Педагогичсекая поддержка в развитии детей в условиях безотметочного обучения в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся. К личностным требованиям относится сформированность мотивации к обучению и познанию. Одним из основных мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. В 1 классе при отсутствии внешнего мотива (отметки) этот мотив является ведущим. Большую роль играет педагогическая поддержка в развитии детей.В данной публикации представлены методы педагогической поддержки детей, которые способствуют их развитию и положительно влияют на их дальнейшее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hv._derevya_prezent.pptx1.5 МБ
Файл urok_hvoynye_derevya.docx17.39 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ёлочка - иголочка

Слайд 2

хвоя хвоинки хвойные деревья

Слайд 3

Зимой и летом одним цветом

Слайд 4

Тема урока: «Хвойные деревья»

Слайд 6

ель сосна



Предварительный просмотр:

 

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Тема: «Хвойные деревья»

(УМК «Начальная школа XXI века»)

 

 

Тема урока: «Хвойные деревья»

Цели: - выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных;

            - развивать мышление, наблюдательность, описательную речь;

            - воспитывать экологическую культуру у младших школьников.

Ход урока:

1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности.

-Я рада нашей новой встрече,

Быть с вами нравится, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

       -Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке? (внимание, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)  

       -Предлагаю пожелать друзьям удачи, пожмите друг другу руку.

 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

А) Задание «Соображалки». Индивидуальная работа по карточкам.

      -Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать. Перед вами таблицы с изображением растений и их веточек с плодами. Соедините карандашом растение с его веточкой и напишите его название(2 ученика работают у доски).

      -Проверим работу. Что объединяет эти растения? (это деревья) Разделите деревья на 2 группы. Какие группы получились? (лиственные и хвойные деревья)

Б) Речевая разминка. Рабочая тетрадь с. 43

       -Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка» (слайд № 1);

      «У сосны листочки-хвоинки» (слайд № 2);

      «Зимой и летом одним цветом» (слайд № 3). О чём эта загадка? (о хвойных деревьях: сосне и ели)

     - Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема, сформулируйте. (слайд № 4)

3. Постановка учебной задачи.

     -Каким же цветом ель и сосна круглый год? Почему? (слайд № 5) Кто согласен с  утверждением, что эти деревья никогда не сбрасывают свою зелёную хвою? Кто не согласен?

     -У нас возникли разногласия. Обратимся к нашим «Знатокам» (несколько учащихся дома самостоятельно готовили учебный материал к уроку).

     -Мы узнали, почему хвойные деревья зелены всегда. Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия? (слайд № 6) Определим кто прав в ходе практической работы.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

      Практическая работа в группах по 4 человека (веточки и шишки сосны, ели) по заданиям учебника с. 97, обсуждение вопросов.

 1 группа: - Вы сравнивали ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются? (Сожмите веточки. Что заметили? Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)

2 группа: - Есть ли на них листья? Какие они?

3 группа: -  Какие шишки у сосны?

4 группа: - А какие шишки у ели?

5 группа: - Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев?

6 группа: - По какому признаку ещё можно различать эти деревья? Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как располагаются ветки на стволе?  

     -Есть ли ещё отличия? «Знатоки» дополняют информацию. Итак, кто теперь убеждён, что различия между хвойными деревьями существуют?

Физминутка:

Во дворе стоит сосна

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнуться взад, вперёд,

Ветер их качает, гнёт

Будем вместе приседать:

1, 2, 3, 4, 5.

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Загадки:

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (сосна)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдёшь гулять и встретишь:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (ель)

     - Кто знает, что это за дерево?

 Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от ёлки –

Опадают те иголки. (лиственница)

     -Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника с.98. Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».

    -Какая главная особенность лиственницы? Как понимаете слово «долгожитель»?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа учащихся за компьютерами по 2  человека: выполнение задания по применению нового знания (тест), самопроверка, самооценка работы.

Задания теста:

  1. К какой группе растений относится ель? (травы, деревья, кустарники)
  2. Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)
  3. Какие плоды у хвойных деревьев? (ягода, цветок, шишка)
  4. Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтач)

7. Включение в систему знаний и повторение.

      - Знаете ли вы, ребята, жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями? Хотели бы узнать? (слайд № 7) Об этой и других птицах, их взаимосвязи с деревьями мы будем говорить на следующем уроке, можно дома подготовить дополнительный материал.

8. Рефлексия учебной деятельности.

    -Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу? Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?

   -Домашнее задание,  как всегда, выбирает каждый сам:

приготовить сообщение о деревьях, птицах;

написать письмо «лесному» другу;

составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к сценарию урока окружающего мира в 1 классе.

Тема: «Педагогическая поддержка в развитии детей

в условиях безотметочного обучения в 1 классе».

Цель: раскрыть приемы и средства педагогической

поддержки в развитии детей с 1 класса.

Одной из приоритетных целей начальной школы на современном этапе является формирование  определенного уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

В условиях безотметочного обучения в 1 классе при отсутствии внешней мотивации формирование познавательного интереса имеет большое значение.

На уроках применяю разные формы педагогической поддержки:

  1. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся. Предпочтение отдаю проблемам, частично-поисковым методам. Стараюсь чаще использовать такие формы, как экскурсии, самостоятельные творческие работы учащихся, практическое исследование, дискуссии и др.
  2. Создание проблемной ситуации (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос) на основе учебного материала.
  3. Использование коллизий (столкновений противоположных интересов, взглядов, различных точек зрения на одну проблему).
  4. Постановка учебной задачи самими учащимися.
  5. Составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися.
  6. Выбор гибкой структуры урока. Общие цели и средства конкретизирую в зависимости от назначения урока, его тематического содержания, от содержания каждого задания, от хода мыслей учащихся, в конце концов от их желания выполнять то или иное задание, от эмоционального отношения (реакции) учащихся.
  7. Приоритет преобразующего характера деятельности учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Стараюсь подбирать задания, которые дают «пищу» для ума.
  8. Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональ ными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, поощрением и помощью со стороны учителя и учащихся. Любое коллективное обсуждение, диалог, дискуссия предваряется самостоятельным обдумыванием ответа, решения или предварительными домашними заданиями.
  9. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.  Начинаем слушать ответ на вопрос или выполнение задания со слабоуспевающего, с застенчивого. Стараемся каждую мысль подхватить и использовать во время урока (даже если она не совсем верна), создавать состояние успеха у каждого ученика согласно его уровня развития.
  10. Создание педагогических условий общения на уроке, при которых каждый ученик смог бы проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Стимулирование учащихся к высказыванию без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Ребёнок имеет право на ошибку. Ошибаясь, анализируя свои ошибки, он развивается и приобретает знания. Принимаем любой ответ, но в случае неверного предлагаем подумать.
  11. Поощрение стремление ученика находить свой способ решения, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  12. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  13. Использование электронных образовательных ресурсов.
  14. Использование дидактической игры как важного средства развития познавательного интереса.  
  15. Использование метода проекта.
  16. Оценивание не только конечного результата (правильно – неправильно), но и процесса деятельности ученика. Это предполагает концентрацию внимания не только на вопросах «Что я изучаю?», но и на вопросах «Зачем я это изучаю?», «Как то, что изучаю сейчас, связано с тем, что я уже знаю?», «Что привело меня к ошибке, и как я должен действовать, чтобы ошибок больше не было?»
  17. Большую роль играет словесная оценка. Стараюсь разнообразить формы оценивания со своей стороны: восхищение за сообразительность, старание «Ты меня удивил, не думала, что сможешь так ответить», «Приятно слушать», «Я была уверена, что ты справишься», «Хоть и не всё получилось, но ты старался, я это вижу».

Важна и коллективная оценка при условии доброжелательного отношения детей друг к другу.

16.Стремлюсь к усилению внимания на формирование самооценки и самоконтроля. Основу этого формирования составляет анализ и совместное с учителем обсуждение содержательных сторон деятельности, используя любые ситуации. Например:

- «Сможешь решить эту задачу? Подумай искомое число будет больше или меньше данного?» Самооценка начинает работать.

- «Не смог, попробуй ещё раз. Может быть, ты не обратил внимание на то, что …»

И ситуация сразу становится самооценочной.

С 1 класса учу детей оценивать свою работу, сравнивая с образцом: что получилось, что нет, почему. «Проверь себя, найди ошибки, оцени свою работу».

Методические материалы могут быть использованы учителями начальных классов, стремящихся к созданию условий педагогической поддержки и заботе о развитии каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения

 В  работе представлен материал по  оцениванию  первоклассников  в условиях безотметочного обучения. Даны  практические материалы, приёмы  работы....

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения

Иные способы фиксации и формализации оценкиЛисты индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль...

Рейтинговая система оценивания как средство контроля и учёта знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения

Использование безотметочного обучения способствует формированию оценочной самостоятельности учителя и влияет на «образовательную» политику школы. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы с...

Развитие навыков самоконтроля в условиях безотметочного обучения.Анализ работы учителя.

Представлен анализ работы учителя по развитию навыков самоконтроля в условиях безотметочного обучения в системе развивающего обучения....

Поддержка и развитие детей, имеющих трудности в обучении

Из года в год педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическ...