Игровые технологии, как один из способов активизации деятельности школьников на учебных занятиях.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Астахова Дарья Владимировна

Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.

       Если говорить о детях то они не почувствовали никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней.

 В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе.

 Педагогические технологии :  развивающее обучение;

  проблемное обучение;

  коммуникативное обучение;

  проектная технология;

  игровые технологии;

  диалог культур;

  информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

  дидактическая многомерная технология;

  групповые технологии;

Мне бы хотелось более подробно остановиться на применении игровых технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Астахова Д.В.

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пробуждение»

Энгельсского муниципального  района Саратовской области

Игровые технологии, как один из способов активизации деятельности школьников на учебных занятиях.

Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.

       Если говорить о детях то они не почувствовали никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней.

 В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе.

 Педагогические технологии :  развивающее обучение;

  проблемное обучение;

  коммуникативное обучение;

  проектная технология;

  игровые технологии;

  диалог культур;

  информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

  дидактическая многомерная технология;

  групповые технологии;

Мне бы хотелось более подробно остановиться на применении игровых технологий в образовательном процессе.

"Вся жизнь- театр, а люди в ней актеры" - очень метко когда -то заметил В. Шекспир.

С раннего возраста мы, волей или неволей, вступаем в сложную игру - начинаем играть различные роли: от ребенка(сына или дочери, брата или сестры, внука или внучки) до взрослого(родителей, бабушек, дедушек, наставников, педагогов и т.д.) Следовательно, игра сопровождает нас, в той или иной мере, от самого рождения до глубокой старости.

Так что же это за штука - ее Величество ИГРА? Какую роль она играет в воспитании, образовании и развитии ребенка.

Игра – ведущий  вид деятельности для дошкольного возраста,  все следующие периоды  со своими ведущими  видами деятельности не вытесняют игру.  А продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана  с возрастом, но в каждом возрасте  игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра  имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. Существуют разнообразные методы и формы педагогических игр, а так же классификация игровых форм обучения, но я остановлюсь на том как я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности.  

Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

      В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация  по уровню деятельности учащихся.

Прежде всего это:

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.

В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы.

Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.

        Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.

Игровые  ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.

Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

              1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

              2)доступность для учащихся данного возраста;

              3)умеренность в использовании игр на уроках.

Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи. составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

     Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

Дети любят необычные задачи в стихах, которые не только  развивают смекалку, но и математические способности.

В этих заданиях сочетается учение и развлечение. Ученики никогда не отказываются выполнять их.

Учебные задания с нематематической информаций – один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

Названные игры, как я уже сказала,  представляют собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает.

Я считаю,  использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения дальше. Переходя на среднюю ступень обучения ребята умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.

Во внеклассной работе применение игровых технологий должно стать основным средством воспитания младших школьников. Особенно игра важна в группе продленного дня, так как ученики проводят целый день в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а порой и раздражение. Например, "Кто скорее?", "Кто больше?", "Угадай-ка!".

 Игра имеет значение и для формирования сплоченного коллектива, и для формирования самостоятельности, комvуникативности личности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении для многого другого. Трудно переоценить роль игры, как средство воспитания. Недаром многие теоретики и практики, рассматривая только в общих чертах игровую деятельность, приходят к выводу, что" игра-это дело серьезное!".

Литература

1.    Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

2.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

3.    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

4.    Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

5.    Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

6.    Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

7.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

8.      Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

9.      Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

10.      Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.

11.      Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

12.      Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры.М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео...

Применение игровых технологий как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям мож...

Технология игры как средства активизации познавательной деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе

Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов  школьников, помнить, что развитие идет от ...