Роль мультимедиа в исследовательской работе
статья ( класс) на тему

Подгайная Ирина Николаевна

Представлена статья на указанную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_multimedia_v_issledovatelskoy_rabote.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЯ  В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ                         ШКОЛЬНИКОВ

   В условиях современного обучения большую роль играет исследовательская  деятельность школьников. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент для   дальнейших исследований учащихся. Метод исследований повышает уровень  познавательной активности ребёнка, учебной мотивации, способствует эмоциональной

уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

В проектную деятельность надо включать детей с первого года обучения. Сначала   это коллективное создание проектных работ, выполнение небольших творческих заданий.

А уже в 3-4 классах дети готовы проводить собственные исследования. Такая работа   может проводиться как в урочное время, так и во внеурочное.

При организации исследовательской деятельности своих ребят я выделяю

следующие этапы работы:

1 этап – определение темы проекта;

2 этап – постановка проблемы;

3 этап – определение путей решения проблемы, поиск необходимой информации из   разных источников;

4 этап – планирование работы, выполнение экспериментальной деятельности;

5 этап – оформление исследовательской работы.

На этом этапе выполнения проектной работы огромную роль играет

мультимедийное сопровождение исследования. Ребятам нравится выполнять презентации  по исследуемой теме. Весь собранный материал обрабатывается, оформляется в виде   таблиц, схем, диаграмм и рисунков. В таком виде дети легче воспринимают материал. На  наглядных примерах быстрее усваиваются новые понятия и термины.

6 этап – представление итогов исследовательской деятельности, оценка результата.

Я считаю, что использование в проектной деятельности мультимедиа компонентов   повышает познавательную активность учащихся, способствует развитию    самостоятельности младших школьников.

В педагогике известен исследовательский метод обучения. Метод

предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путём

постановки учителем познавательных и практических задач, требующих

самостоятельного творческого решения.

При организации исследовательской работы провожу тестирование на выявление

интересов учащихся по той или иной проблематике. Данное тестирование было

разработано психологом нашей школы. Затем работаю с детьми, выбравшими

естественнонаучное направление.

Последовательность моей работы

1. Выбор темы исследования: на основе интересов, оказываю помощь в выборе

темы.

2. Планирование исследования, составление плана (моя помощь в направлении

учащихся в нужном русле).

3. Обзор литературных источников (помощь родителей).

4. Проведение исследования в школьной лаборатории и параллельно, если есть

возможность, в домашних условиях, чтобы учащийся мог сформулировать выводы дома.

5. Анализ материала, формулировка выводов, составление графиков, выполнение

фотографий, рисунков.

6. Представление работы на школьном мероприятии.

Если ответить на вопрос по нахождению нужной информации, то давно занимаюсь

исследовательской деятельностью и мне достаточно выяснить увлечение учащегося по

естественнонаучному направлению, как я предлагаю ему провести то или иное

исследование. Наш психолог выясняет увлечения учеников, используя для этого

всевозможные тесты.

Информацию из Интернета для исследовательской работы беру редко, т.к. у меня

достаточно литературы. Все чаще на конкурсах различного уровня все работы учащихся

проверяют на наличие плагиата. Да и не нужно им применять шаблонные, научные фразы.

Детские исследования отличаются неподкупностью, искренностью.

Тематика исследовательских работ различна. Есть книга "Увлекательные опыты.

Биология, физика, химия, науки о Земле", в которой Вы найдете много интересной

информации: как подготовить исследование, описана методика опыта, рекомендации,

оборудование и т.д.

Для оформления результатов исследования можно использовать: диаграммы,

фотографии, видеорепортажи и т.д. Самое главное, чтобы та гипотеза, которую ребенок

выдвинул в начале исследования либо подтвердилась, либо была опровергнута, что

говорит о необходимости сбора новых сведений.

Представить результаты своего исследования можно с помощью презентации. Вот

здесь уже необходимо соблюдать ряд требований: количество слайдов должно быть

ограниченным, минимум текста, особенно нельзя копировать уже то, что говорит Ваш

ученик.

Для детского восприятия количество слайдов не должно превышать 6 - 7. Первый

слайд – название работы, далее 3 -4 слайда по тематике исследования, выводы и

рекомендации.

Минимум анимации, желательно присутствие фотографий, а не рисунков из

Интернета.

Все выступление не должно быть более 5 – 7 минут.

Можно использовать фотографии, но их необходимо оптимизировать. Желательно

сделать автопрезентацию, чтобы не было необходимости ее перекручивать вручную.

Ученик не должен заучивать текст, но и не должен его читать с листа. Необходим именно

рассказ, что очень ценится. У младших школьников надо избегать громоздких фраз, все

термины должны быть им знакомы. В речи надо употреблять слова: "я пришел к выводу",

"в результате исследования я получил следующие данные" и т.д.

Важно, чтобы в конце презентации было несколько кадров про запас. Вдруг

спросят о перспективе развития данной проблемы?

Конечно, при проведении исследований не обойтись без ММ: всевозможные

электронные датчики, цифровой микроскоп, презентация, оформление графиков,

диаграмм, таблиц. Можно использовать цифровой фотоаппарат, видеокамеру и т.д.

Возможности не ограничены, все зависит только от оснащения Вашей школы.

Тематика исследований по естественнонаучному направлению очень разнообразна:

наука о Земле, о почве, о животных и растениях, о физических и химических явлениях.

Все зависит только от предпочтений Вашего ученика.

Для оценивания исследовательских работ младших школьников пользуюсь

следующими критериями:

1. Причина, побудившая выбрать данную тему (от 0 до 3 баллов).

2. Время, затраченное на подготовку данной работы. Кто помогал? Степень

самостоятельности (от 0 до 5 баллов).

3. Умение донести до аудитории основные положения подготовленной работы (от

0 до 5 баллов).

4. Владение представленным материалом, умение грамотно отвечать на вопросы

(от 0 до 5 баллов).

5. Оформление работы: текст, рисунки, фотографии, схемы и т.д. (от 0 до 5 баллов).

6. Использование при выступлении живых объектов, макетов, чертежей, рисунков

и т.п. (от 0 до 5 баллов).

По этим критериям жюри оценивает работы 1-5 классов на конкурсе "Мы и

биосфера" http://ekokonkurs.narod.ru/polo.html

Мои маленькие исследователи принимают

участие в конкурсах «Я-исследователь», «Первые шаги в науке», «Человек на Земле» и  т.д.

Однако,   надо отметить, что ценнее всего не победы отдельных, пусть даже и

многих проектов и исследований учащихся, а совместная деятельность ребят, умение и

желание помочь товарищу. Делясь друг с другом своим опытом, знаниями, ребята

обогащаются интеллектуально и нравственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа "Роль партизанского движения в ВОВ"

Данную работу мы выполняли вместе с моим учеником Кулаком Павлом. Она может быть полезна учителям для проведения бесед о ВОВ и организации проектно-исследовательской работы с учащимися....

Проектно-исследовательская работа "Роль партизанского движения в ВОВ"

Данную работу мы выполняли вместе с моим учеником Кулаком Павлом. Она может быть полезна учителям для проведения бесед о ВОВ и организации проектно-исследовательской работы с учащимися....

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

«Роль исследовательских работ в начальной школе»

Понятие учебной исследовательской деятельности;роль исследовательской деятельности в формировании общеучебных компетенций;обобщение опыта....

Исследовательская работа "Классический герой в нетрадиционной роли"

На уроках внеклассного чтения учащиеся читали произведения о животных. Данная работа, подробно изучает качества традиционного героя русских народных сказок - Лисы. Учащиеся читали не только русские на...

Роль научно-исследовательской работы в школе

Вступая в современный мир, молодые люди сталкиваются с настоящей действительностью, которая требует от молодого человека высокого качества подготовленности в различных областях творческой и профессион...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...