Формирование коммуникативных УУД у младших школьников
учебно-методический материал на тему
В данной статье представлен опыт работы по формированию коммуникативных УУД через использование итерактивных методов обучения: групповое взаимодействие, метод проектов, компетентностная задача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malysheva_yu.a.docx | 118.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников.
Обучение групповому взаимодействию в рамках ФГОС НОО
Малышева Юлия Алексеевна,
учитель начальных классов,
МАОУ гимназия №55 г.Томска
Одной из основных проблем, стоящих перед педагогами начальных классов, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. В противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение поставленных задач. Новизна проявляется в нестандартных подходах к решению проблемы; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчёта, так и интуиции; в умении видеть «варианты» решения одной и той же проблемы. Перед учителями зачастую стоит вопрос – как сделать так, чтобы каждый ребёнок стал активным, успешным.
В моей практике активизация творческой деятельности детей начинается с отбора нетрадиционных, интерактивных методов и форм работы. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Отсюда - интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Это специальная форма организации той или иной деятельности. А значит, она имеет конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ребёнок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения, который организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлечёнными в процесс обсуждения. Совместная деятельность предполагает развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению проблемы. В основе этого взаимодействия – коммуникативно–деятельностные технологии: РКМЧП, группового взаимодействия, проблемное обучение и др. на основе компетентностного подхода.
Самое главное в применении интерактивных форм и методов обучения вижу в том, что они способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для ребят и сказывается на повышении их включенности в творческую работу. Наиболее любимый мною и детьми метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий:
-принятия самостоятельных решений;
-умение ставить задачи и задавать вопросы;
-поиск нестандартных, оригинальных решений;
-способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
-раскрытие индивидуального потенциала.
Применяя на уроках интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с построением межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.
Уже в 1 классе я использую работу в парах. Парную работу рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
- не владеют умениями совместной деятельности;
- не готовы сотрудничать в больших группах;
- плохо знают друг друга;
- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Такая работа формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Начиная со второго класса, ввожу метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах, соблюдаю несколько условий:
- Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.
И в этом мне помогает групповое обучение. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Поэтому стремлюсь, чтобы детям в группе было комфортно, они не боялись высказываться, не стеснялись быть лидерами. Группы создаю по различным принципам. Всякий раз ставлю ряд важнейших образовательных целей:
- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов;
- повышать уровень активности и самостоятельности детей через саморазвитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и другими участниками образовательного процесса;
- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- изменять установки на сотрудничество и собственную роль в группе.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины, следуя правилам работы в диалоге:
- правило 1 – отвечать на поставленный вопрос;
- правило 2 – каждый имеет право на свою версию;
- правило 3 – каждый имеет право поддерживать версию другого;
- правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого.
Таким образом, решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.
В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция). Продуктами такой деятельности могут выступать творческий ответ на уроке, решенная разными способами задача, составленное собственными силами творческое задание, мини – проект и т.п. Особое место в этом процессе занимает составление и решение компетентностной задачи.
Работа с компететностными задачами на уроках направлена на развитие интеллектуально – творческих и познавательных, коммуникативных компетентностей ребёнка. Система таких задач и упражнений позволяет решать три аспекта обучения: познавательный, развивающий и воспитывающий. В результате работы над компететностными задачами учащиеся достигают значительных успехов в своём развитии, углубляют знания, они многому научаются и эти умения применяют в различных ситуациях, что приводит к успехам, возникает интерес к учёбе. Умение работать с компетентностной задачей формируется на различных уроках: математики, русского языка, окружающего мира, труда.
Задачи обычно строю на основе научно-популярного текста. В ходе решения задачи дети учатся проявлять следующие умения:
- Умение находить ключевые понятия;
- Умение работать с избыточностью информации, вычленять необходимое;
- Умение вычленять информацию по соответствующему заданию (вопросу);
- Умение оформлять информацию наглядным образом;
- Умение фиксировать информацию.
Решение подобных задач позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Ниже представлен пример компетентностной задачи для обучающихся 1-2 классов, которая была составлена для областного конкурса «Компетентное решение: универсальное направление», который проходит на базе нашей гимназии с 2009 года.
«В ГОСТЯХ У ЧЕБУРАШКИ»
В школе на уроках труда вы часто делаете различные поделки. Вы уже умеете мастерить, создавать, творить, делать то, чего ещё не было. Вы - настоящие мастера. А мастеров всегда отличают любознательность и наблюдательность. И сегодня вам предстоит показать свои умения работать, творить, фантазировать сообща.
Вы своей командой построили замечательный «Домик Дружбы». А кто-же в нём будет жить? Конечно же, это всеми любимый Чебурашка и его друзья.
Перед вами изображение милого Чебурашки. Рассмотрите его внимательно. Как вы думаете, чтобы сделать аппликацию его портрета, что необходимо? Действительно, нужны различные материалы и инструменты. Где же их взять? Да, у нас сегодня работает магазин «Всё для творчества». Денежными единицами, которыми вы можете рассчитаться в магазине, будут «медведки».
А теперь изучите информацию, находящуюся у вас на столах, и через 40 минут представьте результат работы вашей группы.
ЗАДАНИЯ ГРУППЕ
- Познакомьтесь с данными Таблицы №1.
- Произведите расчёты для покупки необходимых материалов и инструментов.
- Укажите точное количество истраченных «медведок».
- Выполните аппликацию.
- Представьте результат своей работы.
ТАБЛИЦА №1
Прейскурант цен магазина «Всё для творчества»
Наименование товара | Количество | Цена («медведки») |
Тетрадь в линейку | 1 шт. | 2 |
Степлер | 1 шт. | 10 |
Цветной картон | 1 пачка | 7 |
Клей | 1 шт. | 5 |
Набор для аппликации | 1 шт. | 27 |
Простой карандаш | 1 шт. | 1 |
Тетрадь в клетку | 1 шт. | 2 |
Линейка | 1 шт. | 3 |
Фломастеры | 1 набор | 15 |
Цветная бумага | 1 пачка | 10 |
Строгалка | 1 шт. | 2 |
Ножницы | 1 шт. | 10 |
Альбомный лист | 1 шт. | 5 |
Альбом | 1 шт. | 12 |
Дневник | 1 шт. | 16 |
Ручка | 1 шт. | 6 |
Большой лист бумаги для аппликации | 1 шт. | 7 |
Скрепки | 1 кор. | 20 |
Магниты | 1 шт. | 2 |
Маркер | 1 шт. | 5 |
Широкий скотч | 1 шт. | 17 |
Салфетка для рук | 1 шт. | 1 |
Итого за покупку ____________ «медведок»
Бланк экспертирования групповой работы
Критерии оценивания | Баллы | ||
Ход работы | |||
Анализ условия и выделение цели задания (анализ условия задачи через прочтение и уточнение данных, понимание целей задания всеми участниками группы) | 0 | 1 | 2 |
Умение провести исследование, анализируя текст или выполняя практическую работу | 0 | 1 | 2 |
Умение интегрировать знания из разных областей | 0 | 1 | 2 |
Умение владеть общелогическими операциями (синтез, анализ, сравнение, сопоставление) | 0 | 1 | 2 |
Умение проявить творческий подход к решению задачи | 0 | 1 | 2 |
Высказывание версий всеми участниками группы | 0 | 1 | 2 |
Совместное принятие решений | 0 | 1 | 2 |
Эмоциональное принятие членами друг друга | 0 | 1 | 2 |
Остановка непродуктивных версий | 0 | 1 | 2 |
Удержание цели задания всеми участниками группы при разновозрастном взаимодействии | 0 | 1 | 2 |
Умение слушать других | 0 | 1 | 2 |
Итого баллов: |
Решение задачи
Комментарии к заданиям | Баллы | ||
Задание 3 | 0 | 1 | 2 |
Приобрели необходимый товар: ножницы, клей, простой карандаш, набор цветной бумаги, лист бумаги формата А3, набор шаблонов (допускается покупка салфеток для рук) за один визит в магазин | - | - | |
Повторно посещали магазин | - | - | |
Задание 4 | 0 | 1 | 2 |
Расчёты произведены верно | - | - | |
Задание 5 | 0 | 1 | 2 |
На аппликации имеются все детали | |||
Задание 6 | 0 | 1 | 2 |
Презентация | Полная версия | Логичная, оригинальная версия | |
Культура подачи материала | |||
Итого баллов: |
Общее количество баллов: ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...
Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....
Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....
Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе
Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...
Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.
Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)
Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации коммуникативных умений в пр...
Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала: средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...