Реализация здоровьесберегающих технологий.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие боезней или физических дефектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx194.08 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика. Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Проблема воспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников рассматривается в исследованиях В.Ф. Базарного, Н.В. Смирнова , В.Д. Сонькин , Г.Л. Апанасенко, М.В. Антроповой и других.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

В данной работе я рассматриваю  такие вопросы: как обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Проблема: сохранение здоровья учащихся в общеобразовательных учреждениях

Объект: здоровье детей младшего школьного возраста.

Предмет: здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с  детьми младшего школьного возраста.

Цель: показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в учебной и внеурочной деятельности.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2.   Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

3. Пропаганда здорового образа жизни;

Гипотеза: мы предполагаем, что физическое, психическое и социальное здоровье школьников будет укрепляться, если субъекты образовательного процесса будут компетентны в знании здоровьесберегающих технологий, у обучающихся будут сформирована установка на приобретение знаний, умений, навыков необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Методы исследования: теоретический анализ, обобщение,  анкетирование, статическая обработка данных.

База исследования: МБОУ СОШ № 2 г Шагонара.

     Курсовая состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников, приложения.

Глава I.

  1. 1. Определения понятия «здоровье».

   Прежде чем освятить вопрос о здоровье, стоит дать их определение:

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье относится к числу глобальных проблем, то есть тех, которые имеют жизненно важное значение для всего человечества. Примечательно, что слово здоровый образовано от древнеиндийской приставки съ (хороший) и праславянской основы дорв (твердое дерево, дуб) и первоначально означало сильный, невредимый, крепкий, как дуб.

Ещё я узнала, что в  уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья вводится, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Существует более 300 определений понятия "здоровье".

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье:

· это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

· это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

· это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

· это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В упрощённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:

для соматического и физического здоровья - я могу;

для психического - я хочу;

для нравственного - я должен.

  1. 2. Понятия здорового образа жизни.

Упражнениями человек творит свое тело

И становится таким, каким хотел бы быть. П.Брег.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Сохранить и укрепить здоровье помогает умение применять здоровьесберегающие технологии. Ряд авторов, рассматривая это понятие, исходят из понимания технологии как определенного приема, методики; другие вкладывают в это понятие значение содержательной техники, с помощью которой  реализуется образовательная или иная педагогическая задача, понимают технологию и как описание процесса достижения планируемых результатов, совокупность данных об изменении состояния.

Все  используемые  на уроке технологии и педагогические приемы могут быть оценены (количественно и качественно) по критерию их влияния на здоровье учащихся.

Исследования показывают, что если рассматривать использование здоровьеохранительных технологий учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задач минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная честь программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. При этом становится очевидным, что моя задача  по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формировать у него культуру здоровья, воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, обеспечивать ученика необходимыми знаниями, формировать соответствующие навыки.

Данная работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

           Поэтому мы выбрали программу здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного и специалистов научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования «Программу реорганизации сложившейся учебно-воспитательной системы», включающую природосообразные технологии и технические средства. Суть этой технологии заключается в «строительстве учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме  дальнего зрения и расширения «зрительных горизонтов»; на основе ситуационно-образного моделирования, конструктивно- трудового и художественного рукотворчества, формирования учебно-воспитательной среды на основе  природосообразности, национально-культурных традиций и т.д.». Считаем, что эта технология не просто укрепляет и развивает здоровье детей, но и способствует более глубокому и прочному усвоению знаний, умений  и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. При этом она проста, доступна и ее внедрение не требует больших финансовых затрат.

Итак, ребенка можно назвать здоровым, если он:

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Основными элементами здорового образа жизни являются:

- отсутствие вредных привычек (школьник должен быть убеждён, что алкоголь, курение, наркотики приносят непоправимый вред здоровью человека;

- высокая культура общения и поведения;

- рациональное питание;

- соблюдение режима труда и отдыха;

-оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом (должна сформироваться личность, стремящаяся быть здоровой душой и телом;

- санитарно–гигиеническая культура (ребенок должен знать и применять в жизни первоначальные навыки личной гигиены.

  1. 3.  Типы здоровьесберегающих технологий.

  Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

А,  по  мнению Т.В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции.

Н.К. Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов».

Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств м методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной образовательной среды.

А задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Анализ нашей и соседних различных школ  позволил выделить следующие типы технологий:

1. Здоровьесберегающие - создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.

             К   конкретным методам, мы используем:

- диспансеризация учащихся;

- профилактические прививки;

- обеспечение двигательной активности;

- витаминизация;

- организация здорового питания (включая диетическое);

-мероприятия в период заболеваемости распираторно-вирусными инфекциями и гриппом, в основном санитарно-гигиенического плана.

2.Оздоровительные - технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, обогащение потенциала (ресурсов) здоровья:

- физическая подготовка;

- физиотерапия;

- ароматерапия;

- закаливание;

- массаж;

- фитотерапия;

- музыкотерапия.

Некоторые  методы (фитотерапия, гимнастика) в зависимости от характера и интенсивности воздействия, категории учащихся применяем в рамках как здоровьесберегающих технологий, так и в оздоровительных.

3.Технологии обучения здоровью:

- гигиеническое воспитание (правильное питание, уход за зубами);

-обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.)

- профилактика травматизма;

- профилактика злоупотребления психоактивными веществами.

Такие технологии мы реализуем через включение соответствующих тем в «вариативную» часть базисного учебного плана новых предметов («Расти  здоровым», «Твое здоровье» и др.); организацию факультативного обучения и дополнительное образование.

4. Воспитание культуры здоровья - воспитание у учащихся:

- культуры здоровья;

- личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению

- формирование представления о здоровье как о ценности;

-формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье, за здоровье семьи.

Выводы по первой главе: Таким образом, воспитание культуры здоровья я осуществляю  через факультативные занятия по развитию личности  учащихся, разные физкультминутки, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы, а также через реализацию детских и молодежных проектов.      

Глава II.  Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании.

  1. 1. Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий.

Изучив  теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы поставили цель - определить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди младших школьников, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы провели эксперимент МБОУ СОШ № 2 г. Шагонар  Улуг-Хемского района, в период с 01 ноября 2013 г. по 10 марта  2014 г. В экспериментальном исследовании приняли участие   20 учеников (10 девочек и 10 мальчиков) 3-го класса, возраст – 8-9 лет,  их родители (16 человек) и 1 учитель.

В последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:

- замена парт на столы, что привело к ранней потере  зрения и нарушениям осанки;

- замена каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. В связи с этим выросли утомляемость, неуравновешенность, агрессия;

- замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга;

- после введения предмета "Информатика" прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров;

- сокращение или изгнание из школы уроков труда. Школа выпускает безруких, без волевых людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд, а потому – нравственно ущербных;

- замена шестидневной учебной недели на пятидневную, что привело к дополнительной нагрузке;

- бесконечные смены содержания образования и учебных планов, результаты "инновации" не оцениваются медиками.

В итоге,   совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).

К основным задачам здоровьесбережения мы поставили следующие:

 1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья;

2) создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды;

3) информационное обеспечение процесса здоровьесбережения;

4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. (Сохранить и укрепить здоровье помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.)

На первом этапе исследования детям была предложена анкета для выявления уровня знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ)  - Ю.В. Науменко, (Приложение № 1), вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ.

Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, мы предложим детям анкету «Расти здоровым» - В.С. Кукушина (Приложение № 2).

Так же был проведен опрос родителей, автор И.В. Чупаха, с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни (Приложении 3).

А также, в организации и проведении урока необходимо учитывать этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий:

1этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

- Соблюдаем тепловой режим;

- Поддерживаем в помещениях школы чистоты;

- Соблюдаем нормативов освещенности в классах;

- Соблюдаем гигиенических норм и правил обучающимися;

- Организуем здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;

- Осуществляем меры, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;

2 этап - условия для здоровья на уроках:

- Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к выше изложенным) и - условия, учитывающие физиологию человека:

- Формирование правильной осанки;

- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;

- Каждый день проводим утреннюю зарядку 5 минут до уроков;

- Физкультминутки;

- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;

- Морально-психологические:

- Деловая, деятельная атмосфера;

- Уверенность в успехе;

- Доброжелательность;

- Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).

3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:

- Перспективность, оптимистичность;

- Жизнерадостность;

- Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности;

- Защищенность обучающихся;

- Дух сотрудничества;

- Построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик.

4. Этап - изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:

- Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;

- Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;

- Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;

- Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,

- Увеличение доли времени на улучшение осанки.

5. Этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях:

-Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

-Проведение два раза в год «Мама, папа и я спортивная семья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма;

-Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников;

-Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);

-Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов.

6. Этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя:

- Творческую активность;

- Поддержание благоприятного морально-психологического климата;

- Организацию здорового досуга;

- Занятия физической культуры и спортом.

7. Этап - пропаганда здорового образа жизни:

- Формирование физиологии здоровья;

- Обучение способам оздоровления организма;

- Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.

8. Этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:

- Проведение медосмотров врачами комплектующего центра;

- Профилактика инфекционных заболеваний;

- Классные часы и встречи с медицинскими работниками;

- Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.

9. Этап - работа с родителями:

- Проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;

- Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;

включение родителей в воспитательный процесс;

привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).

Поэтому я считаю, что сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса.

  1. 2. Анализ результатов  анкетирования.

Проанализировав полученные результаты первой анкеты, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ., можно сделать следующие выводы (приложение № 1):

23% учащихся считают, ЗОЖ - это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 15% учащихся, которые считают, что ЗОЖ - «нужно быть здоровым». Но 62% учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ - «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы.

Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «ЗОЖ» мы выявили 4 уровня их решения.

Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться.

Средний уровень: изменяющиеся в области своего ЗОЖ и самосознания о здоровье и ЗОЖ на строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах ЗОЖ, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем.

Поверхностный уровень: в основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляет.

Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уроке обыденного знания.

В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 30% учащихся класса, среднему уровню 35% учащихся, к поверхностному уровню 25% учащихся, низкому уровню 10% учащихся.

Анализ результатов второй анкеты «Расти здоровым» полученной  жизнедеятельности учащихся в их совокупности позволила нам выделить 3 уровня соответствия индивидуального стиля ЗОЖ (приложение № 2):

Оптимальный уровень соответствия отражает творческий характер использования основных положений ЗОЖ в индивидуальной жизнедеятельности. Личностью освоен основной спектр самосовершенствования и способов саморегуляции. Неукоснительно соблюдаются гигиенические предписания в отношении режима дня, организации питания, использование средств профилактики. Свободное время благоприятствует развитию личности за счет включения в его структуру разнообразных видов деятельности. К этому уровню относятся 18% учащихся класса.

Средний уровень соответствия. В повседневной жизнедеятельности личность склонна придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализует их не всегда последовательно. Установка на самосовершенствование присутствует, но возможны затруднения в выборе адекватных средств в составлении программы. Позитивные привычки доминируют, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. Этому уровню принадлежит 58% учащихся.

Недостаточный уровень соответствия. Личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями ЗОЖ. Отдельные привычки, проявления и склонности соответствуют ЗОЖ, но сознательно они не формируются. В свободное время велика доля пассивных видов отдыха. К этому уровню относится 24% учащихся.

Анализ полученных результатов опроса родителей с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни, позволил нам определить их роль в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни (Приложении 3).

Анализируя диаграмму мы видим, роль родителей в формировании здоровья детей, из чего видно, что большинство опрошенных дало положительный ответ, показав тем самым свое участие в приобщении их к здоровому стилю жизни.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на собственном примере.

  1. . Реализация здоровьесберегающих технологий.

По результатам исследования мы разработали правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Из числа здоровьесберегающих технологий   применяю на работе технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным.

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Дети с ОВЗ, особенно с выраженными нарушениями , в интегрированном классе не всегда включены в общий процесс, здесь учителю не обойтись без специальных приёмов, способствующих активизации и познавательной активности, и коммуникативных навыков.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы;

3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди — доминирование правого полушария. У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

 Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей, от состояния их здоровья.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделила три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Время начала физкультминутки выбираю, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (чаще всего в середине урока).

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы; активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Длительность: 1,5-2 мин.; рекомендуется проводить, начиная со средней группы. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). «Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным». Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить.

При проведении физкультминуток учитываю 2 условия:

Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном уровне. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Характерными чертами, которой является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала.

Например,  для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» ( иногда использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. В результате таких упражнений, у моих учащихся хорошо развивается чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

В процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

Важная особенность моих уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого  использую подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок «Домисолька» при школе.

Ещё  для  сохранения здоровья учащихся я должна видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Например, в понедельник в  классе последний урок -математика. Моя главная задача, как же мне добиться внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса?  Здесь я  использую элементы технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.

Работаем в парах или мелких группах,  то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

Используем две доски, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у учащихся проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Элементы игры используем в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет».

Во время фронтального опроса используем игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа.

Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока. Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе.

В состав упражнений включаем упражнения И.В. Чупаха по формированию и укреплению зрения, гимнастику маленьких пальчиков.

Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся; выполнение практических заданий, включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Так приобщаю к выполнению домашних заданий своих учеников: даю задания по трем уровням, то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

В качестве приема здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, получает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. Для создания благоприятного психологического климата я использую различные формы проведения уроков: урок-праздник, КВН, игра, сказка, аукцион, концерты, экскурсии. Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.

Я использую такие виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа. Учёт видов особенно актуален при обучении в классе детей с сенсорными нарушениями. Я  использую больше тот вид, который позволит «особому ребёнку» опираться в учебной деятельности на сохранные функции:

- Чередование видов преподавания.

- Наличие и место методов, способствующих активизации.

- Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

- Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

- Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

- Место и длительность применения ТСО.

Я считаю, что умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Поэтому для меня ТСО  хороший помощник при снятии зрительного перенапряжения, применении зрительных гимгастик; при обучении детей со зрительными нарушениями.

- Поза учащегося, чередование позы.

- Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

- Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.

- Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

- Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.

- Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Ещё использую эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, музыкальная минутка, четверостишие. Определяю  в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности.

Темп окончания урока.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Согласно  исследователями, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Учитель должен учитывать, что дети с особыми потребностями утомляются значительно быстрее.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения –  это школьная оценка. К выставлению оценок я отношусь  внимательно. Двойка не должна быть наказанием для ученика, нужно оценивать его работу, а не личность  ученика.

Выводы по второй главе.

Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод:  мои дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

Я постараюсь следовать пятью основными советами  доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

Первый совет: «Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей».

Второй совет: «Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали».

Третий совет: «Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире».

Ещё не забываю и о дыхании. Урок я начинаю с успокаивающего дыхания. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю и использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Четвёртый совет: «Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!»

Поэтому во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.

Пятый совет: «Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками.»

Особое внимание следую уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Я знаю, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Поэтому здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальны.

При использовании технологии  Базарного, результаты внедрения обучения по его системе показало  снижение показателей заболеваемости детей в классе, улучшение психологического климата в нашем коллективе, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школы, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

Заключение.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы, сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.

Поэтому во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.

Итак, после практического применения  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы можем сделать следующие выводы:

1) Воспитание у детей младшего школьного возраста культуры здорового образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

2) Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

3) Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:

создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;

обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

установление межпредметных связей;

логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;

эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;

формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: 1975.
  2. Амонашвили Ш.А., Алексин Г.А. и др. Педагогика здоровья. – М.: 1990.
  3. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/Сост. Гурьев А.Е. М.: Просвещение,1998.-195 с.;
  4.  Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: 2005. – 176с.
  5.  Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад.: 1995.
  6. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.
  7. Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. –М.: Знание. 1987.
  8. Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья/ Душанин С.А., Коробова А.Н., Соловейко Н.Р.-К.: КВ, 1997.-189 с.;
  9. Информация о методике В. Ф. Базарного http://www.deti.websib.ru/p76aa1.html
  10. Как быть здоровым: учеб. пос./Сост. Алимова А.Р.-СПб: Питер Ком.: 1990.-456 с.;
  11.  Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих    технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  12. Кара-оол Л.С. Литературлуг номчулга К.:2013. 16,40 с.
  13. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
  14. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
  15. Кругликова О.А. «Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного»http://www.hrono.info/proekty/bazarny/index.html
  16.  Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.
  17. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М.: 2009.
  18. Оразбекова К.А. Формирование здорового образа жизни личности. Сыктывкар, 1989.
  19. Панкратьева Н.В. и др. Здоровье – социальная ценность. –М.: Мысль. 1990.
  20. Пицхелаури Г.З. Образ жизни и здоровье.-2-е изд.-М: Просвещение, 1995.-245 с.;
  21. Преображенский В.С. Доктор ФиС: советы детям и родителям -2-е изд/Под ред. Усманова В.В.-СПб: Питер Ком, 1998.-347 с.;
  22. Румянцев Г.И. Общая гигиена: уч. пос. для ВУЗов.-М.:Просвещение,1999.-257 с.;
  23. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
  24. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с
  25. Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника/Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.-М.: Просвещение,1996.-120с.;



Приложение 1

Анкета для выявления уровня знаний о ЗОЖ - Науменко Ю.В.

  1. Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?
  1. Нужно заниматься спортом
  2. Нужно закаляться
  3. Есть фрукты, овощи
  4. Нужно не болеть
  5. Быть здоровым
  1. Что ты знаешь о своем здоровье?
  1. Мое здоровье: отличное
  2. Не очень хорошее: часто болит голова
  3. Удовлетворительное
  1. Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят
  1. Ничего не беспокоит
  2. Постоянно болею
  3. Простуда
  4. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
  1. Пропусков нет
  2. Пропуски каждый месяц
  3. Пропуски каждую неделю
  1. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
  1. Нет
  2. Да
  3. Иногда
  1. Как ты занимаешься на уроках физкультуры?
  1. С полной отдаче
  2. Лишь бы не ругали
  3. Без желания
  1. Чувствуешь ли усталость после уроков?
  1. Очень устаю
  2. Всегда
  3. Иногда
  4. Не очень устаю

Приложение 2

Анкета «Расти здоровым» В.С. Кукушина.

  1. На свежем воздухе я…
  1. Занимаюсь спортом, гуляю.
  2. Играю, бегаю.
  3. Катаюсь на велосипеде, играю.
  1. В школе я
  1. Учусь.
  2. Учусь, занимаюсь спортом.
  3. Пишу, читаю, играю, бегаю.
  1. Аппетит у меня…
  1. Хороший.
  2. Удовлетворительный
  3. Плохой.
  4. Иногда я чувствую себя
  1. Уставшим.
  2. Плохо.
  3. Больным.
  1. Утром я просыпаюсь
  1. С хорошим настроением.
  2. В 8 часов.
  3. В 9 часов.
  1. Телевизр я смотрю
  1. Редко.
  2. Часто.
  3. Вечером.
  1. В баню я
  1. Не хожу.
  2. Хожу часто.
  3. Хожу иногда.
  1. Обливаться холодной водой я
  1. Люблю.
  2. Не боюсь.
  3. Боюсь.
  1. Простуда меня
  1. Боится.
  2. Иногда посещает.
  3. Часто посещает.
  1. Свои руки я
  1. Часто мою.
  2. Содержу в чистоте.
  1. Зубы я
  1. Чищу 2 раза в день
  2. Лечу вовремя, берегу.
  1. Заниматься спортом я
  1. Люблю.
  2. Не люблю (очень устаю).

Приложение 3

Опрос родителей, с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни автор И.В. Чупаха.

1.Поддерживаете ли Вы интерес ребёнка в семье к здоровому образу жизни?

2.Делает ли Ваш ребёнок зарядку?

3.Участвуете ли Вы вместе со своими детьми в школьных мероприятиях (День здоровья, Веселые старты)?

4. Занимается ли Ваш ребёнок, спортом, посещает ли спортивные кружки, секции?

Приложение 4

Физкультминутки

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною были разработаны проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Укрепление зрения:

Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 8-9 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин.(надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.

Ещё используем зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры) на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

- наружный овал – красный, внутренний – зеленый,

- крест коричнево-золотистый,

- восьмерка  - ярко-голубым цветом.

 http://kuvschool5.ucoz.ru/dela-school/zdorovie/risunok4.jpg

Методика работы с офтальмотренажёром: стоя с вытянутыми вперед руками,  дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. 

Упражнения по формированию осанки:

Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус.

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем учитель отбирает 2-3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.

Упражнения для улучшения осанки.

1)принять правильное положение, зафиксировать его;
2) Ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках
.

Также проводили физкультминутки:

на укрепление мышц рук,

потягивание,

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью.

Русский язык

Пропаганду здорового образа жизни ведем, практически, на каждом уроке.

На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье. Например: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду. Работаем над их содержанием. При знакомстве с новыми словарными словами можно проводить краткую беседу на тему здоровье сбережения. Например, при знакомстве со словарным словом огород я предложила учащимся вспомнить, что растет на огороде, чем полезны овощи. Подобную работу я проводила и с некоторыми другими словарными словами: (молоко, капуста и т.д.)

Математика

Стараюсь формировать ценностное отношение к здоровью и на уроках математики. Использую задачи с особым содержанием. Например:

В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Сколько мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?

Приемы с элементами соревнования использую и на уроках математики (например, эстафета по рядам на знание таблицы умножения), и на уроках русского языка (« Составь цепочку из словарных слов»), и на других уроках.

В процессе решения таких задач ученик не только усваиваем общий способ выполнения действий, но и обдумываем полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Таким образом, и математическая задача способна формировать ответственное отношение к собственному здоровью.

Окружающий мир

На уроках курса «Окружающий мир» говорим о правилах личной гигиены, правильном питании школьника, о соблюдении режима дня, о способах оказания первой помощи при травмах, порезах, ушибах и т.д.

Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организую такую работу по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Так же использую:

- работу в парах;

- фронтальный опрос;

- приёмы с элементами соревнования.

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающих технологий, стараюсь сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету.

Для двигательной активности на уроке используем «сенсорные кресты»

http://kuvschool5.ucoz.ru/dela-school/zdorovie/risunok5.jpg  http://kuvschool5.ucoz.ru/dela-school/zdorovie/risunok6.jpg

http://kuvschool5.ucoz.ru/dela-school/zdorovie/risunok7.jpg  http://kuvschool5.ucoz.ru/dela-school/zdorovie/risunok8.jpg

 «Сенсорные кресты» (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, фигуры животных и пр.) сделали  во время  уроках технологии и внеурочного занятия «Умелые ручки».  В ходе урока периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Внеклассная деятельность

Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми.

Ежегодно вместе со всей школой наш класс активно принимаем участие в праздниках здоровья. Вместе с учителем физкультуры и воспитательницей организовывали веселые старты, игры, конкурсы. Затем в классе был проведён конкурс рисунков на тему: «Быть здоровым – хорошо».

Регулярно я провожу классные часы с беседами о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках. Осенью проведён открытый классный час совместно с воспитателями группы «Твой режим дня и здоровье». Так же на классные часы приглашаем школьного фельдшера и  родителей

Мы ежегодно участвуем в конкурсе «Исследовательский проект». В первом классе Монгуш Сайын-Белек участвовал с темой «Шиповник – источник витаминов» и получил грамоту за активное участие,  в третьем классе Сарыг-Лама Анай-Хаак с темой «Сколько весит здоровье ученика начальной школы» и заняла 3 место,  Ёнзак Сорунза с темой «Мед: полезно и вредно».

Тема: Здоровый образ жизни.

Цель учителя: познакомить со здоровым образом жизни

Планируемые результаты: учащиеся сформируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-С помощью чего надо проводить закаливание?

-Назовите мероприятия по закаливанию организма.

-Какие правила надо соблюдать при закаливании?

-Какие болезни называются инфекционными?

-Что такое аллергия?

III. Самоопределение  к деятельности.

-Прочитайте четверостишие.

На улице или в спортзале

Мы за здоровьем вслед бежали.

С родителями вместе мы притом:

На санках, лыжах иль гуськом. (бегом)

Ведь только вместе, сообща

Добьемся результатов.

Здоровье нам терять нельзя,

Ни взрослым, ни ребятам.

- Кто догадался? Какая наша сегодняшняя тема?

-Вспомните правила сохранения и укрепления здоровья. Всегда ли вы их выполняете?

Сегодня на уроке будем говорить о здоровом образе жизни.

IV. Работа по теме урока.

  1. Вводная беседа

Здоровый образ жизни

-Кто из вас знает, что такое здоровый образ жизни? (ответы учеников).

-Здоровый образ жизни -это когда человек не болеет, хорошо себя чувствует, когда он полон сил.

-Как вы думаете, что значит вести здоровый образ жизни?

(Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться, занимаься спортом, не употреблять алкоголь, наркотики не курить.)

-Зачем человеку здоровый образ жизни?( Чтобы не болеть.)

-Прочитайте в учебнике текст на с.150.

-Если знаешь все правила сохранения и укрепления здоровья, то будешь ли здоров?(Важно не только знать, но и выполнять эти правила постоянно.)

2. Работа в группах.

(Учитель делит класс на группы.)

-На основе текста учебника и собственных знаний раскройте каждое правило здорового образа жизни. Обсудите их в классе, Подумайте, что нужно в вашем поведении в соответствии с этими правилами.

(1-я группа работает над первым и вторым правилом, 2-я группа-над третьим, 3-я группа четвертым, 4-я группа над пятым. Учитель пишет на доске схему.)

Здоровый образ жизни.

1. …

2. …

3. …

4. …

5. …

(в ходе выступления групп учитель дополняет запсиь.)

-Какие правила надо выполнять, чтобы вести здоровый образ жизни?

-Расскажите первое и второе правила. Что они означают? (1 группа)

-Расскажите третье правило. Что оно означает? (2 группа)

-Расскажите четвертое правило. (3 группа)

-Я раздам вам карточки с фразами и словами для справок. Вы должны вставить слова в соответствии со смыслом указанной фразы.

(Учитель раздает ученикам карточки.)

  1. Привычка – это, …,…, ставшие для кого-то … действием.

Для справок: постоянное, склонность, поведение.

(Ответ. Привычка – это склонность, поведение, ставшие, для кого-то постоянным дейстиям.)

  1. Полезные привычки – образ действия, который … и … здоровье человека.

Для справок: сохраняет, укрепляет, ухудшает, разрушает.

(Ответ: Полезные привычки – образ действия, который сохраняет и укрепляет здоровье человека.)

Вредные привычки – образ действия, который … и … здоровье человека.

Для справок: сохраняет, укрепляет, ухудшает, разрушает.

(Ответ. Вредные привычки – образ действия, который ухудшает и разрушает здоровье человека.)

Наполеон говорил: «Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость – стать рабом привычки».

-Какие у вас вредные и полезные привычки?

-Что повлияло на то, что у вас появились эти привычки?

-Каковы последствия ваших вредных привычек?

-От каких привычек вы хотели бы избавиться?

-Что мешает вам в этом?

-Привычки меняют характер и судьбу человека.

-Расскажите пятое правило. Что оно означает? (4 группа.)

3. Беседа.

Пришел ученик из школы, раскидал по всей комнате свои вещи. На столе у него беспорядок. Родители расстроены: у нашего сына плохая привычка – не кладет вещи на место, все разбрасывает, не аккуратен.

Привык ученик постоянно палец во рту держать или грызть карандаш. Опять же плохо: с грязью можно и микробы в рот занести.

Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит другое название – опасные, вредные. Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. Он особенно вреден для растущего организма: при употреблении табака он слабеет и плохо развивается.

В табаке содержится сильнейший яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Д, бывает, подташнивает после первой сигареты, голова кружится. Это организм подает сигнал тревоги.

Многие школьники курят не потому, что им нравится курить, а потому, что они хотят казаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находится рядом курящими, так как приходится вдыхатьт ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.

(Читаю рассказ.)

Не пробовать, не начинать

Старый дом пуст. Скоро его снесут. Здесь и расположились ребята: пятиклассник Миша  третьеклассники Саша и Илюша. Миша, худой высокий мальчик, достал пачку сигарет. Он ловко ударил по коробочке. Выскочила одна сигарета. Сигарета смотрела в сторону Саши. Саша тремья пальцами взял сигарету. Миша щелкнул второй раз. Вторая сигарета была направлена в сторону Илюши. Илюша покачал головой.

-Не буду. Я пойду …

Миша презрительно усмехнулся.

-Эх ты, маленький, боишься. Никто не узнает.

-Я не боюсь, не хочу. Мой дед курит, никак бросить не может, мучается. Я пойду.

-Ты не сердись, я тоже не буду, - проговорил Саша, протянул Мише сигарету и тотчас побежал догонять Илюшу …

Почему люди курят? Одни не знают, что это вредно. Другие знают о вреде, а все-таки пробуют.

Собираются мальчики: двое закуривают, а третий боится показаться маленьким перед товарищами и , хотя ему противно, тоже берет сигарету. Не каждый может проявить характер, как Илья.

По Н. Коростелеву

А вот другая очень опасная привычка. Вы, наверное, знаете, как страдают от вина, водки и вообще от алкогольных напитков. Для детей это яд втройне. Известны случаи, когда дети умирали от алкоголя или тяжело заболевали.

Есть еще очень опасная привычка – токсикомания. Это трудное слово можно перевести как «тяга к яду». Люди, понюхавшие ядовитую жидкость, впадают в состояние, похожее на опьянение. Притом нередко наступает отравление со смертельным исходом.

Нельзя не сказать и о страшной болезни нашего века – наркомания. Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ – наркотиков. Отведав папирос наркотиками или специальных таблеток, слабые или излишне любопытные люди, как правило, вскоре переходят к введению вредных веществ с помощью уколов. Наркоманы разрушают свое здоровье. Находясь в состоянии наркотического дурмана, они нередко наносят себе страшные ранения, кончают самоубийством или совершают преступления.

Совет просьба, приказ: никогда, ни при каких обстоятельств    не пробуйте никаких наркотических веществ.

(Записываю на доске.)

Здоровый образ жизни

  1. Соблюдай чистоту!
  2. Правильно питайся!
  3. Сочетай труд и отдых!
  4. Больше двигайся!
  5. Не имей вредных привычек!

Посмотрите, это пять шагов к здоровому образу жизни, которые вы можете сделать сами. И то, будете ли вы делать эти пять шагов, зависит от вас. От этого будет зависеть ваше здоровье и долголетие.

V.Физкультминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

VI.Закрепление изученного материала. Работа в Р.Т.

№ 1 (с. 66).

-Прочитайте задание. Соедините слова каждого столбика так, чтобы получились правила.

№ 2 (с. 67).

-Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

-Найдите изображение того , что помогает вести здоровый образ жизни. Раскрасьте кружочки зеленым цветом.

-Найдите изображение того, к чему нужно относится осторожно. Раскрасьте кружочки желтым цветом.

-Найдите изображение того, что вредит здоровью. Расскрасьте кружочки красным цветом.

VII.Рефлексия

-На одной стороне листа нарисуйте здорового человека, на другой – больного. (ученики рисуют)

-Будем по очереди показывать больного человека, потом здорового и рассказывать, что они у нас делают.

-Каким: здоровым или больным – человеком вы хотите стать и почему?

VIII. Подведение итогов урока.

-Какие правила нужно постоянно выполнять, чтобы вести здоровый образ жизни?

Итак, вести здоровый образ жизни – это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двинаться, не иметь вредных привычек.

Получен от природы дар –

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус, не арбуз –

Здоровье!

Очень хрупкий груз!

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить!

- Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 150-153, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 153.

Нарисовать, какими способами можно достигнуть этих качеств здорового образа жизни?

 «Буратино»

Буратино потянулся

Раз нагнулся

Два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел

Чтобы ключик на достать

На носочках надо встать.

Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

Физкультминутка. Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)

в глубокий присед.)

Вот под елочкой
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Физкультминутка. Гриша шел
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Дети едут на машине
Дети едут на машине, (Ходьба в парах, держась за плечи впередистоящего.)
Смотрят на дорогу —
Слева — постовой стоит, (Повороты туловища влево-вправо.)
Справа — светофор горит.

Зайка
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл хвостик, вымыл ухо,
вытер сухо. (Дети имитируют движения умывания )

Звуки
Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки знакомых птиц или животных. Например:
1 — гуси (Га-га-га.)
2 - голуби (Гуля-гуля-гуля.)
3 — ослики (Иго-го.)
4 — собачки (Гав-гав.)
Педагог, проходя мимо ребенка, стучит по спинке стульчика и спрашивает: «Кто-кто в этом домике живет?» (Дети отвечают.) Потом он говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими три раза». (Гуси встают.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Реализация здоровьесберегающих технологий в ГОУ СОШ № 1320

Данная работа рассказывает о том, как реализуются здоровьесберегающие технологии в нашей школе....

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...

Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий

Для того, чтобы используемые учителем педагогические технологии оценить как отвечающие современным требованиям реформируемого российского образования, необходимо, чтобы они не только не оказывали здор...

Доклад. Реализация здоровьесберегающих технологий.

Охрана и укрепление здоровья учащихся....

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоро...

Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающей технологии

Учитывая слабое состояние здоровья детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Одной из важнейших задач школы на современном...