"Методический семинар" Богомолова Е.Н. "Компетентностный подход в обучении математике"
статья на тему

Богомолова Елена Николаевна

Представление опыта работы учителя начальных классов  по теме "Компетентностный подход в обучении математике". Материал содержит презентацию опыта работы и пояснительную записку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_bogomolova_e.n.rar1.86 МБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема опыта: «Компетентностный  подход в обучении математике » СЛАЙД 3

Период работы над данной темой: 3 года (2012-2015)

Условия возникновения и становления педагогического опыта СЛАЙД 4

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход.

СЛАЙД 5 Компетентностный подход  в     образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Одной из главных целей обучения математике является подготовка обучающихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

СЛАЙД 6 В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

 -ценностно-смысловая,

-общекультурная,

-учебно-познавательная,

-информационная,

- коммуникативная,

-социально-трудовая,

 -личностная

Формирование у учащихся ключевых компетентностей – одна из основных задач современного образования.

Актуальность педагогического опыта. Противоречие. 

Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что обучающийся  освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность.

Как при обучении математики сформировать ключевые компетенции?

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении учащихся математике является решение задач. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них мало заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

Противоречия:

- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках математики, и уровнем практических умений и навыков;

- между высоким уровнем требований, предъявляемых обществом к выпускникам школы, и недостатком активной практики в расчете на каждого ученика класса.

Именно умение решать большинство из этих практических задач будет проверяется на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Поэтому одним из путей формирования ключевых компетентностей является использование на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач.

СЛАЙД 7  Если на уроках математики систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи, то это будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, повысится математическая грамотность учащихся. 

СЛАЙД 8   Мой практический поиск направлен на удовлетворение потребностей:

 учащихся – система обучения направлена на достижение качественного математического образования и овладение практическими умениями самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни;

 педагогов – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, возможностей творческой самореализации в образовательном процессе;

 родителей (законных представителей) – в обеспечении условий для максимального развития учащихся, в соответствии с их потенциальными возможностями для дальнейшей жизненной успешности;

 образовательного учреждения – в создании индивидуальной образовательной модели качественного образования, способствующей развитию учебного заведения, его конкурентноспособности на рынке образовательных услуг.

        Обоснование выбора механизмов и инструментов СЛАЙД 9

СЛАЙД 9  На уроках математики необходимо формировать такие компетенции:

•        учебно-познавательная,

•        информационная;

•        коммуникативная;

•        исследовательская;

•        ценностно-смысловая,

•        общекультурная,

•        социально-трудовая,

•        личностная

Можно выделить следующие типы компетентностных задач:

1. Предметные компетентностные задачи: в условии описана предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей математического содержания, изучаемого в разных разделах математики; в ходе анализа условия необходимо «считать» информацию, представленную в разных формах; сконструировать способ решения (путём объединения уже известных способов). Полученный результат обеспечивает познавательную значимость решения и может быть использован при решении других задач (заданий).

2. Межпредметные компетентностные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей, требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причём решение и ответ могут зависеть от исходных данных выбранных (найденных) учащимся.

3. Практические компетентностные задачи: в условии описана практическая ситуация, для разрешения которой, нужно применять не только знания из разных предметных областей (обязательно включающих математику), но и приобретённые из повседневного опыта учащихся. Данные в задаче, не должны быть оторваны от реальности (должны соответствовать действительности, например цены, размеры дома и т. д.). Полученный результат должен быть значим для учащихся, т. е. указана его область применения.

Приведу примеры.

СЛАЙД 10 1) Ниже приведены цены на некоторые спорттовары в двух спортивных магазинах (см. таблицу).

В каком магазине дешевле будет стоить такая покупка: футбольный мяч, волейбольный мяч и 20 мячиков для пинг-понга? Какова стоимость более дешёвой покупки?

Задача нестандартная (требуется дополнительное исследование условия, самостоятельный отбор знаний, которые нужны для решения задачи, а также неизвестен способ решения задачи).

СЛАЙД 11   2) У Пети есть 400 рублей, и ему нужно купить три стаканчика йогурта и две пачки масла (см. рисунок). Петя решил на все оставшиеся деньги купить бублики. Сколько бубликов он сможет купить? Сколько сдачи он получит в итоге?

Условие задачи сформулировано  как математическая ситуация, для разрешения которой используются знания, на которые нет явного указания в тексте задачи.

СЛАЙД 12 3) На диаграмме представлены результаты выполнения теста группами учащихся. Средняя оценка группы А равна  62, группы В – 64.   По диаграмме учительница сделала вывод о том, что группа В выполнила тест лучше, чем группа А. Учащиеся группы А не согласны с её мнением. Они стараются убедить учительницу, что не обязательно группа В лучше выполнила тест.   Приведите один математический довод, которым могли бы воспользоваться учащиеся группы А.

4) Большой интерес у обучающихся  вызывают  сюжетные задачи, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат.

Благоустройство школьного двора

Весной ребята решили благоустроить  школьный двор: оборудовать футбольное поле, сделать качели и песочницу.

а) Первое, с чего начали ребята, измерили двор и огородили невысоким забором. Двор имеет прямоугольную форму: ширина – 3500 см, а длина в два раза больше.

Определи длину забора и площадь двора.

б) Футбольное поле решено было оборудовать в одном из углов двора так, чтобы игра не мешала гуляющим во дворе. Ширина поля должна была  составлять пятую часть ширины всего двора. Вычисли ширину футбольного поля.

в) Для песочницы Костя принёс три доски: одну длиной 55 дм, другую – в 5 раз короче первой, а третью -  на 11 дм короче первой. Распилив только самую длинную доску на две части, ребята сделали песочницу длиной 44 дм.

Вычисли, доску какой длины нужно отпилить от самой длинной  доски, чтобы удалось сделать песочницу.

СЛАЙД 13 Применяю такие виды заданий, как:

– учебный эксперимент;

– практические работы;

– домашнее задание поисковой направленности;

– интерактивные занятия;

– задачи исследовательского характера.

Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу, формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:

– использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;

– работать со справочниками;

– использовать Интернет-ресурсы;

– подготавливать презентации.

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Таким образом, применение деятельностных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей учащихся.

Прогностическом аспект опыта,  возможности трансляции  СЛАЙД 15

Идеи опыта рассматривались на заседаниях МО учителей начальных классов. Косвенным показателем значимости данного опыта для учителей может быть введение ВПР, большая часть заданий,  которых  компетентностно – ориентированные.

Возможности современных информационных технологий позволяют  расширить границы своего учебного заведения и поделиться методическими  находками не только на городских и районных  площадках,  но и выйти на общероссийский уровень. Так, я являюсь постоянным участником профессиональных педагогических сообществ на сайтах:

 - интернет-проект «Копилка уроков»  

- социальная сеть работников образования nsportal.ru

-  ЗАВУЧ.инфо

-  proshkolu.ru

- в сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации» Издательство «Эффектико – пресс»

Отзывы коллег, которые я получаю на свои материалы, убеждают меня в правильности выбранного пути.

Результативность СЛАЙД 16 - 17

На слайде  представлены результаты апробации ВПР по математике 8 декабря 2015 года.

Можно с уверенностью сказать, что компетентностное обучение  способствуют мощному развитию интеллекта и творческих способностей, а также воспитанию активной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Компетентностный подход в обучении младших школьников

В статье говорится о компетентностном подходе в обучении детей младшего школьного возраста....

Мастер-класс: Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов

Мастер-класс на тему "Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов"...