Реализация компетентностного подхода в условиях ФГОС
материал (3 класс) на тему
Доклад из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_kompetentnostnogo_podhoda_v_usloviyah_fgos.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в начальном звене в условиях реализации ФГОС
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь, дай мне пережить – и это останется со мной навсегда»
Китайская мудрость
Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного образования, внедрение компетентностного подхода - это самое важное условие, которое работает на повышение качества образования.
В начальной школе мы выделяем компетенции (слайд): учебно- познавательные, ценностно – смысловые, коммуникативные, компетенции, связанные с трудовой деятельностью, информационные, здоровьесберегающие.
При компетентностном подходе к уроку изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
В своей работе я стараюсь (слайд)
- Расширять формы и методы самостоятельной работы на уроке
- Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении
- Ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, рассматривать разные точки зрения
- Развивать навыки самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий
Можно вывести некомпетентностные виды деятельности на уроке (слайд):
- монолог учителя;
- фронтально–индивидуальный опрос;
- информирующая беседа;
- самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником или другими пособиями по заданиям, указанным учителем;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- контрольная или проверочная работа, проводимая в традиционной форме.
Вы видите, что это виды деятельности на традиционном уроке.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного (слайд)
Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения
| Цель обучения
|
Формула результата образования
| Формула результата образования
|
Характер образовательного процесса
| Характер образовательного процесса
|
Доминирующий компонент процесса
| Доминирующий компонент процесса
|
Характер контрольных процессов
| Характер контрольных процессов
|
В понятие «компетентностный подход» включен момент, что 70 % урока дети должны работать самостоятельно. Как получается у меня в классе? Очень трудно бывает построить такой урок. Но к этому я стремлюсь. Самый продуктивный урок - это урок, где учителя мало. С этим я согласна. Это требование ФГОС. Сделать урок динамичным помогают (слайд) проблемные ситуации, игра, групповая и парная формы работы, обучение через деятельность, вопросы, требующие доказательств, аргументации. Если ученик ошибся, поправлять сразу не стараюсь. Даю установку себе – молчи, дай сказать ученику. Ученик, в свою очередь, видя ошибку, может спросить правило, на которое сделана ошибка или дать совет. Как уж получится. Если я не воздержусь и нарушу установку – «молчи», ученик может сказать: «Я же хотел так сказать или спросить». Радости от успеха ученику не скрыть. Бывают разные ситуации. В данном случае видно, кто слушает ученика и при этом думает, а кто не включился ещё в действие. Можем попросить выйти к доске и доказать свой ответ. Это помогает ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля. Из всего сказанного можно сделать вывод – внедряя компетентностный подход, учусь сама создавать условия для качественного образования, учусь использовать принципы компетентностного подхода и учу детей действовать самим. Ведь компетенция – это компетентность в действии. Быть компетентным – уметь применять в определённой ситуации полученные знания и опыт, критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, добывать информацию и эффективно использовать её.
К 3 классу ребята знают уровень своих предметных знаний и уровень знаний своих одноклассников. Например, при проведении устного счёта дети сами вызывают к доске тех, кто не уверен в знании таблицы умножения или в нахождении периметра. При необходимости организуется взаимопомощь, взаимовыручка. На уроках русского языка стараются работать в паре или в группе, где работает Надя. На уроке математики многие желают работать с Алёшей или с Викой. На уроке окружающего мира лидером является Валера, который многим интересуется, много знает и щедро делится своими знаниями. Я заметила, что дети друг друга хорошо понимают, доказывая и объясняя на своём «детском» языке. Бывают моменты, когда нужна бывает корректировка.
Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Ведь лишая учеников общения, мы делаем их менее защищенными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения.
Мы, учителя, помним об индивидуальности ребёнка, о создании благоприятной учебной атмосферы, об использовании дифференцированного обучения, так как необходимо учитывать темп работы каждого ученика, уровень его обученности, сформированности его умений и навыков.
Созданию условий для психологического здоровья ученика способствуют дидактические игры. Они снимают эмоциональное напряжение и страх, создают положительный настрой в ходе урока. Не секрет, что у детей нет особого интереса к урокам русского языка. Игры помогают развивать речь, память, внимание, мышление, а значит, игра способствует формированию и развитию орфографической зоркости. Я применяю такие игры – зашифруй слово, шифровальщики, найди лишнее словечко, я – учитель и т.д. Правильно подобранные игры, тексты, задания способствуют развитию компетенций учащихся.
Хочу остановиться на алгоритме построения учебного занятия в системе компетентностного образования (слайд)
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит
разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, результатов и их происхождения.
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:
Исследовательский метод и вид деятельности;
Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
Многообразие подходов и точек зрения;
Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Делаю такой вывод: компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Раскрытие понятия компетентностного подхода в образовании осуществляется с помощью презентации, которая дает нам наглядное представление об этой теме....
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...
Проектная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС
Список литературы:1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М., Просвещение,2010.2....
Проекная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ори...
Интегративный подход в обучении младших школьников как особенность реализации УМК «Гармония» в условиях ФГОС
Наша школа реализует учебно-методический комплект «Гармония», в основу реализации которого заложено использование интегративного подхода. Данный подход учитывает межпредметные связи, способствуе...