Гуманизация образования: сущность и особенности
статья ( класс) на тему
Гуманизация образования: сущность и особенности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanizatsiya_obrazovaniya.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманизация образования: сущность и особенности
Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности.
В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы "опредмечивания" (субъект воплощает свои замыслы) и "распредмечивания" (субъект овладевает качествами объекта деятельности).
Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из приведённой таблицы.
Традиционная парадигма | Гуманистическая парадигма |
Всегда знай, как ребёнок должен себя вести. Система требований – главное в твоей работе. Умело управляй коллективом – это твоё оружие. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос. Ты – хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученику усомниться в твоей правоте. Учёба – главное в жизни ребёнка, его работа, его долг. Хороший ученик – хороший ребёнок, плохой ученик – плохой ребёнок. На уроке все должны быть внимательными, все должны слушать тебя и только тебя. Кто отвлекается – нарушитель, накажи его. За неправильный ответ – накажи. За подсказку – накажи, за опоздание – накажи. За крик, бег, нарушение формы – накажи. Не оставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди виновного, а если не удаётся - накажи всех. Родители – твои союзники. Добейся от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители – одна сила. Хорошо учиться – это значит хорошо выполнять твои задания. Ты – образец, твоё решение задачи- образец, твоя грамотность, твои навыки – образец. Если ты потеряешь лидерство – ты больше не учитель. | Нет ответов правильных и неправильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним. Доверяй ребёнку больше, чем себе, начальству, написанным правилам. Откажись от подозрений, если ребёнок нарушит правило – у него была причина это сделать. Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода ребёнка связана с риском. Познать суверенитет ребёнка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг. Не враги родители ребёнку, не заставляй их доносить. Спеши признать незнание свое. Откажись от определений – простое сведение не заменит знания. Не требуй заучивания правил – знание не в них, а в способности открывать и воспользоваться. Не сравнивай одного с другим, все хороши по-разному. Сравни его сегодняшнего, с ним завтрашним. Не следуй строго плану – он принадлежит только тебе. Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял. Не сторож ты ученику, не следователь, не судья. Не дано тебе право судить, прав он или нет в ответах своих и своих поступках. Не ошибается он, а ищет свой путь. |
Гуманизация требует изменения отношений в системе "учитель – ученик" – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.
Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке. Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие взаимосвязанные задачи:
• создание отношений доверия между учителем и учащимися;
• обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;
• актуализация мотивационных ресурсов учения;
• развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
• помощь учителям и учащимся в личностном развитии.
В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:
o "открытость" учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;
o выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть "педагогическим оптимизмом", "опорой на дополнительные качества воспитанника";
o видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это – так называемое "эмпатическое понимание", которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого-педагога К. Роджерса, "постоять в чужих туфлях", посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей.
Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим ...
Сущность и особенности социализации младших школьников
Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения. Цель школы – разбудить, вызват...
«Здоровьесбережение как базовая часть процесса гуманизации и повышения качества начального образования».
В работе «Психология здоровья» В.А. Ананьева, говоря о психическом и психологическом здоровье детей, предложил использовать понятие «психологическое здоровье» в связи с тем, что в детском возрасте лич...
Сущность и особенности воспитательной работы в начальных классах
Именно классный руководитель несёт на себе тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно классному руководителю чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человек...
Современные педагогические технологии в специальном образовании детей с особенностями развития
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям лич...
Сущность и особенности русской празднично-обрядовой культуры
Фольклорно-этнографическое наследие во всех его направлениях следует рассматривать в контексте современных културных процессов...
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Что такое проблемное обучение? Сейчас перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самос...