Выступление по теме "Мониторинг УУД"
статья на тему

Пушкарь Татьяна

Рассмотрено понятие - мониторинг, этапы развития УУД, базовый уровень развития УУД по классам, количество ууд и уровень их изучения по классам, структура диагностического модуля, этапы мониторинга и обработка результатов диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon monitoring_uud.ppt1.63 МБ
Microsoft Office document icon uud.doc58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг у ниверсальных у чебных д ействий

Слайд 2

Мониторинг это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Слайд 3

Предмет мониторинга – метапредметные УУД. Проводится с 1 по 4 класс один раз в год. Мониторинг осуществляется на основе специально разработанных заданий. Способы оценки результатов позволяют сделать выводы по каждому учащемуся отдельно и относительно групп учащихся.

Слайд 4

Метапредметные УУД Мета (от греч. meta – после, за, через) первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, превращение.

Слайд 6

Этапы развития УУД

Слайд 7

Базовый уровень развития метапредметных УУД

Слайд 8

Количество УУД и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов класс Число показателей в мониторинге Базовый уровень сформированности показателей Повышенный уровень сформированности 1 класс 8 Представление Нет 2 класс 16 Представление Нет 3 класс 34 Способ Есть 4 класс 34 Овладение УУД Есть

Слайд 9

Показатель Предметные области Модули диагно- стических заданий Структура диагностического модуля

Слайд 10

1 класс Регулятивные УУД Планировать Оценивать Познавательные УУД Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно-следственные связи

Слайд 11

1 класс Регулятивные УУД Планировать Русский язык Технология Оценивать Русский язык, математика Технология Познава- тельные УУД Анализ Технология Русский язык, окружающий мир Синтез Русский язык Математика, окружающий мир Сравнение Математика Русский язык Классификация Русский язык, окружающий мир Математика Обобщение Окружающий мир Математика Причинно-следственные связи Окружающий мир Технология

Слайд 12

Этапы мониторинга

Слайд 13

Обработка результатов Мини бланк ум-е планировать последовательн-ть учебных действий в соответствии с поставленной задачей задание А Б В модуль 13 14 Σ 0 0 Σ общ 0 Сводная таблица № ФИО Планиро вание Оценка Анализ Синтез Сравне ние Классифи кация Обобще ние Причинно-следственные связи А БВ А БВ А БВ А БВ А БВ А БВ А БВ А БВ 1 А. Ксения 2 4 2 1 2 2 2 4 1 3 2 0 2 4 1 3 2 Б. Рената 2 4 1 2 1 1 2 3 1 2 2 2 1 2 0 4

Слайд 14

Рейтинг сформированности умений № ФИО Планиро вание Оценка Анализ Синтез Сравне ние Класси фикация Обобще ние Причинно-следственные связи Итого вый балл 1 А. Ксения 6 3 4 6 4 2 6 4 35 I VII IV I IV VIII I IV 2 Б. Рената 6 3 2 5 3 4 3 4 30 I V VIII II V III V III

Слайд 15

Группа 1 справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию" Группа 2 справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию" Группа 3 не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию" Группа 4 не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию" Распределение по группам № ФИО Планиро вание Оценка Анализ Синтез Сравне ние Класси фикация Обоб щение Причинно-следственные связи 1 А. Ксения 1 2 2 1 3 2 1 3 2 Б. Рената 1 4 4 1 4 2 4 3

Слайд 17

Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных универсальных учебных действий А. Ксения Планир- ование Оценка Анализ Синтез Сравне ние Классификация Обобщ ние Причинно-следственные связи Баллы по заданиям 2 4 2 1 2 2 2 4 1 3 2 0 2 4 1 3 Общий балл по умению 6 3 4 6 4 2 6 4 Итоговый балл 35 Рейтинг умений I VII IV I IV VIII I IV Распределение по группам 1 2 2 1 3 2 1 3 Примечание: Максимально возможный балл по всем заданиям - 48 Группа 1 - справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию" Группа 2 - справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию" Группа 3 - не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию" Группа 4 - не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"

Слайд 19

http://uvelirka-bc.com.ua/images/svitok.png свиток http://img-fotki.yandex.ru/get/5809/47407354.275/0_8e98f_c000407e_orig.png школьный клипарт Интернет - ресурсы



Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре

«Мониторинг УУД»

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

Требования, которые предъявляются к мониторингу:

  1. должен быть межпредметным
  2. позволяет отделить знание или незнание фактической информации от владения или невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД);
  3. изучать процесс развития УУД.

Предметом мониторинга являются метапредметные универсальные учебные действия на разных этапах своего формирования. Универсальные учебные действия отражают владение учеником определёнными способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Их формирование напрямую зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребёнка.

Мониторинг проводится с 1 по 4 класс один раз в год и позволяет определить приращение у учащихся в уровне сформированнности основных метапредметных УУД, сформулированных для начальной школы. В 1 классе мониторингу формирования УУД предшествует диагностическое обследование учащихся на основе методики «Школьный старт». Оно проводится на 3-4 неделе сентября и позволяет определить стратегию работы с каждым учащимся по достижению высоких образовательных результатов. Результаты «Школьного старта» учитываются и при интерпретации данных мониторинга.

Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Каждое задание направлено на выявление уровня развития того или иного УУД в соответствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метапредметные результаты начального образования. Сформированность каждого УУД проверяется на материале не менее чем двух предметов.

Способы оценки результатов мониторинга позволяют судить о продвижении учащегося (групп учащихся) к метапредметному образовательному результату начальной школы. Метапредметные УУД разделены на три группы: познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Развитие УУД в начальной школе – это процесс, проходящий в три основных этапа:

  1. Выполнение по образцу, содержащему способ действия («Представление»)

На этом этапе ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребёнок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области.

  1. Осуществление способа действия при выполнении учебной задачи («Способ»)

Ученик ориентируется на назначение и существенные понятия способа действия. Он знает, как называется этот способ действий, выполняет определённую последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный материал.

Например, ребёнок знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы:

  1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения)
  2. По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения)
  3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление)
  4. Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод)
  1. применение необходимого способа действия в контексте учебной задачи («Овладение УУД»)

Ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап её реализации, а так же выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности.

Согласно требованиям ФГОС НОО, к концу 4 класса необходимо сформировать на третьем уровне целый ряд метапредметных умений у детей. Для этого в течении всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от освоения способа через образец до встраивания осознанного способа в контекст конкретной учебной деятельности.

В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности метапредметных УУД является первый уровень («Представление»), в 3 классе – второй уровень («Способ») и в 4 классе – третий уровень («Овладение УУД»)

Показатели мониторинга УУД = это конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры. Об уровне сформированности того или иного УУД судят на основе измерения показателей. В качестве показателей рассматриваются 34 умения. От 1 к 3 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивалось. В полном объёме все 34 показателя анализируются в мониторинге начиная с 3 класса.

Принципы работы с диагностическим модулем

  • Орг. момент (раздача тетрадей, подготовка карандашей, ластика, линейки)
  • Введение (чтение учителем истории о лесной школе, диалог с детьми – активное обсуждение образца)
  • Самостоятельная работа детей (выполнение заданий А, Б, В, выполнение дополнительного задания по желанию)
  • Завершение работы в рабочей тетради (сбор тетрадей, дополнительная информация для детей, которые не успели выполнить полностью работу)

Задание А направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания. Кратко этот тип заданий обозначен как задания «на выполнение».

Задания Б и В направлены на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания «на ориентацию».

Дополнительное задание (обозначено «Сундучок») выполняют те дети, которые справились раньше других, но результаты не оцениваются.

Анализ результатов мониторинга даёт нам диагностическую информацию о каждом ученике и о классе в целом.

Обработка результатов. На первом этапе результаты выполнения учениками диагностических заданий обрабатываются и заносятся в мини таблицы. На втором этапе составляются сводные таблицы, которые можно скачать c cайта zankov.ru. 

Анализ индивидуальных результатов ученика

Если ученик преимущественно не справился с заданиями «на выполнение», то можно предположить, что у него возникают трудности с наблюдением и анализом образца или переносом по аналогии тех действий, которые предложены образце, на новую ситуацию. В любом случае это говорит о том, что ученик не умеет работать с образцом, данным учителем, как ориентировочной основой собственного учебного действия.

Если у ребёнка преимущественно возникают трудности с заданиями «на ориентацию», то это может говорить о том, что ребёнок «не видит» не узнаёт в предложенной ему учебно-практической задаче последовательности действий, характерных для способа действия. Ребёнок действует методом проб и ошибок, опираясь на случайные признаки. Основной задачей в работе с этими детьми должно стать «узнавание» ими способа в новой предметной задаче. Хорошей тренировкой могут стать задания, в которых необходимо найти и исправить ошибку в выполнении способа.

Анализ рейтинга всех 8 умений по таблице рейтингов поможет определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка? Такая работа важна для учащихся, вошедших в группу 4 по результатам мониторинга.

Анализ результатов по классу.

Анализ результатов мониторинга по классу поможет в организации групповой работы на уроке, дифференциации заданий по содержанию и уровню сложности. Группы создаются в соответствии с результатами выполнения заданий двух типов: выполнение по образцу и ориентация в способе действия. А также позволит определить какие группы с точки зрения развития того или иного УУД есть в классе и спланировать работу с этими группами на уроке.

Планируя урок необходимо определить над развитием каких УУД он будет сегодня работать. Это решение принимается, ориентируясь на содержание учебного материала (его развивающие возможности), этап прохождения темы, приоритетные задачи работы с классом.

Для работы с группой 1 нужно подбирать задания, помогающие учащимся осознавать способы действия, содержащиеся в учебных заданиях, и учиться описывать эти способы словами. Пока эти описания проходят на уровне конкретного предмета или частного задания. Такая работа важна:

- она развивает метапредметные универсальные учебные действия на уровне представлений

- в модулях мониторинга УУД 2 класса для всех 16 показателей будут присутствовать задания и «на выполнение», и «на ориентацию», и на описание метапредметного способа действия, лежащего в основе учебного задания.

Дети группы 2 сделали первый шаг в освоении УУД. Они умеют выполнять задания, содержащие способ, по образцу, но в ситуации, когда нужно проанализировать этот способ с точки зрения его полноты и существенных сторон, оказываются некомпетентными.   Если по степени сформированности различных умений в эту группу попадают разные дети и численность групп по разным умениям варьируется, то учителю нужно проанализировать свою собственную работу, используемые учебные задания, формы работы и т.д. Если по всем 8-ми умениям в данную группу входит значительное число учеников, то необходимо серьёзно задуматься о методическом и технологическом обеспечении своей педагогической деятельности: всё ли есть в профессиональном арсенале для того, чтобы работать на формирование и развитие УУД?

Группа 3 не должна быть большой. Если ребёнок попал в эту группу по целому ряду умений, то это может говорить о его невнимательности, низкой сосредоточенности, а также нежелании работать по образцу. Нежелание работать по образцу иногда проявляют творчески одарённые дети.

По группе 4 требуется аналитическая работа с результатами каждого отдельного ребёнка.

Для углубления, расширения метапредметных способов действия особое внимание нужно уделить развитию таких умений как:

 устанавливать аналогии,

подводить под понятие,

осуществлять простые рассуждения (от частного к общему),

строить речевое высказывание в соответствии с учебной коммуникацией,

задавать вопросы.

Для организации развивающей и коррекционной работы важно использовать учебные задания определённого типа. Эти задания предметные по своему содержанию, в своей основе должны содержать тот или иной метапредметный способ познавательного или регулятивного характера. Если учебное задание лишено этого или лишь частично её имитирует, то такое задание не будет способствовать формированию УУД в полном объёме.

Принципы подбора или создания методической копилки таких заданий.

Планирование. Предпосылкой является умение работать по алгоритму. При встрече с похожей задачей узнать освоенный способ действия и восстановить в памяти необходимую последовательность действий ещё до начала выполнения задания.

Оценка. В 1 классе выбрана такая система оценки «правильно-неправильно», «аккуратно-неаккуратно». Задания для развития данного умения:

- оценивать аналогичную образцу работу;

- различать критерии «правильность» и «аккуратность»;

- находить ошибки при оценивании работы.

Синтез. Логическое действие «синтез» неразрывно связано с логическим действием «анализ». Важно при синтезе осознавать, что именно должно получиться при «сборке» (слово, предмет, образ предмета) и какие части могут входить в это конкретное целое. Задания для развития данного умения:

- на основе задания и представленного образца понять, что необходимо «собрать» и из каких частей;

- правильно составить целое из предложенных ему с избытком частей;

- дополнить недостающую часть и соединить части в целое.

Сравнение. На этапе представления учащимся важно понимать смысл понятий «сходство» и «различие». Задания для развития данного умения:

- находить предмет, который является «таким же», «другим», «одинаковым» по отношению к предмету образцу;

- определить признак, на основании которого производится сравнение;

- указывать на признаки, которые нельзя использовать как основание для сравнения.

Классификация. Классификацию можно проводить на основе существенных признаков (естественная классификация) или несущественных признаков (искусственная классификация). Для развития этого умения важно не только знать и использовать в учебной деятельности естественную квалификацию объектов, но и делить множество предметов по самостоятельно найденным признакам на группы. Например распределить на группы карточки с изображением ели, берёзы, сосны и дуба. (хвойные- лиственные; начинается с гласной - остальные с согласной; 1 слог- 2 слога-3 слога). Задания для развития данного умения:

- группировать одну и ту же совокупность объектов разными способами на основании различных признаков;

- группировать объекты на основании существенных и несущественных признаков;

- находить объекты, которые не относятся к данной группе;

- определить, на каком основании распределены объекты в группы.

Обобщение. Умение обобщать и классифицировать тесно связаны между собой. Задания для развития данного умения, опираясь на образец:

- выбрать из предложенного перечня понятий наиболее точное название группы предметов;

- находить объекты, которые не относятся к данной группе;

- дополнить группу, опираясь на её обобщённое название.

Причинно-следственные связи. То, из-за чего событие произошло, называют «причиной». То, что наблюдается как результат - «следствием». Задания для развития данного умения:

- восстановить временную последовательность событий;

- выделить в последовательности событий то, что явилось причиной указанного события;

- выбрать из предложенного перечня то, что является следствием указанной причины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....