Статья "Проблемно-диалогическое обучение"
статья на тему

Рева Людмила Владимировна

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ  ОБУЧЕНИЕ:  теория,  технология, применение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemno-dialogicheskoe_obuchenie.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ   ОБУЧЕНИЕ:  теория,  технология, применение

Т ЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   ПРОБЛЕМНОГО   ОБУЧЕНИЯ

Этапы   научной   творческой   деятельности

 Проблемная

  ситуация  

           

  Содержание  — противоречие между:  двумя фактами,

  новым фактом  и  старой теорией,  необходимостью                                    

  и  невозможностью                              

 Признак -    эмоциона-            

 льная   реакция:  удив-                                                                         ление, затруднение

  Название  

          Содержание  этапа          

                        Результат    этапа              

 

1.Постановка

   проблемы  

           

- возникновение  пробл. ситуации      

 осознание  противоречия        

 формулирование  проблемы      

  Проблема — вопрос, схватывающий проти-

                          воречие проблемной ситуации,

                          поставленный для разрешения

 

2. Поиск    

    решения  

 выдвижение  гипотез            

 проверка  гипотез              

  Решение   —  понимание  нового знания    

                                       

 

3.Выражение

   решения  

 выражение нового знания   науч-                                                                                                                                            

 ным  языком в принятой   форме        

  Продукт   —   рукопись  ( книги, статьи,  

                           диссертации, доклада )      

 

4.Реализация

   продукта  

  публичное  представление                                                            

  продукта                            

  Реализ.    —    публикация,  выступление    

  продукт

Творческая учебная деятельность

  Творческая  учебная  деятельность — аналог  научного  творчества:  этапы те же, но  открывается  субъективно  новое  знание,  которое выражается разными языками в простых формах

  Учебная проблема существует как:  1) вопрос,  не совпадающий с темой урока,  ответом  

  на который является новое знание;    2) тема урока (в рабочей  или  строгой формулировке).

  Решение проблемы  — новое знание.                                                    

Выводы

  1. Проблемное  обучение  —  тип обучения,  обеспечивающий  творческое  усвоение  знаний    

  2. Место ПО:  урок изучения  нового  материала  на  любом  предметном  содержании          

  3. Цели ПО :   формировать знания                                                    

                            развивать  интеллект  и  творческие  способности                          

                            воспитывать активную личность                                          

     Задача ПО  :     обеспечить  творческую  учебную  деятельность  при  введении  и   воспроизведении знаний                                                            

Т ЕХНОЛОГИЯ   ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО   ОБУЧЕНИЯ

Приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной       ситуации

       Тип   противоречия  

   

                   

      Приемы   создания   проблемной   ситуации      

                                               

             

             

             

             

       с удивлением

             

                   

             

         

    Между двумя ( или    

    более )  положениями  

                     

                     

  1. Одновременно предъявить   противоречивые  

      факты, теории, мнения

  2. Столкнуть   разные   мнения учеников        

       вопросом  или  практическим заданием          

    Между житейским                      

    представлением      

    учащихся  и          

    научным фактом      

                     

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление  уча   щихся  вопросом  или практическим заданием  

       “на ошибку”

       Шаг 2. Предъявить научный факт  сообщением,  

       экспериментом или    наглядностью      

           

               с      

     затруднением

     Между необходимостью

     и  невозможностью    

     выполнить задание  

     учителя

                                                       

   4. Дать практическое задание, не  выполнимое  

       вообще

    5. Дать практическое задание, не сходное с    предыдущими

    6. Шаг 1. Дать невыполнимое  практическое  

        задание,    сходное с предыдущими

        Шаг 2  Доказать, что задание учениками не        

        выполнено

                                             Побуждающий диалог от проблемной ситуации

                 Побуждение   к  осознанию   противоречия                                          

                                                           

   Побуждение  к  формулированию  

            учебной  проблемы

 Прием 1      о  фактах    Что вас удивило? Что интересного    

                        заметили?  Какие вы видите факты?    

                      о теориях    Что вас удивило? Сколько теорий существует  (точек зрения ) ?            

           

            Выбрать подходящее:   

                         

           Какой возникает вопрос?

                         

          Какова будет тема  урока?

                         

         Сформулируйте проблему!

                         

                         

                         

                         

 прием 2     Сколько же в нашем классе мнений? Почему?      

 прием 3     Вы сначала как думали?  А как на самом деле?  

 прием 4     Вы смогли выполнить задание? В чем  затруднение?

 прием 5     Вы смогли выполнить задание? Почему не   полу-                                                    

                   чается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

 прием 6     Что вы хотели сделать? Какие знания применили?            

                    Задание выполнено?                            

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

     Структура  

             

        Побуждение к      

      выдвижению гипотез  

                  Побуждение   к   проверке   гипотез            

                устной                           │    практической        

     Об щее                

    побуждение

        К гипотезам

       Какие есть гипотезы?

 к  аргументу / контраргументу:

  Согласны с этой гипотезой?    

  Почему?

  к плану проверки

  Как можно проверить  

   эту   гипотезу?

     Подсказка

 

     к решающей гипотезе

  к аргументу / контрагрументу

 

  к плану проверки

    Сообщение

      решающей гипотезы

   аргумента / контраргумента      

    плана проверки

                     

                             Мотивирующие приемы, обеспечивающие принятие темы учениками

  1.  «яркое пятно» —   сообщение  интригующего  материала  ( исторических фактов, легенд и т.п.) ,

 демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность)

    2.   «актуальность» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся              

Классификация методов обучения

   МЕТОДЫ        

           

                                        П   Р   О   Б   Л   Е   М   Н   Ы   Е                                                              

                   «Классические»                                      «Сокращенные»    

ТРАДИЦИОННЫЕ  

           

   Постановки

    проблемы  

           

           

   сообщение  

   проблемы  

  учителем

        от

  проблемной

  ситуации

  постановка

  проблемы

  учениками

        от

  проблемной

  ситуации

 побуждаю-

 щий диалог

        от

 проблемной  

    ситуации

  подводящий

      к теме

     диалог

  сообщение

     темы с

мотивирующим

    приемом

       

 сообщение    

     темы

                             

     Поиска      

    решения

 сообщение

  гипотез,

  проверки

  учителем

  выдвижение

  проверка

  гипотез

  учениками

 побуждаю-

 щий к гипо-

 тезам и про-

 верке диалог

   подводящий

   от проблемы

   диалог

  подводящий

  без проблемы

  диалог

   

 

 сообщение      

     знания

Сравнительная характеристика диалогов

       

       П о б у ж д а ю щ и й        

        П о д в о д я щ и й              

  Струк-

   тура  

 отдельные вопросы и побудительные  

 предложения, подталкивающие мысль  

  система посильных ученику вопросов и

  заданий, подводящих его к открытию

  мысли  

  Приз-

   наки

 -   мысль ученика делает скачок к  неизвестному                    

 -  переживание учеником чувства риска

                             

 -  возможны неожиданные ответы учеников

                           

 -  прекращается с появлением нужной

     мысли ученика

 - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика                                  

 - переживание учеником удивления от    

   открытия в конце диалога              

  • почти не возможны неожиданные ответы  учеников                              

 - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

    Рез-т

   развиие творческих способностей  

     развитие логического мышления        

Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге

           

   

 

  Подтверждение      

    ( так )          

 Подтверж.+ побуждение  

 (так, кто думает иначе?)

         Положительное оценивание

                        ( молодец! )

Проблема

 Верная формулировка

  Неверная    

  формулировка  

    самостоят. верная  формул-ка

 Гипотеза  

 Последов.выдвижение

  Одноврем.выдвижение    

 

     з а п р е щ е н о  

                         

 Проверка

 Верная              

   Неверная

Продуктивные задания на воспроизведение знаний

           Классификация   по  языку   и    форме  

             Особенности   применения              

  научный

 Формулировка темы формулировка вопросов

 сразу после введения знаний (в двух  случаях)  

 в конце этого или начале следующего урока

  наглядно-образный

 Опорный сигнал:      

 символ,  схема,  таблица,

 опорные слова  

 в классе или дома, если опорный сигнал не  

 составлялся учителем при введении знаний    

  художественный

 худож. образ:  метафора,  

 загадка,   стихотворение

 дома по желанию

                 

   Критерий оценивания:   

  Адекватность выражения  

П ОДГОТОВКА   ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО  УРОКА

Алгоритм подготовки урока с одной проблемой

  О. Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип.                  

  1. Обеспечить постановку  проблемы:      побуждающий диалог от проблемной ситуации    

                                                                         подводящий к теме диалог                    

                                                                          сообщение темы с мотивирующим приемом        

  2. Обеспечить поиск решения:                                                      

       если проблема есть:                      побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог      

                                                               подводящий от проблемы диалог                          

       если проблемы нет:                      подводящий без проблемы диалог                          

  3. Выбрать из списка уместные продуктивные задания  ( проделать самому )           

Специфика изучения знаний разного типа

   Тип знания  

               

               М  Е  Т  О  Д  Ы

 п\п              поиск решения

        Продуктивные  задания    

  тема                       другие                        

 факты          

  Л

  Ю

  Б

  Ы

  Е

          сообщение        

 таблица, стих

 правила        

           любые            

 Редко

схема, опорные слова, стих

 понятия        

               

1 признак: подводящий диалог                                              

 несколько: любые            

 Часто

 метафора, загадка, стих  

 символ /схема /опорные слова

 закономерности

           любые            

  схема                    

Алгоритм подготовки урока с несколькими проблемами

  О. Сформулировать тему урока, пункты плана и новое знание по каждому пункту,  определить его 

        тип.                                                              

  1. Определить порядок постановки проблем.                                          

                                                                     О д н о в р е м е н н а я:                              

  2. Сформулировать тему любым проблемным методом.                                    

  3. Сформулировать пункты плана побуждающим диалогом.                               

  4. Обеспечить поиск решения по каждому пункту плана, учитывая тип знания.          

  5. Выбрать продуктивные задания ( кроме формулирования темы и плана )              

                                                                     П о с л е д о в а т е л ь н а я:                          

  2. Сформулировать тему (при необходимости).                                       

  3. С каждым пунктом плана работать по общему алгоритму, учитывая тип знания        

  4. Выбрать продуктивные задания ( в т.ч. на формулирование темы и плана )          

Подготовка урока с побуждающим диалогом

      Рекомендация      

 Постановка проблемы  

   Поиск решения    

         Воспроизведение

 Используйте групповую  

 форму работы          

                       

 при создании проблем

 ной ситуации (осо-  

 бенно приемами 1,2 )

 -  для выдвижения или    

 проверки гипотез  

 - при изучении факто- графических п/плана

   продуктивные  задания                    

    (особенно на опору)

 Внимание к случаю проб-

 лемы в форме вопроса  

 не сообщать тему уро-

 ка после вопроса    

 Возвращаться к    

 вопросу            

 Формулирование  

 темы            

 Соблюдайте структуру  

 побуждающего диалога  

                       

 Не пропускать звено  

  Осознания противо-речия,  не менять текст

диалога

                     

 Дать материал для выдвижения гипотез. Начать с общего побуждения, а не с подсказки. Предвидеть ошибочные гипотезы  и заготовить   подсказки к контраргументу

Ход урока с побуждающим диалогом

   Рекомендация    

    Постановка проблемы    

          Поиск решения          

 Помнить об импрови-

 зационных моментах

 урока              

                   

                   

                   

                   

 Если проблемная ситуация не  

 срабатывает ( чаще № 2 и 5 ), скор  ректировать текст диалога,  

 но обеспечить    

 формулирование проблемы                    

                             

                             

         Возможные случаи:        

- неожиданная ошибочная гипотеза  

 слишком много ошибочных гипотез

-  плохо сформулированная

   решающая гипотеза

 молчание учеников              

 сразу решающая гипотеза        

 Следить за своей  

 реакцией на реплики

 учеников          

 принятие неожиданной формули-

 ровки проблемы и побуждение  

 к переформулированию        

 Положительная оценка решающей    

 гипотезы и отрицательная оценка  

 ошибочной запрещены. Принятие.  

Психологические рекомендации по подготовке урока

  1. Следить за распределением времени при планировании всех этапов урока.            

  2. Планировать «опорную» часть доски.                                              

  3. Прописывать текст диалога в конспекте урока.                                    

А НАЛИЗ   УРОКА    ИЗУЧЕНИЯ    НОВОГО     МАТЕРИАЛА

             Алгоритм анализа урока

         

         

         

           

         

         

         

 ВВЕДЕНИЕ

  ЗНАНИЙ  

         

         

         

         

         

         

         

 1. Определить количество учебных проблем: одна или несколько            

 

                               О д н а                               

 2. Определить метод постановки проблемы ( см. таблицу методов обучения )

 3. Определить метод поиска решения                                      

 

                              Н е с к о л ь к о                             

 2.  Определить характер постановки проблем:

              О д н о в р е м е н н а я        

3. Определить метод формулирования:

    -  темы ( может быть любой )

    -  п/плана (сообщение, побуждение)            

4 . Определить метод поиска решения          

     для каждого пункта плана                          

                             

               П о с л е д о в а т е л ь н а я  

  1. Определить метод формулирования

        темы ( если она есть)

 4.  По каждому пункту плана определить

        метод постановки проблемы  и поиска

        решения.              

 ВОСПР-Е  

Определить наличие продуктивных заданий

                                                      Пути усиления проблемности урока

  —  от  наличия  только  поиска  решения  к  наличию  постановки  проблемы                  

 —   от  непроблемных  методов  к  «сокращенным»,  от  «сокращенных» к  «классическим»      

 —   в  «классических» методах  — от сообщения  учителем  к  побуждающему   диалогу          

 —   от  последовательной  постановки  проблем  к  одновременной  диалогической  постановке  

 —   от отсутствия  к  наличию  продуктивных  заданий  на  воспроизведение                  

                                                   Помнить о типе учебной проблемы!                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...