможность использования активно-деятельностных форм обучения, воздействия и получения ответных реакций, а также позволяет учащимся проверить свои знания без участия учителя. ЭОР в обучении можно использовать по трем основным направлениям: в условиях классно-урочной системы; при реализации современных педагогических технологий; при использовании новых форм неурочных учебных занятий.
1. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе
Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
ЭОР подразделяется на:
- мультимедийные продукты
- программные продукты
- изобразительные продукты
- аудио продукты
- текстовые продукты
- электронные аналоги печатных изданий.
Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.
В образовательном процессе возможно использование как простых информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).
Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.
К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы.
Цели использования ЭОР
- повышение эффективности обучения и качества знаний учащихся
- развитие познавательной активности;
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- развитие аналитического мышления;
- формирование навыков работы с компьютером;
- формирование навыков коллективной работы;
- формирование навыков самостоятельного исследования.
1. 1 Возможности и целесообразность применения
информационных источников
Наиболее часто я использую в своей работе следующие информационные источники:
- мультимедийные презентации
- электронные энциклопедии и библиотеки
- интерактивные карты и атласы
- видеоматериалы
- аудиоматериалы
- схемы и модели
1. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- Усиливает воздействие выступления.
Уроки с применением мультимедийных презентаций провожу систематически, но не чаще трех раз в неделю (по требованиям к применению ТСО на уроках в начальной школе) .
Мультимедийные технологии использую:
- Как сопровождение объяснения учителя.
- как самостоятельную работу учащихся в условиях малокомплектной школы.
2. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.
3. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:
- приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
- наносить надписи при помощи клавиатуры
Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения и повышает эффективность учебного процесса.
4. Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц. Мне огромную поддержку в обучении окружающему миру оказывает программа «Мир природы». Эта развивающая программа включает в себя познавательные материалы об окружающем мире. Разделы «Проверь себя» предлагают ребенку интерактивные задания, выполняя которые он учится размышлять и самостоятельно находить верные ответы.
Практически ни один урок изобразительного искусства не обходится без материалов единой коллекции ЦОР, которая дает возможность и рассмотреть картины, и побывать в музеях, галереях, и показывает порядок изображения предметов. Эту же коллекцию использую и на других уроках, т.к. Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процесс.
5. Аудиоматериалы дают возможность, не отвлекая внимание детей на изображение, вслушаться в текст, услышать эталон выразительного чтения, организовать диктанты в условиях малокомплектной школы. В этом учебном году начала работу по созданию звукозаписей словарных диктантов. Подобраны задания по группировке слов, например, по склонениям, по частям речи, по падежам; в 1 классе - группировка слов по количеству слогов, звуков, положению ударного слога. Использую как коллективную, так и индивидуальную работу.
Ну и, конечно же, ни один урок музыки не обходиться без использования аудиозаписей музыкальных произведений. Также записи музыкальных произведений часто звучат и на уроках изобразительного искусства, литературного чтения.
6.Схемы и модели задач использую на уроках математики, на уроках русского языка, окружающего мира – схемы изучаемых понятий, явлений. Использование схем позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
1.2 Возможности и целесообразность применения
информационных инструментов
К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры. К урокам русского собрала подборку тренажеров. Это, например, тренажеры «Местоимение», «Определение склонения имен существительных», Есть база данных для картинных словарных диктантов. В этом учебном году начала работу по созданию звукозаписей словарных диктантов. Подобраны задания по группировке слов, например, по склонениям, по частям речи, по падежам; в 1 классе - группировка слов по количеству слогов, звуков, положению ударного слога. Использую как коллективную, так и индивидуальную работу. Чаще всего на уроках использую следующие тренажеры:
Тренажер «Отличник» - тренажер решения заданий по математике и русскому языку. Можно выбрать задания для 1,2,3 классов. Различные виды заданий по математике: примеры, уравнения, задачи. По каждому заданию выставляется оценка. Нажав кнопку «Статистика», находящуюся на панели «Меню», можно посмотреть статистику выполнения заданий. Имеется датчик времени, который показывает время, затраченное на выполнение текущего задания. На вкладке «Русский язык» предоставляется выбор одного из 10 видов упражнений.
Тренажер «Обучонок» Здесь в игровой форме представлена таблица умножения. Дети с удовольствием выполняют задания, открывая пазлы с картинкой, и в случае их правильного выполнения слушают песни из любимых мультфильмов. Также в этой программе есть интерактивный шаблон для иллюстрирования задач на движение, интерактивные тесты по знанию растений и животных.
С помощью программ «Отличник», «Обучонок» ребята проверяют свои знания по математике, совершенствуют устные вычисления. При объяснении новой темы все схемы и графики демонстрируются на интерактивной доске. Ребята могут подставить в схему данные задач. Выражений, и с помощью этого приёма новый материал становится более наглядным и эффективно усваивается учениками.
Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.
Информационная среда «Перволого» ПервоЛого является средой, развивающей творческие способности. Вместе с верным другом и гидом Черепашкой дети постигают азы программирования, учатся работать с графикой, текстом, звуком. Лого — инструмент для познания и развития собственного мышления.
Перво Лого дает возможность детям начальной школы знакомиться с компьютером, как с инструментом предоставляющим огромные возможности человеку в мире информационных технологий. Позволяет им работать с графикой, текстом, звуком, а также получать основные сведения о программировании, управляя такими объектами, как черепашки. Перво Лого является исключительной средой в осуществлении проектной деятельности, не ограничивая фантазии учащихся, дают им возможность в полной мере проявить свои способности.
1.3 Указание показателей,
по которым отслеживается эффективность применения ЭОР
Эффективность - это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
В оценке эффективности стоит выделить два основных аспекта:
- оценку процесса обучения
- оценку конечного результата этого же обучения.
Оценку процесса обучения можно произвести, протестировав учащихся.
К показателям данной оценки можно отнести выполнение учащимися контрольных работ, интерактивных тестов, выполнение заданий интерактивного тренажера. Ученики, которые систематически работают с ЭОР, повышают свое качество знаний, более охотно занимаются исследовательской деятельностью.
Оценку конечного результата произвести намного сложнее.
На сегодняшний день можно выделить несколько оценочных методик, как отечественных, так и зарубежных ученых. К примеру, одной из популярных из них на сегодняшний день является модель Киркпатрика. Главная особенность заключается в многоуровневости по усложнению методов оценки.
Первый уровень — реакция участников, проводится оценка реакции обучающихся на процесс самого обучения. Проверяется сразу после обучения (как правило, в форме анкетирования обучаемых) и осуществляется в форме обратной связи между обучаемыми и педагогом. Определяется, приносит ли удовольствие сам учебный процесс или обучаемые испытывают дискомфорт. Выясняется и определяется практическая польза от обучения. Оценивается качество подачи материала и сама организация учебного процесса.
Второй уровень — уровень знаний, проводится измерение усвоения учебного материала. Проверяется путем тестирования до, во время и после обучения при помощи ролевых игр, тестов и пр. Метод по своему специфичен тем, что контролируются не только теоретические знания, но и показатели активности участников, их способность к усвоению преподаваемого материала, а также компетентность самого педагога.
Третий уровень — применение знаний, проводится анализ поведенческих изменений. Это довольно сложный момент, так как школьники не сразу будут использовать свои знания, применительно к жизненным ситуациям, но возможны способы моделирования таковых, именно с целью проверки эффективности обучения. Главной целью моделирования является определение того, как обучаемые используют на практике новые навыки и знания.
Описание технологии использования ЭОР:
1. Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.
2. На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, контролирует процесс самопроверки.
3. Объяснение нового материала проводится на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.
4. На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.
1.4 Эффективность применения ЭОР.
Наибольшая эффективность использования ЭОР на уроке достигается в следующих случаях:
- использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;
- более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения;
- использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
- автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;
- решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;
Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
ЭОР позволяют более эффективно организовать познавательную, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Производительность создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий . Для их воспроизведения используются электронные устройства.
К ЭОР можно отнести во-первых, видеофильмы и звукозаписи, используемые в учебном процессе, которые воспроизводятся с помощью бытового магнитофона или CD-плеера. Во-вторых, различные эффективные для образования современные ЭОР, воспроизводимые на компьютере. Чтобы выделить второе подмножество электронных образовательных ресурсов, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), означающее то, что с помощью компьютера выполняются способы цифровой записи и цифрового воспроизведения. Но понятие ЦОР не раскрывает всей полноты использования ресурсов созданных и используемых в компьютерной информационно-образовательной среде. Поэтому, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР. следуя межгосударственному стандарту,
Электронные образовательные ресурсы классифицируются по следующим направлениям:
- по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
- по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
- по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
- по составляющим входящего ресурса – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы;
- по форме использования – для работы на занятиях, для самостоятельной работы учащихся;
- по типу их использования в образовательном процессе: электронные средства обучения, прикладные программы и информационные ресурсы Интернета.
Использование ЭОР в начальной школе является одним из условий создания информационно-образовательной среды.
Информационно-образовательная среда школы позволяет перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для этого необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС учебного образовательного учреждения, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволит на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить уровень формирования универсальных учебных действий. В результате появится возможность эффективного повышения мотивацию учащихся, обеспечения наглядности представления практически любого материала, а также обучения современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.
Построение учебного процесса в начальной школе на основе использования ЭОР предполагает изменение роли учителя и ученика.
Во-первых, происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.
Во-вторых, ученик занимает позицию активного участника учебного процесса, самостоятельного изучающего особенности ЭОР и использующего их для решения учебно-практической задачи урока.
Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способ проектирования и организации учебного процесса на основе ЭОР, при котором:
- основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование «открытой» познавательной позиции;
- учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;
- учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;
- обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Определяя специфику деятельности учителя в новых условиях можно выделить следующие особенности организации учебной деятельности младшего школьника:
- Учитель — не единственный источник информации.
- Учитель организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации.
- Учитель определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность электронных учебных модулей (ЭУМ) в соответствии с результатами диагностики.
- Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями.
- Учитель — инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время.
- Учитель — организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время.
Роль младшего школьника при организации обучения на основе использования ЭОР отражается в следующем:
- Ученик — не пассивный участник учебного процесса.
- Ученик определяет цель своей деятельности и пути ее достижения.
- Ученик — активный участник дискуссии, обсуждения, исследования.
- Ученик выбирает способ взаимодействия с электронными учебными модулями (ЭУМ) определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий.
- Ученик отбирает необходимый для достижения цели материал.
- Ученик осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, в ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах.
- Ученик демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ.
В конечном итоге ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.
ФГОС указывает на использование в начальном общем образование практико-ориентированных и активных технологий, которые создают переход от безличностного «знаниевого» подхода в образовании к деятельностному и личностноориентированному подходам, а также при создании информационно-образовательной среды формируют ИКТ-компетенции учащегося, лежащие в основе формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса.
В сравнении с традиционным обучением, где главной задачей являлась передача ученику определенной суммы знаний, формирование ряда заранее определенных умений, информационно-образовательная среда направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий, таких как постановка и решение познавательной проблемы; нахождение, переработка, использовании и создание различной информации средствами ИКТ; ориентировка в информационном пространстве.
В начальной школе в соответствии с ФГОС должны быть созданы условия для:
- проведения учащимися самостоятельных экспериментов с естественно-научными и математическими объектами с помощью традиционного лабораторного оборудования и цифровых (компьютерных) измерительных приборов, цифровых планов, карт, и спутниковых снимков и т.д.;
- изучения родного и иностранного языков, развития навыков чтения, устной и письменной речи (что эффективно может быть реализовано за счет использования современных средств ИКТ);
- знакомства в ходе практической деятельности с традиционными видами ремесел (работа с глиной на гончарном круге, с деревом на верстаке, ткачество на ручном ткацком станке и т.д.) и основами конструирования, проектирования и компьютерного управления (в том числе моделей с обратной связью);
- музыкального и художественного творчества (исполнение, сочинение, аранжировка музыкальных произведений с использованием традиционных инструментов и компьютерных технологий; овладение практическими умениями в различных видах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ, таких как мультипликация, видеозапись, цифровая фотография).
Современная информационно-образовательная среда характеризуется доступом учащихся к содержанию информационных ресурсов и возможностью реализовывать различные виды взаимодействия: чаты, электронная почта, презентации, изучение языка в режиме реального времени и т.д., что значительно обогащает взаимодействие субъектов среды. Необходимо отметить, что и роли обоих субъектов в новой среде также меняются. Преподаватель выступает не в роли распространителя знаний и информации (как это принято в традиционной системе обучения), а в роли консультанта, помощника, партнера обучаемого и координатора познавательного процесса, а учащийся при этом – активный субъект учебного процесса, направленного на сознательное развитие соответствующих профессиональных компетенций (как это принято при реализации деятельностного подхода).
В учебном процессе в начальной школе могут использоваться прикладные компьютерные программы, которые используются для создания собственных электронных средств активизирующих учебную деятельность младшего школьника К ним можно отнести компьютерные программы для создания презентаций, интерактивных средств (например, интерактивная доска), графических изображений, аудио- и видео- .
Применение средств созданных в прикладных компьютерных программах, таких как, программы для создания презентаций, активизируют учебный процесс. Это происходит от того, что у школьника в начальной школе преобладает наглядно-образное мышление над абстрактно-логическим, а презентации дают возможность наглядно представить любую информацию, не только в статическом виде, но и в динамическом.
Грамотно составленная презентация повышает уровень не только мотивации учащихся начальных классов, но и контроля и оценки собственной деятельности.
Уроки, на которых используются презентации, имеют следующие особенности:
- Для изучения и анализа учебного материала в презентациях используются мультимедийные технологии. Они включают видео- и аудио- информацию, анимацию и графику.
- Визуальная информация располагается на слайдах в том порядке, который необходим для организации различных этапов учебной деятельности в рамках формирования УУД
- При размещении на слайде перечислений, возможны переходы по гиперссылке с каждого пункта на необходимую информацию.
Выделяются следующие варианты использования MS PowerPoint в работе с учащимися:
- Использование презентации на этапе открытия нового знания (мотивация и целеполагание). Заранее созданная презентация заменяет классную доску при изучении нового материала. Для создания проблемной ситуации на сладе располагаются какие-либо иллюстрации, данные, формулы и т.п.
- Наглядная демонстрация модели реального процесса. Построение диаграмм, таблиц, которые невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски, поэтому на слайде с использованием графических, видео- и аудио- возможностей программного обеспечения MS PowerPoint создается модель демонстрирующая реальный процесс. В данном случае можно говорить о формировании познавательных действиях
- Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада, создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях.
Например, проект «Фамильное дерево» служит естественным продолжением проекта «Моя семья», затем проекта «Мое имя».
- Совместное изучение источников и материалов. Обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов.
- Корректировка и тестирование знаний. Работа с тестирующими системами и тренажерами.
При создании компьютерных презентаций соблюдаются дидактические требования: наглядность; тщательный подбор шрифта, цвета; целесообразное применение анимационных и занимательных спецэффектов; блочный характер информации; ограничение времени использования.
Использование же интерактивной доски помогает учителю решать проблемы, связанные с увеличением объема информации, дает учителю возможность осуществлять межпредметные связи, делать уроки более интересными.
Использование интерактивной доски предполагает организацию активного обучения, при котором учащиеся самостоятельно добывают новые знания. Используемые при этом методы, формы и средства работы стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации. В этом случае преподавателю необходимо грамотно и правильно направлять познавательную деятельность учащихся, ориентировать их в информационном пространстве и вовремя предоставлять необходимую методическую и техническую помощь.
Интерактивная доска создает возможности активизации деятельности ученика на всех этапах учебной деятельности. Структура уроков с использованием интерактивных устройств может меняться. В некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например при так называемом индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.
Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах.
Работа с интерактивной доской позволяет любое занятие сделать динамичным. Обязательно необходимо на уроке сочетать работу на интерактивной доске и обычной доске.
Программное обеспечение интерактивной доски содержит коллекции рисунков почти к каждому учебному предмету, за исключением предмета «русский язык».
Интерактивная доска позволяет переставлять объекты. Так, переставляя слова, учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия, замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.
Интерактивный режим доски интересен тем, что в нем имеется возможность создавать линованное поле, выбирая наиболее удобную ширину строчек, а затем на этих строках с помощью стилуса записывать
Интерактивные доски обладают набором разнообразных инструментов, которыми можно воспользоваться при объяснении материала и выполнении упражнений.
Каждый учитель может создавать при необходимости свои упражнения для работы на интерактивной доске, направленные на повторение и закрепление изученного материала. Подобные упражнения-тренажеры можно создавать практически по всем изучаемым разделам.
Заключение
А вот современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования.
Итак, можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Для повседневной практической деятельности преподавателя наиболее значимыми являются такие возможности электронных средств обучения, как:
- адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся;
- тиражирование и размещение материалов в сети.
Электронные средства обучения, включенные в информационно-образовательную среду предмета конкретного УМК, записанные на диски, являются дополнительным средством, созданным для активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроке и во внеурочное время.
Существует множество дисков с электронными средствами обучения, обеспечивающими формирование предметных знаний не зависимо от выбранного УМК.
Главным условием использования в начальной школе дисков с электронными средствами обучения является то, что они должны соответствовать федеральным требованием к электронным ресурсам и иметь знак данного соответствия.
Учитель может использовать на уроках электронные средства и ресурсы, созданные и выложенные на образовательных порталах другими учителями.
В соответствии с требованиями ФГОС к созданию ИОС начальной школы, в учебном процессе необходимо использование информационных ресурсов Интернета.
Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:
- веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;
- веб-сайты – информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.;
- электронные рассылки по проблемам образования;
- информационные и справочные порталы;
- ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.
Четкую границу между веб-сайтами и порталами провести достаточно сложно. Веб-сайт же обычно определяют более широко — как информацию, оформленную определенным образом (в протоколе http) и доступную всем пользователям сети Интернет.
С точки зрения пользователя порталы и веб-сайты отличаются друг от друга по таким параметрам, как количество и разнообразие предоставляемых ресурсов и услуг. Порталы объединяют огромное количество ресурсов разного формата — электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы, форумы для обсуждения определенных проблем и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д.
Данные ресурсы создаются как дополнительные для конкретного УМК отдельного предмета, а также как универсальные ресурсы, используемые для любого УМК отдельного предмета. Сетевые ресурсы создаются как для ученика, так и для учителя. К дополнительным ресурсам конкретного УМК отдельного предмета можно отнести электронные учебники, развивающие компьютерные программы, тренажеры и т.п., а также методические материалы для учителя в электронном виде, созданные авторами конкретного УМК, и, находящие в открытом доступе на образовательном портале.
Любой сетевой ресурс, используемый в учебном процессе, должен быть гармонично встроен в организацию процесса формирования учебной деятельности.
Список использованной литературы:
1.Приказ Министерства образования, науки и высшей школы РФ от 6 октября года №343 « Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях.- М.:Просвещение,2009.
3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с.
4.Федеральные образовательные ресурсы для общего образования Российское образование Федеральный портал http://www.edu.ru/
5.Электронные образовательные ресурсы: современные возможности
М.А.Бовтенко .Информационные технологии в образовании http://bit.edu.nstu.ru/
6.Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Сайт «Информика» http://ed.gov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа, 2 класс, начало работы.
Проектная работа, 2 класс, начало работы....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....