Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
материал на тему
Выступление на педагогическом совете с презентацией. В работе представлено описание данной технологии, учебных стратегий, структура урока в технологии РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_.docx | 114.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
« Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Слайд 1.
Отличительной особенностью нового стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Новая реформа образования направлена в первую очередь не на усвоение готовых предметных знаний, а на их творческую переработку и самостоятельное использование, на развитие способности оценивать свою деятельность.
То есть школа должна способствовать не тольконакоплению количественных знаний, но и самостоятельно, критически оценить их. Речь идет о развитии у школьников критическогомышления.
Готовясь к выступлению, я нашла такую фразу, с которой, я думаю, вы согласитесь:
Слайд 2. (читать на слайде)
Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать.
Для многих понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру.
В словаре Ожегова дано такое определение:
Слайд 3. (читать на слайде)
Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.
С.И.Ожегов
Критическое мышление –это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Г. К. Селевко
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. ( И.О.Загашев)
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед школой стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другойстороны, доступным и интересным. Данная технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, КуртисМередит, Чарльза Темпла и ДжинниСтилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Слайд 4. (читать на слайде)
Технология РКМЧП – это система учебных стратегий, методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.
Технология РКМЧП является относительно новой, с ней знакомы далеко не все педагоги наших школ.
Данная технология является общепедагогической, надпредметнойи интерактивной, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы).
В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий (КСО (коллективного способа обучения), развивающего обучения, сотрудничества).
Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.
Слайд 5. (читать на слайде)
Цели технологии РКМЧП:
- Развитие аналитического, критического мышления (умение выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; быть честным в своих рассуждениях; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; избегать категоричности в утверждениях и т. д.)
- Закладывание основ для формирования грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя.
- Стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Грамотный читатель – умеющий выбирать, ориентироваться в мире книг, имеет высокую стойкую потребность в чтении.
Квалифицированный читатель – хорошо или отлично владеет навыком чтения, инструментарием восприятия текста, знает книги и не испытывает проблем в их поиске.
Интеллигентный читатель – умеет отличать художественное произведение от псевдо-художественного.
Слайд 6. (читать на слайде)
Особенности:
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим.
- Умение мыслить критически (объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте)
- Партнёрские отношения между педагогом и обучаемым. Позиция учителя – координатор, консультант-помощник (фасилитатор)
Слайд 7.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Базовая учебная модель:
- «Вызов» (этап актуализации имеющихся знаний)
- «Осмысление» (этап взаимодействия на основе содержания текста)
- «Рефлексия» (этап размышления, оценки)
Первая стадия —«вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия —«осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия — стадия«рефлексии»— размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношениек тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
С точки зрения традиционного урока эти этапы (стадии) не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои учебные стратегии и методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Почему используется термин «стратегия»? Дело в том, что он наилучшим образом отражает методологию технологии РКМЧП, поскольку стратегия – это совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности, и направленных на достижение определенных ориентиров (целей).
Слайд 8.(читать на слайде)
Учебные стратегии и приёмы в технологии РКМЧП:
- Кластеры
- Чтение с остановками
- Тщательное чтение
- Стратегия ИНСЕРТ
- «Толстые и тонкие» вопросы
- Стратегия ЗХУ
- Синквейн
- Стратегия «Пирамида критика»
- Стратегия РАФТ
- Стратегия «Зигзаг» и др.
Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические стратегии и приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Рассмотрим некоторые из них.
Слайд 9.
Стратегия «Кластеры».
Кластеры (грозди) – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке. Правила очень простые. Рисуется модель солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, далее у каждой планеты свои спутники.
Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями.
Слайд 10.(пример)
Слайд 11.(пример)
Слайд 12.
Чтение с остановками.
Подготовительная работа:
- Выбирается текст для чтения.
- Текст заранее делится на смысловые части.
- Заранее продумываются вопросы и задания к тексту.
Под «чтением с остановками» в данном случае понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления. Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу.
В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения учащихся, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления: они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, критических «высказываний» в уме.
Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.
1. Вначале можно рассказать учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Выступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Или можно ограничиться краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.
2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни. Не следует слишком затягивать вводную часть.
3. Теперь – самое интересное. Учительзаранее выделяете в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задает вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае сделаем акцент на вопросах высокого уровня, например: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д.
После первой или второй остановки можно использовать прием
«Дерево предсказаний».
Слайд 13.
На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
4. После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом.
Слайд 14.(читать на слайде)
Тщательное чтение
Чтение на основе автокоммуникации (разговор с самим собой)
Внимательное, обдуманное, неторопливое чтение с карандашом в руках (с пометками)
С этим приёмом тесно связана стратегия ИНСЕРТ.
Слайд 15.
Стратегия «ИНСЕРТ»
I – interactive самоактивизирующая (инновационная)
N – noting системная
S – system разметка
E – effective для эффективного
R - reading& чтения и
T – thinking размышления
Данная учебная стратегия была разработана Л.Л.Вогэн и Т.Х.Эстес. Аббревиатура ИНСЕРТ – это «калька» с английского I.N.S.E.R.T., что примерно можно перевести как «инновационная система разметки для эффективного чтения текста». Прилагательное «инновационная» подразумевает, что в процессе работы по этой стратегии рождается новое знание.
Все мы знаем, что нужно учить детей читать, выполняя пометки в тексте или на листочке, но как это сделать, чтобы процесс разметки был естественным и понятным? Как сделать так, чтобы при этом развивалось умение работать с информацией, критически ее осмысливать? Для этой цели и предназначена стратегия ИНСЕРТ (для детей и тех, кто не любит заимствованные слова можно называть ее «Условные значки»).
Эта стратегия подходит для информационно-насыщенных текстов, связанных с географией, историей, биологией и т.п.
Учащиеся должны перед началом работы хоть что-то знать по данной теме.
Слайд 16.
ИНСЕРТ («Условные значки»)
(система маркировки текста для эффективного чтения и размышления)
- «V» - информация мне известна
- «+» - узнал что-то новое
- «-» - противоречит тому, что знаю; не согласен
- «?» - хочу узнать подробнее
Сначала дети читают текст. Предлагаем следующую систему разметки.
«\/» –известная информация (знал, но забыл).
«+» – никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).
«–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).
«?» – мало информации по этому поводу, хотелось бы побольше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).
После прочтения попросите школьников обсудить результаты и составить одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы.
Слайд 17.(таблица)
Значки | Ключевые слова |
✔ | |
+ | |
– | |
? |
Обсудите результаты заполнения таблиц. В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?».
Следующие стратегии и приёмы связаны с вопросами.
Американский педагог Э.Кинг говорила: «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать по тому, как они формулируют вопросы.
Слайд 18.
Мысль в подарок…
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Э. Кинг
Зачем нужны вопросы?
Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, актуальность развития умения задавать вопросы представляется очевидной.
У учащихся должен быть выбор и этот выбор они создают сами. Преподаватель организует работу таким образом, чтобы ученики могли составить «банк» вопросов, определяющий затем их зону поиска, направление в изучении материала.
Слайд 19.
Вопросительные слова (таблица)
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Kак? |
|
Стратегия «Вопросительные слова» используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала.
Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). После этого им предлагается в течение 5–7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно осуществлять как индивидуально, так и в парах.
Затем учащиеся обсуждают свои вопросы и выбирают два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопроса. Перед тем, как они зачитают результаты своей работы перед всей группой (классом), им предлагается подумать, на основании каких критериев они осуществили свой выбор.
Если эту работу преподаватель планирует на заключительную часть занятия, то будущую встречу он может планировать на основе «запросов» учащихся. Если же эта работа проведена в начале занятия, перед изучением материала, может быть организована целенаправленная работа с информацией – поиск ответов на свои вопросы.
Слайд 20.
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие» вопросы – вопросы общего характера
(Где? Когда? Что? Может ли? Было ли? Согласны ли вы? Верно ли? и др.)
«Толстые» вопросы – эвристические вопросы, более глубокие
(Почему? Зачем? В чём различие? Предположите, что будет, если…? и др.)
Стратегия "Тонкие и толстые вопросы" может быть использована на любом из трех этапов урока:
на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Слайд 21.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? | Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…? |
Достаточно взглянуть на эту таблицу, чтобы понять сущность этого приема.
Данная стратегия учит грамотно формулировать вопросы к тексту и умело их ставить. Задания учащимся могут быть предложены следующие: группировка вопросов (разбивка в 2 столбика: толстые/тонкие), постановка к тексту вопросов (сначала – 3 тонких, потом – 3 толстых), замена тонких вопросов на толстые и наоборот и др.
Слайд 22.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американскимпсихологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования.
На шести лепестках – шесть типов вопросов.
- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
- Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
- Практические вопросы.Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках».
Если учащимся удается освоить технику использования вопросов, они начинают задавать их в самых разнообразных ситуациях, т.е. начинают активно мыслить.
Слайд 23.
Учебная стратегия ЗХУ
Стратегия ЗХУ была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 году. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три стадии, по которым строится образовательный процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление и рефлексия.
Стратегию ЗХУ наиболее уместно использовать на занятии, которое предваряет исследовательскую работу учащихся. Работа с этой таблицей выполняет своеобразную установочную функцию – предполагает дальнейшую самостоятельную деятельность.
Слайд 24.
Таблица ЗХУ
(«Знаю – Хочу знать – Узнал»)
- 1шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
- 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
- 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Ход работы
- Например, в случае изучения темы «Птицы зимой» индивидуальная (или групповая) работа над ответом на вопрос: «Что мы знаем о зимующих птицах?». Учащиеся фиксируют ключевыми словами, фразами известную информацию в 1 столбике (3-4 мин.) (На этапе «вызова» до чтения текста)
- Обсуждение раздела-графы «Знаю» в группах или с учителем фронтально.
- Далее переход к графе «Хочу узнать». Задача учителя успеть заметить фразы наподобие: «А я не знаю какие ещё птицы остаются у нас зимовать?» и др. Заполнение второй графы индивидуально на местах, далее в группах, затем фронтальное обобщение.
- Работа с текстом («тщательное чтение» или «инсерт»; выделение новой информации)
- Заполнение третьей графы «Узнал». Обобщение изученного материала в группах и выводы фронтально. (На этапе «осмысления»)
- Если изучаемый текст не позволяет ответить на все вопросы, то выделяется блок «Осталось изучить» и определяется круг возможных способов получения информации. Составляется карта поисковой деятельности, выполняются проекты. (На этапе «рефлексии»)
Слайд 25.
Стратегия «Синквейн»
Правила написания синквейна:
- Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
- Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
- Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
- Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
- Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Синквейн- самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме или формулирует основную мысль.
Пятая строчка – это слово-синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны.
Слайд 26.
синквейн (примеры)
Слон Большой и добрый. Гостит, веселит, играет. Слон вылечил Надю. Настоящий друг. | Звуки Гласные и согласные. Льются, звенят, шипят. Используются в устной речи. Фонетика. |
Слайд 27.
Стратегия «Пирамида критика»
Пирамида является основой для создания связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.
- 1. О чём произведение? (Одно слово.)
- 2. Какой у произведения характер? (Два слова.)
- 3. Место и время действия (три слова).
- 4. Главные события (четыре слова).
- 5. Главные герои, какие они? (Пять слов).
- 6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (Шесть слов).
- 7. О чём произведение? (Дополните первую строку семью словами.)
- 8. Ваша реклама / антиреклама / рекомендация книги (восемь слов).
Работа с «Пирамидой критика» делится на два этапа.
1.Написание ключевых слов в ответ на вопрос в виде условной пирамидки. По идее, лучше писать эти слова не особенно раздумывая, первые, которые приходят в голову. Они обычно и есть самые искренние и самые точные.
2. Такая пирамида – не конец работы, а только основа для создания связного текста, где надо использовать все слова из каждой строки, а вопросы к каждой строке – это план текста.
Зачем нужны такие «подпорки», если есть привычный всем известный план традиционного отзыва о книге? Известно, что многие ребята боятся писать тексты, в том числе отзывы на книги, поскольку им трудно сразу связно сформулировать свои мысли. Стандартный план отзыва, во-первых, всё равно заставляет сразу писать целыми предложениями, а во-вторых, отзывы при этом получаются более формальными именно потому, что ребёнку легче написать стандартную фразу или пересказать содержание, чем искренне выразить своё отношение. Ведь эта опорная пирамида по сути и имеет целью сначала набрать букет слов, отражающих эмоции читателя и основные черты книги, не «зацикливаясь» на форме.
Когда слова уже набраны, дописать связки между ними (хотя бы в виде полного ответа на каждый вопрос), чтобы получился текст, гораздо легче.
Эта технология в несколько ином виде была разработана Ровеном Вагнером и Ольгой Ким.
Слайд 28.
Примеры построения пирамиды (ответы):
Рассказ Валентины Гусевой «Старая шинель»
1. О жизни.
2. драматически-меланхолический
3. Россия, деревня, современность
4. семья, любовь, война, труд
5. простые деревенские бабы и мужики – добрые
6. светлые, душевные, смешные, ироничные, тёплые
7. о нашей сельской жизни, характерной и для нашей семьи
8. слышу В.М.Шукшина.
Слайд 29.
Стратегия РАФТ
Учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:
Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?
А – аудиторией. Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.
Слайд 30.
Стратегия «Зигзаг»
Стратегия «Зигзаг» требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
- Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов
- Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе)
- Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы
- Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают)
- Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала
- Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам.
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
1. В данной стратегии может не быть стадии вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание"темы.
Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
Слайд 31.
Методы и приёмы, используемые в технологии РКМЧП.
- мозговой штурм
- ключевые слова
- перепутанные логические цепочки
- синтез идей
- дискуссия
- диалог
- групповой исследовательский проект
- сократический метод и др.
Слайд 32.
Мозговой штурм
- Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.
- Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
- Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).
1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 этап: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут.
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Слайд 33.
Ключевые слова
- Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску
- Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они будут применяться в новом контексте
- При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»:Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»:Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
Слайд 34.
Перепутанные логические цепочки
На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам.
Предлагается восстановить порядок хронологической или причинно-следственной цепи.
Вариант «а»:
На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественнонаучного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи.
Вариант «б»:
Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
Слайд 35.
Формы организации.
- Статичные пары
- Пары сменного состава (динамичные)
- Статичные группы (литературные кружки)
- Мигрирующие группы
- Индивидуально–групповая форма «Мозаика» («Зигзаг», «Четвёрки», «Сороки») идр.
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; не на каждом уроке технология применима.
Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления.
Трудоёмкость же заключается в больших временных затратах на подготовку к урокам, что включает в себя:
- переработку текста учебника и подбор дополнительной литературы и документов, т.к. далеко не все учебники рассчитаны на интерактивные методы обучения;
- тщательный выбор приёмов и способов обучения, согласно содержанию учебного материала и уровня подготовленности учащихся.
Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и учащихся.
Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМЧП даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся, определить сферу комфортности для каждого. Однако не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, Технология РКМЧП – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.
Литература:
- С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
- Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
- И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
- Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
- Лекции Козиной Е.В. ВИПКРО
- Подборка журналов «Библиотека в школе» (№ 17 – 22; 2004 г.)
- http://s1.docme.ru/store/data/000017235.doc?key=1207733e775bc7c51e18748d1bc144d4&r=1&fn=tehnologiya-razvitiya-kriti....doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему«Андрей Платонов&la...