Статья "Проблемно-диалогическое обучение"
статья на тему
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: теория, технология, применение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno-dialogicheskoe_obuchenie.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: теория, технология, применение
Т ЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Этапы научной творческой деятельности
Проблемная ситуация
| Содержание — противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью | Признак - эмоциона- льная реакция: удив- ление, затруднение | |
Название | Содержание этапа | Результат этапа
| |
1.Постановка проблемы
| - возникновение пробл. ситуации осознание противоречия формулирование проблемы | Проблема — вопрос, схватывающий проти- воречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения
| |
2. Поиск решения | выдвижение гипотез проверка гипотез | Решение — понимание нового знания
| |
3.Выражение решения | выражение нового знания науч- ным языком в принятой форме | Продукт — рукопись ( книги, статьи, диссертации, доклада )
| |
4.Реализация продукта | публичное представление продукта | Реализ. — публикация, выступление продукт | |
Творческая учебная деятельность | |||
Творческая учебная деятельность — аналог научного творчества: этапы те же, но открывается субъективно новое знание, которое выражается разными языками в простых формах Учебная проблема существует как: 1) вопрос, не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое знание; 2) тема урока (в рабочей или строгой формулировке). Решение проблемы — новое знание. |
Выводы
1. Проблемное обучение — тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний 2. Место ПО: урок изучения нового материала на любом предметном содержании 3. Цели ПО : формировать знания развивать интеллект и творческие способности воспитывать активную личность Задача ПО : обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний |
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Приемы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия
| Приемы создания проблемной ситуации
|
с удивлением
| Между двумя ( или более ) положениями
| 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения |
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием | ||
Между житейским представлением учащихся и научным фактом
| 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление уча щихся вопросом или практическим заданием “на ошибку” Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью | |
с затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
| 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще |
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими | ||
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2 Доказать, что задание учениками не выполнено |
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
| Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Прием 1 о фактах Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях Что вас удивило? Сколько теорий существует (точек зрения ) ? |
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?
Сформулируйте проблему!
|
прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? Почему? | |
прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? | |
прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? | |
прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не полу- чается? Чем это задание не похоже на предыдущие? | |
прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
Структура
| Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез устной │ практической | ||
Об щее побуждение | К гипотезам Какие есть гипотезы? | к аргументу / контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? | к плану проверки Как можно проверить эту гипотезу? | |
Подсказка
| к решающей гипотезе | к аргументу / контрагрументу
| к плану проверки | |
Сообщение | решающей гипотезы | аргумента / контраргумента | плана проверки | |
Мотивирующие приемы, обеспечивающие принятие темы учениками | ||||
демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность) 2. «актуальность» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся |
Классификация методов обучения
МЕТОДЫ
| П Р О Б Л Е М Н Ы Е «Классические» «Сокращенные» | ТРАДИЦИОННЫЕ | ||||
Постановки проблемы
| сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации | постановка проблемы учениками от проблемной ситуации | побуждаю- щий диалог от проблемной ситуации | подводящий к теме диалог | сообщение темы с мотивирующим приемом |
сообщение темы |
Поиска решения | сообщение гипотез, проверки учителем | выдвижение проверка гипотез учениками | побуждаю- щий к гипо- тезам и про- верке диалог | подводящий от проблемы диалог | подводящий без проблемы диалог
|
сообщение знания |
Сравнительная характеристика диалогов
| П о б у ж д а ю щ и й | П о д в о д я щ и й |
Струк- тура | отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль | система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли |
Приз- наки | - мысль ученика делает скачок к неизвестному - переживание учеником чувства риска
- возможны неожиданные ответы учеников
- прекращается с появлением нужной мысли ученика | - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение |
Рез-т | развиие творческих способностей | развитие логического мышления |
Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге
| Подтверждение ( так ) | Подтверж.+ побуждение (так, кто думает иначе?) | Положительное оценивание ( молодец! ) |
Проблема | Верная формулировка | Неверная формулировка | самостоят. верная формул-ка |
Гипотеза | Последов.выдвижение | Одноврем.выдвижение
| з а п р е щ е н о
|
Проверка | Верная | Неверная | |
Продуктивные задания на воспроизведение знаний
Классификация по языку и форме | Особенности применения | ||
научный | Формулировка темы формулировка вопросов | сразу после введения знаний (в двух случаях) в конце этого или начале следующего урока | |
наглядно-образный | Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова | в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний | |
художественный | худож. образ: метафора, загадка, стихотворение | дома по желанию
| Критерий оценивания: Адекватность выражения |
П ОДГОТОВКА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА
Алгоритм подготовки урока с одной проблемой
О. Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип. 1. Обеспечить постановку проблемы: побуждающий диалог от проблемной ситуации подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом 2. Обеспечить поиск решения: если проблема есть: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог подводящий от проблемы диалог если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог 3. Выбрать из списка уместные продуктивные задания ( проделать самому ) |
Специфика изучения знаний разного типа
Тип знания
| М Е Т О Д Ы п\п поиск решения | Продуктивные задания тема другие | |||
факты | Л Ю Б Ы Е | сообщение | таблица, стих | ||
правила | любые | Редко | схема, опорные слова, стих | ||
понятия
| 1 признак: подводящий диалог несколько: любые | Часто | метафора, загадка, стих символ /схема /опорные слова | ||
закономерности | любые | схема |
Алгоритм подготовки урока с несколькими проблемами
О. Сформулировать тему урока, пункты плана и новое знание по каждому пункту, определить его тип. 1. Определить порядок постановки проблем. |
О д н о в р е м е н н а я: 2. Сформулировать тему любым проблемным методом. 3. Сформулировать пункты плана побуждающим диалогом. 4. Обеспечить поиск решения по каждому пункту плана, учитывая тип знания. 5. Выбрать продуктивные задания ( кроме формулирования темы и плана ) |
П о с л е д о в а т е л ь н а я: 2. Сформулировать тему (при необходимости). 3. С каждым пунктом плана работать по общему алгоритму, учитывая тип знания 4. Выбрать продуктивные задания ( в т.ч. на формулирование темы и плана ) |
Подготовка урока с побуждающим диалогом
Рекомендация | Постановка проблемы | Поиск решения | Воспроизведение | |
Используйте групповую форму работы
| при создании проблем ной ситуации (осо- бенно приемами 1,2 ) | - для выдвижения или проверки гипотез - при изучении факто- графических п/плана | продуктивные задания (особенно на опору) | |
Внимание к случаю проб- лемы в форме вопроса | не сообщать тему уро- ка после вопроса | Возвращаться к вопросу | Формулирование темы | |
Соблюдайте структуру побуждающего диалога
| Не пропускать звено Осознания противо-речия, не менять текст диалога
| Дать материал для выдвижения гипотез. Начать с общего побуждения, а не с подсказки. Предвидеть ошибочные гипотезы и заготовить подсказки к контраргументу |
Ход урока с побуждающим диалогом
Рекомендация | Постановка проблемы | Поиск решения |
Помнить об импрови- зационных моментах урока
| Если проблемная ситуация не срабатывает ( чаще № 2 и 5 ), скор ректировать текст диалога, но обеспечить формулирование проблемы
| Возможные случаи: - неожиданная ошибочная гипотеза слишком много ошибочных гипотез - плохо сформулированная решающая гипотеза молчание учеников сразу решающая гипотеза |
Следить за своей реакцией на реплики учеников | принятие неожиданной формули- ровки проблемы и побуждение к переформулированию | Положительная оценка решающей гипотезы и отрицательная оценка ошибочной запрещены. Принятие. |
Психологические рекомендации по подготовке урока
1. Следить за распределением времени при планировании всех этапов урока. 2. Планировать «опорную» часть доски. 3. Прописывать текст диалога в конспекте урока. |
А НАЛИЗ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Алгоритм анализа урока
ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ
| 1. Определить количество учебных проблем: одна или несколько
| |
О д н а 2. Определить метод постановки проблемы ( см. таблицу методов обучения ) 3. Определить метод поиска решения
| ||
Н е с к о л ь к о 2. Определить характер постановки проблем: | ||
О д н о в р е м е н н а я 3. Определить метод формулирования: - темы ( может быть любой ) - п/плана (сообщение, побуждение) 4 . Определить метод поиска решения для каждого пункта плана
| П о с л е д о в а т е л ь н а я
темы ( если она есть) 4. По каждому пункту плана определить метод постановки проблемы и поиска решения. | |
ВОСПР-Е | Определить наличие продуктивных заданий |
Пути усиления проблемности урока
— от наличия только поиска решения к наличию постановки проблемы — от непроблемных методов к «сокращенным», от «сокращенных» к «классическим» — в «классических» методах — от сообщения учителем к побуждающему диалогу — от последовательной постановки проблем к одновременной диалогической постановке — от отсутствия к наличию продуктивных заданий на воспроизведение Помнить о типе учебной проблемы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение в первом классе - обучение на опережение
Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...
Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...