Формирование познавательной УУД на уроках в условиях реализации ФГОС второго поколения
статья на тему

Вологжина Надежда Новомировна

Познавательные УУД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Учитель: Вологжина Н.Н.                                                                                                                                         Формирование познавательной УУД на уроках                                                                                                       в условиях реализации  ФГОС второго поколения.

     Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно

ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Главное в становлении личности – умение учиться;

Способность субъекта к саморазвитию, самовоспитанию, посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

     Познавательные УУД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

Обеспечению успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Познавательные УУД включают аспекты: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем.

Общеучебные УУД:

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;

 - поиск и выделение необходимой информации;

 - смысловое чтение, как осмысление цели чтения и выбор необходимой информации;

  - постановка и формулирование проблемы;

   Логические УУД:

  - анализ объектов, синтез – составление целого из частей;

 - доказательство;

 - построение логической цепи рассуждений;

Постановка и решение проблемы:

 - формирование проблемы;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Каким же образом можно обеспечить активное восприятие учащимся нового материала?

Определённую роль играют два дидактических условия:

  1. само содержание материала должно быть живым и интересным.
  2. учителю необходимо применять особые педагогические приёмы, способствующие активизации мыслительной деятельности и поддержание их внимания и  интереса.

Полезно на уроках создавать проблемные ситуации:                                                                                                                                                                                                                                                                                  *  ставить перед учащимся познавательные задачи, которые им необходимо решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала;

      * в активизации мыслительной деятельности хороший эффект даёт приём сравнения;

      * работа с информацией ;

           Пример с урока окружающего мира ( 4 класс).

     Так, объяснение по теме « Природные ископаемые» предлагается прослушивание отрывка из рассказа нашего илимского писателя Георгия Осиповича Куклина « Митькина находка».

Вот как писатель описывает событие:

    Мишке не хватило червей. Не долго думая, он взял лопату, туесок под мышку, пошёл копать в овраг. Видит – место сырое, и какой – то мутноватый запах.

   Копнул раз – поползла из земли густая зеленовато – бурого цвета жидкость. Масло – не масло, жидкость – не жидкость, вода – не вода. Понюхал - не поймёшь. Попробовал на язык – горчит и щиплет. Стал дальше копать, жидкости стало больше. Набралась целая яма.

    Мишка зачерпнул туесок и понёс к реке. Из туеска – жидкость в котелок. Опять новость. Жидкость бежит не как вода. Тихо, неслышно, как смола, бежит. Вода шумит и шлёпает, эта неслышно.

   Дай, думает, попробую пустить на воду. Пустил – не тонет, а по поверхности – оранжевые и всякие другие круги.

   Ломает Мишка голову в догадках – ничего не выходит. Не знает, что за клад добыл

После прослушивания отрывка задавались учащимся вопросы:

       - Что за клад добыл Мишка?

      - Что это была за жидкость?

      - Почему вы так решили?

      - Какую познавательную задачу поставим перед собой?

      - Правы ли мы оказались?

Работа с информацией. ( доказательство)

      Разговор учёного с Мишкой:

- Ты, что, мальчик, ягоды принёс  продавать?

- У меня смола.

- Смола? Колёса, что ли, мазать пошёл?

- Нет, дяденька, я её в лесу нашёл.

Мишка вынул из- за спины весь в грязи туесок и передал учёному.

Профессор рассмотрел:

 - Нефть. В туеске у тебя мальчик, нефть.

 Вывод: речь идёт о нефти.

Далее включаем в работу аспект: логическое УУД.

 - Включается и приём сравнения и анализ объекта: нефть и вода.( их свойства)

   Познавательные УУД активизируются.

  • Работа с текстом.

 - Прочитайте текст, что нового ты узнаешь?

(Дальше он сказал, что больше всего нефти добывается на Кавказе.                              Что кроме керосина из неё делают бензин, краски, лекарства и даже духи.)                              Составляем логическую цепь рассуждений:                                                                       Нефть – керосин – бензин – краски – лекарства – духи.

   Такой подход к объяснению материала придаёт учебной работе проблемный характер и вызывает у учащихся потребность в активном восприятии и осмыслении.

    Повышает познавательную активность детей на уроках –  приём сравнения: сопоставляет новые факты, примеры и положения с теми, что изучались ранее.

 К.Д. Ушинский считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, всё в мире познаётся не иначе, как через сравнение.

      Приём сравнения требует от учащихся:

  1. осмысливать внутренние связи в учебном материале;
  2. обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление;

   Пример с урока литературы:(2класс)

   сравниваем по характеру двух главных персонажей из разных произведений:                                                  Б. Юнгер « Белая роза» и Г.Цыферов « Град» и создаём при закреплении материала « Сиквэйн»

                  1 ряд.                                                            2 ряд.

              Осёл                                                             Ослик                                        

    Недобрый, злой, упрямый.                    Заботливый, настойчивый, смелый.

         Объедал, обижал.                                      Прикрывал, защищал.

   Не может иметь друзей.                          Может иметь хороших друзей.

              Недруг.                                                      Друг.

                            

         

Следующий приём, который повышает познавательную активность на уроке – это работа с информацией в учебной книге.

 Учащихся работают самостоятельно по памятке, а в итоге составляют в тетради таблицу – итог.

  1. Найди и прочитай фамилию автора.
  2. Найди и прочитай заголовок автора.
  3. Рассмотри иллюстрацию.
  4. Прочитай произведение.
  5. Определи жанр и тему произведения.
  6. Выпиши персонажи.

Форма работы: работа в паре, работа в группе, индивидуальная работа.

    Предмет « Математика» направлена прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит « использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», « овладение основами логического  мышления».

 Работа с информацией:

  • система ориентирования в учебной книге ( оглавление, содержание, условные обозначения): литературное чтение: 2 класс , ч., 2);
  • Работа с таблицами, ( математика 2 класс, ч 2, с.16, с.. 14, с., 18 )
  • Работа со схемами; ( математика 2 класс с.,6. с., 8, с.. 11);
  • Работа с картами, глобусом; ( окружающий мир, ч.,1 );

Отличный результат развивающие познавательные УУД приносит

      системная работа с учебными словарями русского языка:

  1. Толковый словарь. (толковый словарь в учебнике и толковый словарь В.Даля)).
  2. Фразеологический словарь. ( устойчивое выражение).
  3. Лексическое значение слова ( словарь школьника).
  4. Этимологический словарь (происхождение слов).

Пример с урока литературы:(2 класс)

       - Какое слово спряталось в слове « преграда»? ( Град) – анаграмма.

       - Объясните лексическое значение слова? Где найдём информацию?

          ( пользуемся  О.Д.Ушакова « Лексическое значение слова»)

         А) Град – замёрзшие комочки льда.

          Б) Какое устаревшее слово спряталось в слове? ( устар., слово «град» - город)

           Интерес ребят возрастает от урока к уроку, и работая самостоятельно, дома находят значение слов, читая художественную литературу и в классе делятся с ребятами.

             Познавательные УУД формируются постепенно с 1 – 4 класс

  В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать:

« Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать,

находить, сохранять информацию»

    Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение учебника по предметам.

    Перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы, надо уделить время для поиска активных форм и методов обучения.

   Как писал В.А. Сухомлинский:

« Ибо урок, первая искра, зажигающая факел любознательности»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Доклад по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»

Данный доклад был озвучен на заседании Методического Объединения Школы Самарец А.Е., учителем начальных классов...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

«Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения».

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, прое...

Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".

        Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обуче...