Включенность детей мигрантов во внеурочную деятельность как необходимое условие их успешной адаптации
статья на тему

Полынцева Ирина Николаевна

Интеграция образовательного и воспитательного процесса - прочный фундамент в становлении личности, формировании культуры человека, выработке таких компетенций, как самостоятельность, инициативность, толерантность, активность жизненной позиции. Включённость детей мигрантов во внеурочную деятельность позволяет сделать процесс вхождения ребёнка в социальную среду быстрым и лёгким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре

«Создание толерантного образовательно-воспитательного

пространства в школе».

Дата проведения семинара: 18 мая 2009 г.

Место проведения: МОУ СОШ №7.

Тема выступления «Включённость детей мигрантов во внеурочную деятельность как необходимое условие их социальной адаптации»  

(Полынцева И.Н., заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов МОУ СОШ №4)

Интеграция образовательного и воспитательного процесса - прочный фундамент в становлении личности, формировании культуры человека, выработке таких компетенций, как самостоятельность, инициативность, толерантность, активность жизненной позиции. Включённость детей мигрантов во внеурочную деятельность позволяет сделать процесс вхождения ребёнка в социальную среду быстрым и лёгким.

Количество детей мигрантов в  начальных классах МОУ СОШ №4 в 2008-2009  учебном  году  составляет  26% от всего количества учащихся 1-4 классов.  Это  63 ученика. Причём,  27 детей поступили в школу в этом учебном  году.

По параллелям количество детей мигрантов  выглядит так:

  • 1-е классы -  14 чел. + 1 ч. на дом.обучении
  • 2-е классы -  18 чел.
  • 3-е классы -  17 чел.
  • 4-е классы -  13 чел.

В связи с этим,  в начале учебного года перед педагогическим коллективом нашей школы была поставлена цель: создание образовательной среды, способствующей социальной адаптации детей мигрантов и успешному школьному обучению.

        Задачи:

1. Создать необходимые условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей мигрантов; развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность,  коммуникативные навыки, интеллектуальную сферу, произвольность психических процессов.

2. Создать необходимые условия познавательного, эмоционального, нравственного развития детей мигрантов, способствующие обучению русскому языку.

Формы работы, организованные с детьми мигрантов в нашей школе:

  • уроки;
  • группы продлённого дня;
  • дополнительные индивидуальные и групповые занятия;
  • внеклассные мероприятия;
  • дистанционные игры, интеллектуальные конкурсы, олимпиады.
  • предшкольная подготовка детей мигрантов.

Уроки. В МОУ СОШ №4 не создавались  отдельные классы для детей мигрантов. Мы считаем, что  в смешанных классах эти учащиеся быстрее адаптируются к новым условиям их пребывания. Все учащиеся начальных классов  нашей школы, в том числе и дети мигрантов, обучаются по общеобразовательным программам.

Группы продлённого дня.  Количество детей мигрантов, посещающих группы продлённого дня, в течение учебного года менялось. В 1 полугодии группы продлённого дня посещали  62%, в 4 четверти только 20% от общего числа детей мигрантов. В работе ГПД выделен ежедневно час работы по русскому языку для консультаций и дополнительных занятий.

Кружки и секции, организованные в нашем учреждении, с большим удовольствием посещают все дети. Театр костюма «Тамбурин»,  ансамбль «Жаворонушки», школьный театральный кружок «Малышок». Эти коллективы выступают не только перед учащимися и учителями нашей школы, но и принимают активное участие в различных городских конкурсах. Секцию баскетбола посещают мальчики  из групп продлённого дня 2-х и 3-х классов, танцевальный кружок открыт для девочек - первоклассниц. Также в школе работает кружок любителей природы «Мой зоопарк», а для развития творческих способностей, фантазии открыт кружок «Пластика природных форм».

Надо отметить, что почти все дети мигрантов 1-4 классов привлечены к занятиям в  каком-либо кружке  или спортивной секции.

Индивидуальные и групповые занятия  были организованы для детей, плохо владеющих русским языком (на начало года - 80% от общего количества детей мигрантов).  На дополнительные занятия с этими учениками было выделено 2 часа в неделю для каждого учителя начальных классов. Педагоги разработали рабочие программы для индивидуальных и групповых занятий с детьми мигрантами своего класса. Дополнительные занятия в 1-х классах были нацелены на развитие устной русской речи, на развитие коммуникативных навыков. К концу учебного года дети мигрантов, обучающиеся в 1-х классах, стали хорошо понимать русскую речь, уже не испытывают затруднений в общении, научились читать и писать на русском языке. ИГЗ во 2-4 классах  решали задачи не только по развитию устной и письменной речи, но и  на  закрепление изученного  программного материала по русскому языку.

        Предшкольная подготовка детей мигрантов.

Одна из целей предшкольной подготовки - создание условий, обеспечивающих адаптацию детей мигрантов к изменяющейся социальной ситуации, и  способствующих развитию познавательной, эмоциональной, нравственной сферы  будущих школьников.

        В этом году занятия предшкольной подготовки посещают только трое  детей дошкольного возраста, родители которых являются мигрантами.

        Внеклассные школьные мероприятия.

        Для учащихся 1-х классов, в том числе и детей мигрантов, с целью  быстрой и успешной адаптации к новым условиям пребывания,  в течение 1 полугодия было проведено большое количество внеклассных мероприятий. Игры -  «Давайте познакомимся», «Моя семья», праздник «Посвящение в ученики», праздник осени, конкурс рисунков «Золотая осень», конкурс чтецов стихотворений о зиме,  занятия по ПДД  в специально оборудованном кабинете нашей школы. Совместно с МОУ дополнительного образования «Домом детского творчества «Наследие»» был разработан план мероприятий. Первоклассники приняли активное участие в следующих занятиях: «Знакомство с русской избой», «Русские колыбельные песни», «Семейные традиции русской семьи», посетили выставку поделок, выполненных руками народа ханты и манси, прослушали народные песни и сказки ханты.  На занятиях дети рассказывали о некоторых традициях своей семьи, участвовали в конкурсе рисунков, разучивали игры и песни.

В декабре 2008 г. в начальных классах  была проведена  предметная неделя математики. Во всех конкурсах, организованных для учащихся 1-4 классов, дети мигрантов приняли активное участие. Первоклассники рисовали цифры для конкурса «Цифры-озорницы», ученики 2-х классов оставляли математические ребусы, учащиеся 3-х классов сочиняли сказки на математическую тему, а ребята из 4-х классов выпустили математические газеты. На параллелях 2- 4 классов  прошли интеллектуальные игры и конкурсы: «Самый умный математик», «Турнир смекалистых», «Крестики-нолики».

        Дети мигрантов, обучающиеся во  2-4 классах,  в течение всего учебного года  принимали активное участие в конкурсах осенних букетов, поделок из природного материала, новогодних открыток, сочинений «Наши семейные традиции»,  конкурсах рисунков различной тематики,  в викторинах и играх  по правилам дорожного движения. Ярко прошли праздники урожая, «Новый год», «Богатырские потешки», «Мисс Весна». С удовольствием дети участвуют в спортивных соревнованиях. Все внеклассные мероприятия посещают родители наших учеников, помогают организовывать праздники и оформлять выставки.

В феврале 2009 г. впервые в нашем общеобразовательном учреждении   прошла детская школьная конференция «Лестница успеха» для учащихся 3-4 классов. В ней приняли участие 8 человек, в том числе и дети мигрантов (Бутунц Нанэ из 3-а класса, Абазов Альберт из 3-б класса, Тошпулатова Умеда из 3-в класса). Ребята представили свои исследовательские работы в секции «Окружающий мир». Все участники конференции  получили дипломы. Абазов Альберт и Бутунц Нанэ - дипломы III степени, а Тошпулатова Умеда и Кирилихина Кристина - диплом I степени.  

Участие детей мигрантов в интеллектуальных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Международный конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» (14.11.2008г.) - участвовали 11 ч. из 3-4 классов. Участники получили сертификаты.

Всероссийская  Интернет - олимпиада «Snail» по математике, информатике, русскому языку (декабрь 2008 г.) - участвовало  5 учеников. Все участники отмечены дипломами.

Всероссийская игра-конкурс по информатике «Инфознайка» (29.01.2009 г.) - 12 учащихся 3-4 классов. Пятеро учеников отмечены дипломами, семь человек сертификатами участников.

Международный математический конкурс - игра «Кенгуру» (19.03.2009 г.) - 18 учащихся 2-4 классов. Учащиеся получили сертификаты участников.

Международный  дистанционный конкурс «Перспектива» (май 2009 г.) -  48 учащихся (дети мигрантов) 1-4 классов.

Таким образом, активное участие детей мигрантов во внеучебной деятельности различных направлений даёт положительные  результаты.

Результаты:

  • Отсутствие межличностных  конфликтов  среди  детей  мигрантов  и  русскоязычных детей
  • Понимание и общение  на  русском  языке.
  • Повышение мотивации со стороны детей мигрантов к успешному обучению.
  • Повышение качества обученности детей мигрантов по гуманитарным предметам, отсутствие неуспевающих учащихся.
  • Повышение мотивации  со  стороны  родителей  к процессу обучения  детей в  школе.
  • Расширение  представлений  о  культурных традициях  разных  народов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие свойств внимания - необходимое условие для успешного овладения УУД"

   Если на уроках и во внеурочной деятельности создать психолого-педагогические условия для развития внимания, то обучающиеся приобретут личностное развитие, так как при этом фо...

Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

Создание условий для успешной адаптации воспитанников подготовительного и первого классов

Описывается методика для адаптации детей к обучению в подготовительном и первом классе....

Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни

В статье рассматриваются важные аспекты по созданию  условий для успешной адаптации   детей  с ОВЗ  к школьной жизни...

Создание условий для успешной адаптации умственно отсталых детей в этом мире.

Статья о проблеме социальной адаптации умственно отсталых детей в нашем мире. Из опыта работы....

" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...