Банк ситуации успеха
учебно-методический материал на тему

Черных Ольга Николаевна

 Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Это - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_situatsiy_uspeha.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                      БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА

Условия создания ситуации успеха

  1. Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.

Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.

  1. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
  2. Эта операция поддерживается другим воздействием – «скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
  3. Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
  4. «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
  5. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
  6. Завершает систему педагогических операций оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

Приемы создания ситуаций успеха

Эмоциональные поглаживания

Учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да,  я умница.  Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

«Дефицит радости познания порожден дефицитом радости преподавания» (Белкин А.С.)

Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает  возможность  неожиданно,  может быть,  впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности.  Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

Прием «следуй за нами»

Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.

Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

Прием «эмоциональный всплеск», или «ты так высоко взлетел!»

Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику!

Формируем веру в себя, веру в успех.

Прием «обмен ролями», или о пользе занятий, которые ведутся  неправильно

Ничем внешне не примечательный ученик во внезапно сложившейся ситуации на уроке обнаруживает такие качества, которые никто не может предположить в нем, а они выделяют его, подчеркивают его неординарность. Ему выпал шанс проявить себя, свои скрытые до сих пор возможности, не столько интеллектуальные, сколько волевые, духовные.

Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость  всех.  Тогда   ребенок,   послуживший  источником этого  заражения,  будет  чувствовать  как бы  умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

 Формула управления процессом зарождения   общей   радости   может   выглядеть  так: сбывшаяся   (или  неожиданная)   радость   школьника + поддержка  педагога + «заражение»  отдельных  членов  коллектива + поддержка     учителем     «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общей радости.

Что дало это «заражение»? Несомненно, резко повысился интеллектуальный фон коллектива. Дети почувствовали себя не только классным объединением, но общностью единомышленников, еще более активно проявился феномен сопереживания. Выросло самоуважение коллектива в целом.

Прием «Отсроченной отметки»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о  движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!  

Прием «Эврика»

Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш.А.).

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.

Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Ребенок, особенно в младших классах, который имеет уже какой-то накопленный интеллектуальный запас, но не может им по-настоящему воспользоваться, напоминает заведенный пружиной познания, механизм, которому нужен первоначальный толчок. «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В.А.).

Прием «Интеллектуальная инверсия» 

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.

Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.

Прием «умышленная ошибка», или «Гена, помогите мне...»

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

Прием «линия горизонта»

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.

Мальчик сам открыл для себя эту радость, а какова роль учителя? Первый доклад мог стать и последним. Подготовился, получил хорошую отметку, заслужил похвалу учителя,   уважительное   отношение   одноклассников.   Чего же больше? Несомненно, есть такие ребята, которым этого успеха было бы достаточно. Можно, однако, предположить, что решающую роль здесь сыграла позиция учителя, направленная на поддержку интересов ученика, ее стремление психологически поддержать его («А ты способный! Молодец!»), предоставить   трибуну   для   нового   выступления.   Посылка на олимпиаду явно вписываются в педагогический прием условно названный «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами.    У    него   будет   формироваться   уважительное отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его бесконечным движением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха

Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный груп­пой в познании, общее ощущение продвижения, эмоцио­нальное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознани...

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.

Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей пове...

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного»  развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...

Организация ситуации успеха в воспитательной деятельности.

В теоритической части доклада даны понятия учебно - воспительной ситуации и ее видов....

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

Ситуация успеха и ситуация неуспеха

Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, так как оно зависит ещё и от способностей. Но она влияет на старания ученика. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик был постоянно мотиви...