«Технология взаимодействия с родителями»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Актуальность проблемы использования технологий фасилитации/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_vzaimodeystviya_s_roditelyami.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология взаимодействия с родителями»
Учитель начальных классов
МБОУ «Буныревская СОШ №14»
Локтионова Т.И.
Алексин, 2016 г
В настоящее время наблюдаются ухудшение физического, психического, психологического и социального здоровья детей; увеличение процента социально незащищённых детей и родителей, рост социально-психологической тревожности, усталости людей разных возрастных категорий и многое другое.
Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (психологов, педагогов, дефектологов). Семья нуждается в поддержке и сопровождении. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействия с семьёй является важным направлением деятельности образовательного учреждения.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем “отцов и детей” и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим.
Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом.
Субъетная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития человека.
С чего же начать развитие субъектности детей? Конечно, с формирования субъектной позиции их родителей. Какой бы ни была в жизни ребёнка роль его воспитателей, учителей и других взрослых, сверстников, именно психологический климат в семье, стиль общения и взаимоотношения родителей с ребёнком являются определяющими в воспитании и развитии его личности.
Однако недостаток в знаниях родителей основ педагогики и психологии, их одностороннее представление на современном этапе способов и методов социального воспитания и социальной адаптации мешает развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья. Поэтому в настоящий момент необходимо совершенствовать способы и формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы педагога, психолога и других специалистов по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.
Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи, организуя в образовательном учреждении совместную деятельность взрослых и детей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка, его творческих способностей и формированию детско-взрослой общности.
Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертоми не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.
В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача школьной образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи школа выступает фасилитатором развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в школе. Для достижения таких задач следует продумать максимально возможные и реализовать эффективные сценарии включения родителей в жизнь ребенка в школе.
Началом и основным механизмом сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса.
На таких собраниях родители становятся полноправными участниками образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для развития ребенка мероприятий.
Задача педагога состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
Актуальность проблемы использования технологий фасилитации обоснована тем, что фасилитация как форма и метод работы в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. Педагог в роли фасилитатора гибко реализует тот ролевой репертуар, который позволяет ему инициировать продуктивную деятельность группы родителей, поддерживая необходимый настрой, создавая деловую, доброжелательную атмосферу в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений.
Фасилитатор – это тренер или ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации ведущий не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения. Самостоятельный поиск информации сильнее мотивирует участников фасилитации и обеспечивает более эффективную обработку найденной информации, ускоряет процесс решения поставленной задачи, а также освоение и закрепление приобретенных навыков.
6 черт фасилитатора:
- Умение управлять содержанием и динамикой
- Умение слушать и слышать
- Умение точно и полно передавать информацию
- Умение структурировать время и информацию
- Умение правильно задавать вопросы
- Готовность делить «победу» с группой
- Готовность принимать чужие мнения, не навязывать свое мнение группе
Фасилитатор не обязан:
- Быть абсолютным экспертом в решаемом вопросе (хотя знание предмета желательно)
- Делать всю работу сам
Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.
Цель проведения родительских собраний с использований технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей, возможно, повлиять на негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Задача фасилитации – разрешение сложных или конфликтных ситуаций, решение конкретных вопросов: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий.
Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения, зафиксированные в протоколе собрания, которые повлекут за собой те или иные изменения, как организационного характера, так и воспитательного.
Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих у родителей по ситуациям пребывания ребенка в школе, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками диалога. Типичная ситуация: кто-то из родителей много говорит не по существу, чьи-то разумные идеи остаются не услышанными, тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы собрания; решения не принимаются, все время уходит на процесс обсуждения. Именно в таких ситуациях напряженности и противоречий следует обратиться к фасилитации группового взаимодействия. При такой постановке вопроса есть возможность подготовить родителей к самостоятельному принятию решений через делегирование им инициативы и ответственности.
(Например: в 1 классе были серьезные проблемы с поведением учащихся и на уроках , и во время перемен. Родительское собрание по теме «Дети – отражение своих родителей. Так ли это?» началось со стихотворения Себастьяна Бранта (15 в.)
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе,
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Далее родителям было предложено обсудить данное стихотворение, сравнить поведение детей в школе и дома, обменяться опытом решения проблем с поведением детей в каждой семье и принять решение о путях выхода из данной ситуации. В итоге родителями было (самостоятельно) принято решение о необходимости усиления контроля за поведением и учебой детей. Они составили график (не говоря об этом детям) и ежедневно по очереди стали заходить в школу под разным предлогом и интересоваться успехами и проблемами детей, делясь впоследствии информацией с остальными родителями. Примерно через три недели большая часть проблем была устранена.)
В качестве ещё одного примера организации такой работы можно привести «заочные» родительские собрания, когда решения принимаются родителями самостоятельно в ходе организованных встреч, переписки в социальных сетях, голосований и опросов, а результаты подобной деятельности сводятся в протокол с коллективным решением всех родителей.(Новый год, экскурсии и т. д.)
Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников родительского собрания. Такой процесс может учитель, владеющий технологиями фасилитации. Он управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу собравшихся. Родители же сами проделывают всю работу по принятию решения, педагог, использующий технологии фасилитации лишь виртуозно облегчает процесс, способствует тому, чтобы участники родительского собрания задумались над решением проблемы и не ждали готового решения.
Первое преимущество фасилитации состоит в том, что решения выдают сами родители, т.е. они самостоятельно проделывают всю необходимую работу. Фасилитатор поддерживает процесс только технологически.
Второе – фасилитатор не дает решений, он предоставляет средства, с помощью которого родители сами находят решение.
Посредством фасилитации можно проводить:
– проверку имеющихся педагогического опыта и убеждений участников собрания;
– обмен полезной информацией между участниками родительского собрания;
– формирование ощущения легкости и простоты в освоении нового – за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы родителей;
– снятие сопротивления изменениям, происходящим во взаимоотношениях с ребенком, педагогами, между родителями.
Методы фасилитации
– мировое кафе, позволяющее собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений;
– «поиск будущего» (FutureSearch) связан с формированием общей основы для предстоящего сотрудничества, выработкой общей картины будущего;
– конференция «Поиск» (SearchConference) обусловлена необходимостью активной адаптации системы (школьного образования в конкретной организации) на основе поиска вариантов развития ее участников (педагогов и родителей) через достижение совместного видения решения конкретной проблемы;
– технология открытого пространства (OpenSpaceTechnology) позволяет решить реальную проблему в ситуации «здесь и теперь» на основе слаженного действия группы в условиях ограниченных ресурсов и сложности вопроса;
– динамическая фасилитация (DynamicFacilitation) используется для решения проблем в условиях, когда группа сталкивается со сложной ситуацией и нет однозначного решения для снятия напряженности или разрешения конфликта;
– саммит позитивных перемен (AppreciativeInquirySummit) используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения картины будущего и общих ценностей совместной работы;
– выход за рамки (WorkOut) позволяет расширить межфункциональные или межуровневые группы руководителей, сотрудников, специалистов, родителей, когда они обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на «городском собрании» (общее родительское собрание).
В построении эффективного взаимодействия с родителями технология фасилитации помогает:
- организовать взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей
- раскрыть творческий потенциал ребенка с помощью участия семьи и сохранить фактор психологического здоровья
- освоитьродителям навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем,
- получить знания и понимание по вопросам воспитания детей, возможно, повлиять на негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в образовательном учреждении.
- разрешить сложные или конфликтные ситуации,
- решить конкретные вопросы: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий.
Технологию фасилитации целесообразно применять в системе с участием психолого – педагогической службы школы.
Взаимодействие с родителями в нашей школе:
- участие родителей в работе Совета школы;
-участие родителей в работе Попечительского совета школы
- посещение родительских собраний (в четверть 1 раз);
- использование индивидуальных форм работы с родителями;
- приглашение родителей на мероприятия в школу, активное
участие при проведении мероприятий;
- проведение « Дня открытых дверей»;
- работа с родителями через дневники учащихся; в том числе используя ИКТ
-участие родителей в работе детей над проектами;
- индивидуальные беседы, посещение семей (по мере возникновения
проблем); и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия с родителями учащихся
Как привлечь родителей к жизни класса, сделать их своими соратниками и помощниками....
Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.
Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...
Формы взаимодействия с родителями
Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....
Пять принципов взаимодействия с родителями
Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентра...
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
В этой статье мы поговорим об основных вопросах, связанных с привлечением родителей к программе работы, связанной с курсом здорового образа жизни и укреплением здоровья, а также предложим некоторые пр...
Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями»
Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями» был написан, так как работа с родителями является одним из направлений работы классного руководителя. О...