Педагогичсекая поддержка в развитии детей в условиях безотметочного обучения в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся. К личностным требованиям относится сформированность мотивации к обучению и познанию. Одним из основных мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. В 1 классе при отсутствии внешнего мотива (отметки) этот мотив является ведущим. Большую роль играет педагогическая поддержка в развитии детей.В данной публикации представлены методы педагогической поддержки детей, которые способствуют их развитию и положительно влияют на их дальнейшее обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hv._derevya_prezent.pptx | 1.5 МБ |
urok_hvoynye_derevya.docx | 17.39 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
хвоя хвоинки хвойные деревья
Зимой и летом одним цветом
Тема урока: «Хвойные деревья»
ель сосна
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: «Хвойные деревья»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема урока: «Хвойные деревья»
Цели: - выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных;
- развивать мышление, наблюдательность, описательную речь;
- воспитывать экологическую культуру у младших школьников.
Ход урока:
1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности.
-Я рада нашей новой встрече,
Быть с вами нравится, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке? (внимание, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)
-Предлагаю пожелать друзьям удачи, пожмите друг другу руку.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
А) Задание «Соображалки». Индивидуальная работа по карточкам.
-Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать. Перед вами таблицы с изображением растений и их веточек с плодами. Соедините карандашом растение с его веточкой и напишите его название(2 ученика работают у доски).
-Проверим работу. Что объединяет эти растения? (это деревья) Разделите деревья на 2 группы. Какие группы получились? (лиственные и хвойные деревья)
Б) Речевая разминка. Рабочая тетрадь с. 43
-Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка» (слайд № 1);
«У сосны листочки-хвоинки» (слайд № 2);
«Зимой и летом одним цветом» (слайд № 3). О чём эта загадка? (о хвойных деревьях: сосне и ели)
- Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема, сформулируйте. (слайд № 4)
3. Постановка учебной задачи.
-Каким же цветом ель и сосна круглый год? Почему? (слайд № 5) Кто согласен с утверждением, что эти деревья никогда не сбрасывают свою зелёную хвою? Кто не согласен?
-У нас возникли разногласия. Обратимся к нашим «Знатокам» (несколько учащихся дома самостоятельно готовили учебный материал к уроку).
-Мы узнали, почему хвойные деревья зелены всегда. Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия? (слайд № 6) Определим кто прав в ходе практической работы.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
Практическая работа в группах по 4 человека (веточки и шишки сосны, ели) по заданиям учебника с. 97, обсуждение вопросов.
1 группа: - Вы сравнивали ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются? (Сожмите веточки. Что заметили? Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)
2 группа: - Есть ли на них листья? Какие они?
3 группа: - Какие шишки у сосны?
4 группа: - А какие шишки у ели?
5 группа: - Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев?
6 группа: - По какому признаку ещё можно различать эти деревья? Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как располагаются ветки на стволе?
-Есть ли ещё отличия? «Знатоки» дополняют информацию. Итак, кто теперь убеждён, что различия между хвойными деревьями существуют?
Физминутка:
Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнуться взад, вперёд,
Ветер их качает, гнёт
Будем вместе приседать:
1, 2, 3, 4, 5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Загадки:
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (сосна)
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдёшь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (ель)
- Кто знает, что это за дерево?
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки –
Опадают те иголки. (лиственница)
-Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника с.98. Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».
-Какая главная особенность лиственницы? Как понимаете слово «долгожитель»?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа учащихся за компьютерами по 2 человека: выполнение задания по применению нового знания (тест), самопроверка, самооценка работы.
Задания теста:
- К какой группе растений относится ель? (травы, деревья, кустарники)
- Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)
- Какие плоды у хвойных деревьев? (ягода, цветок, шишка)
- Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтач)
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Знаете ли вы, ребята, жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями? Хотели бы узнать? (слайд № 7) Об этой и других птицах, их взаимосвязи с деревьями мы будем говорить на следующем уроке, можно дома подготовить дополнительный материал.
8. Рефлексия учебной деятельности.
-Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу? Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?
-Домашнее задание, как всегда, выбирает каждый сам:
приготовить сообщение о деревьях, птицах;
написать письмо «лесному» другу;
составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к сценарию урока окружающего мира в 1 классе.
Тема: «Педагогическая поддержка в развитии детей
в условиях безотметочного обучения в 1 классе».
Цель: раскрыть приемы и средства педагогической
поддержки в развитии детей с 1 класса.
Одной из приоритетных целей начальной школы на современном этапе является формирование определенного уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
В условиях безотметочного обучения в 1 классе при отсутствии внешней мотивации формирование познавательного интереса имеет большое значение.
На уроках применяю разные формы педагогической поддержки:
- Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся. Предпочтение отдаю проблемам, частично-поисковым методам. Стараюсь чаще использовать такие формы, как экскурсии, самостоятельные творческие работы учащихся, практическое исследование, дискуссии и др.
- Создание проблемной ситуации (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос) на основе учебного материала.
- Использование коллизий (столкновений противоположных интересов, взглядов, различных точек зрения на одну проблему).
- Постановка учебной задачи самими учащимися.
- Составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися.
- Выбор гибкой структуры урока. Общие цели и средства конкретизирую в зависимости от назначения урока, его тематического содержания, от содержания каждого задания, от хода мыслей учащихся, в конце концов от их желания выполнять то или иное задание, от эмоционального отношения (реакции) учащихся.
- Приоритет преобразующего характера деятельности учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Стараюсь подбирать задания, которые дают «пищу» для ума.
- Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональ ными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, поощрением и помощью со стороны учителя и учащихся. Любое коллективное обсуждение, диалог, дискуссия предваряется самостоятельным обдумыванием ответа, решения или предварительными домашними заданиями.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Начинаем слушать ответ на вопрос или выполнение задания со слабоуспевающего, с застенчивого. Стараемся каждую мысль подхватить и использовать во время урока (даже если она не совсем верна), создавать состояние успеха у каждого ученика согласно его уровня развития.
- Создание педагогических условий общения на уроке, при которых каждый ученик смог бы проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Стимулирование учащихся к высказыванию без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Ребёнок имеет право на ошибку. Ошибаясь, анализируя свои ошибки, он развивается и приобретает знания. Принимаем любой ответ, но в случае неверного предлагаем подумать.
- Поощрение стремление ученика находить свой способ решения, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
- Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Использование электронных образовательных ресурсов.
- Использование дидактической игры как важного средства развития познавательного интереса.
- Использование метода проекта.
- Оценивание не только конечного результата (правильно – неправильно), но и процесса деятельности ученика. Это предполагает концентрацию внимания не только на вопросах «Что я изучаю?», но и на вопросах «Зачем я это изучаю?», «Как то, что изучаю сейчас, связано с тем, что я уже знаю?», «Что привело меня к ошибке, и как я должен действовать, чтобы ошибок больше не было?»
- Большую роль играет словесная оценка. Стараюсь разнообразить формы оценивания со своей стороны: восхищение за сообразительность, старание «Ты меня удивил, не думала, что сможешь так ответить», «Приятно слушать», «Я была уверена, что ты справишься», «Хоть и не всё получилось, но ты старался, я это вижу».
Важна и коллективная оценка при условии доброжелательного отношения детей друг к другу.
16.Стремлюсь к усилению внимания на формирование самооценки и самоконтроля. Основу этого формирования составляет анализ и совместное с учителем обсуждение содержательных сторон деятельности, используя любые ситуации. Например:
- «Сможешь решить эту задачу? Подумай искомое число будет больше или меньше данного?» Самооценка начинает работать.
- «Не смог, попробуй ещё раз. Может быть, ты не обратил внимание на то, что …»
И ситуация сразу становится самооценочной.
С 1 класса учу детей оценивать свою работу, сравнивая с образцом: что получилось, что нет, почему. «Проверь себя, найди ошибки, оцени свою работу».
Методические материалы могут быть использованы учителями начальных классов, стремящихся к созданию условий педагогической поддержки и заботе о развитии каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения
В работе представлен материал по оцениванию первоклассников в условиях безотметочного обучения. Даны практические материалы, приёмы работы....
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...
Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения
Иные способы фиксации и формализации оценкиЛисты индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль...
Рейтинговая система оценивания как средство контроля и учёта знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения
Использование безотметочного обучения способствует формированию оценочной самостоятельности учителя и влияет на «образовательную» политику школы. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы с...
Развитие навыков самоконтроля в условиях безотметочного обучения.Анализ работы учителя.
Представлен анализ работы учителя по развитию навыков самоконтроля в условиях безотметочного обучения в системе развивающего обучения....
Поддержка и развитие детей, имеющих трудности в обучении
Из года в год педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическ...