Формирование познавательной УУД на уроках в условиях реализации ФГОС второго поколения
статья на тему
Познавательные УУД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Вологжина Н.Н. Формирование познавательной УУД на уроках в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Главное в становлении личности – умение учиться;
Способность субъекта к саморазвитию, самовоспитанию, посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Познавательные УУД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
Обеспечению успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Познавательные УУД включают аспекты: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем.
Общеучебные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;
- поиск и выделение необходимой информации;
- смысловое чтение, как осмысление цели чтения и выбор необходимой информации;
- постановка и формулирование проблемы;
Логические УУД:
- анализ объектов, синтез – составление целого из частей;
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
Постановка и решение проблемы:
- формирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Каким же образом можно обеспечить активное восприятие учащимся нового материала?
Определённую роль играют два дидактических условия:
- само содержание материала должно быть живым и интересным.
- учителю необходимо применять особые педагогические приёмы, способствующие активизации мыслительной деятельности и поддержание их внимания и интереса.
Полезно на уроках создавать проблемные ситуации: * ставить перед учащимся познавательные задачи, которые им необходимо решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала;
* в активизации мыслительной деятельности хороший эффект даёт приём сравнения;
* работа с информацией ;
Пример с урока окружающего мира ( 4 класс).
Так, объяснение по теме « Природные ископаемые» предлагается прослушивание отрывка из рассказа нашего илимского писателя Георгия Осиповича Куклина « Митькина находка».
Вот как писатель описывает событие:
Мишке не хватило червей. Не долго думая, он взял лопату, туесок под мышку, пошёл копать в овраг. Видит – место сырое, и какой – то мутноватый запах.
Копнул раз – поползла из земли густая зеленовато – бурого цвета жидкость. Масло – не масло, жидкость – не жидкость, вода – не вода. Понюхал - не поймёшь. Попробовал на язык – горчит и щиплет. Стал дальше копать, жидкости стало больше. Набралась целая яма.
Мишка зачерпнул туесок и понёс к реке. Из туеска – жидкость в котелок. Опять новость. Жидкость бежит не как вода. Тихо, неслышно, как смола, бежит. Вода шумит и шлёпает, эта неслышно.
Дай, думает, попробую пустить на воду. Пустил – не тонет, а по поверхности – оранжевые и всякие другие круги.
Ломает Мишка голову в догадках – ничего не выходит. Не знает, что за клад добыл
После прослушивания отрывка задавались учащимся вопросы:
- Что за клад добыл Мишка?
- Что это была за жидкость?
- Почему вы так решили?
- Какую познавательную задачу поставим перед собой?
- Правы ли мы оказались?
Работа с информацией. ( доказательство)
Разговор учёного с Мишкой:
- Ты, что, мальчик, ягоды принёс продавать?
- У меня смола.
- Смола? Колёса, что ли, мазать пошёл?
- Нет, дяденька, я её в лесу нашёл.
Мишка вынул из- за спины весь в грязи туесок и передал учёному.
Профессор рассмотрел:
- Нефть. В туеске у тебя мальчик, нефть.
Вывод: речь идёт о нефти.
Далее включаем в работу аспект: логическое УУД.
- Включается и приём сравнения и анализ объекта: нефть и вода.( их свойства)
Познавательные УУД активизируются.
- Работа с текстом.
- Прочитайте текст, что нового ты узнаешь?
(Дальше он сказал, что больше всего нефти добывается на Кавказе. Что кроме керосина из неё делают бензин, краски, лекарства и даже духи.) Составляем логическую цепь рассуждений: Нефть – керосин – бензин – краски – лекарства – духи.
Такой подход к объяснению материала придаёт учебной работе проблемный характер и вызывает у учащихся потребность в активном восприятии и осмыслении.
Повышает познавательную активность детей на уроках – приём сравнения: сопоставляет новые факты, примеры и положения с теми, что изучались ранее.
К.Д. Ушинский считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, всё в мире познаётся не иначе, как через сравнение.
Приём сравнения требует от учащихся:
- осмысливать внутренние связи в учебном материале;
- обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление;
Пример с урока литературы:(2класс)
сравниваем по характеру двух главных персонажей из разных произведений: Б. Юнгер « Белая роза» и Г.Цыферов « Град» и создаём при закреплении материала « Сиквэйн»
1 ряд. 2 ряд.
Осёл Ослик
Недобрый, злой, упрямый. Заботливый, настойчивый, смелый.
Объедал, обижал. Прикрывал, защищал.
Не может иметь друзей. Может иметь хороших друзей.
Недруг. Друг.
Следующий приём, который повышает познавательную активность на уроке – это работа с информацией в учебной книге.
Учащихся работают самостоятельно по памятке, а в итоге составляют в тетради таблицу – итог.
- Найди и прочитай фамилию автора.
- Найди и прочитай заголовок автора.
- Рассмотри иллюстрацию.
- Прочитай произведение.
- Определи жанр и тему произведения.
- Выпиши персонажи.
Форма работы: работа в паре, работа в группе, индивидуальная работа.
Предмет « Математика» направлена прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит « использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», « овладение основами логического мышления».
Работа с информацией:
- система ориентирования в учебной книге ( оглавление, содержание, условные обозначения): литературное чтение: 2 класс , ч., 2);
- Работа с таблицами, ( математика 2 класс, ч 2, с.16, с.. 14, с., 18 )
- Работа со схемами; ( математика 2 класс с.,6. с., 8, с.. 11);
- Работа с картами, глобусом; ( окружающий мир, ч.,1 );
Отличный результат развивающие познавательные УУД приносит
системная работа с учебными словарями русского языка:
- Толковый словарь. (толковый словарь в учебнике и толковый словарь В.Даля)).
- Фразеологический словарь. ( устойчивое выражение).
- Лексическое значение слова ( словарь школьника).
- Этимологический словарь (происхождение слов).
Пример с урока литературы:(2 класс)
- Какое слово спряталось в слове « преграда»? ( Град) – анаграмма.
- Объясните лексическое значение слова? Где найдём информацию?
( пользуемся О.Д.Ушакова « Лексическое значение слова»)
А) Град – замёрзшие комочки льда.
Б) Какое устаревшее слово спряталось в слове? ( устар., слово «град» - город)
Интерес ребят возрастает от урока к уроку, и работая самостоятельно, дома находят значение слов, читая художественную литературу и в классе делятся с ребятами.
Познавательные УУД формируются постепенно с 1 – 4 класс
В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать:
« Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать,
находить, сохранять информацию»
Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение учебника по предметам.
Перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы, надо уделить время для поиска активных форм и методов обучения.
Как писал В.А. Сухомлинский:
« Ибо урок, первая искра, зажигающая факел любознательности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
Доклад по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»
Данный доклад был озвучен на заседании Методического Объединения Школы Самарец А.Е., учителем начальных классов...
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...
«Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения».
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, прое...
План по самообразованию по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»
План по самообразованию учителя начальных классов....
Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обуче...
Признаки современного урока в условиях ФГОС второго поколения
Доклад.Признаки современного урока...