Проектно-исследовательская деятельность младших школьников- публичная презентация
материал на тему
Данный текст был использовн во время публичного выступления на районном этапе конкурса "Учитель года-2013" как обощение опыта работы по методической теме. В выступленни дана характеристика проектно-исследовательчкой деятельнсоти младших школьников, показаны этапы организации проектной деятельности, приведены примеры проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost-publichnaya_prezentatsiya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Вводная часть
Уважаемый коллеги!
Слайд 1. Вашему вниманию представляется инновационный опыт «Проектно - исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Цель: показать эффективность организации и проведения проектной деятельности в начальной школе на собственном опыте.
Слайд 2. В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию; умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Слайд 3. Одним из эффективных средств обучения, способствующего развитию у учащихся самостоятельности и саморазвития, является проектно – исследовательская деятельность, которая позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
(текст 3-го слайда )Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Проектная деятельность обучающихся — совместная деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования.
Слайд 4. Преимущества этой технологии – это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. Полезность заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего.
Проект и исследование.
ПРОЕКТ - это замысел, план, творчество по плану.
Цель: реализация проектного замысла
ИССЛЕДОВАНИЕ - процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Цель - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей
Слайд 5. Классификация учебных проектов.
В проектно – исследовательской деятельности существует несколько типов проектов. Это зависит от:
- количества участников
- количества затраченного времени
- содержания проекта
- характера контактов учащихся
- метода исследования
Слайд 6. роли консультанта, помощника, информатора, координатора.
Используя в работе проектно-исследовательские технологии, нужно учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников, поэтому в организации данной деятельности учитель начальных классов выступает в разных ролях. Вовлекать учащихся начальной школы в проектно-исследовательскую деятельность начинаю с первого класса на уроках и во внеурочной деятельности. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым, общеклассным и общешкольным.
Слайд 7. Этапы проектно-исследовательской деятельности
Осуществление проектно- исследовательской деятельности проходит в 3 этапа
слайд 8
I.Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. На этом этапе нужно продумать замысел и разработать структуру проекта; найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
В 1-2 классах выбираю сама необычные, интересные темы и использую часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, для организации проектной деятельности. В дальнейшем, в 3-4 классах, темы предлагают сами учащиеся, либо выбор тематики проекта может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников. На первых этапах вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, помогаю найти и сформулировать проблему в, казалось бы, знакомых для них областях.
- Актуальность темы.
- Идея исследования.
- Замысел исследования.
- Объект исследования (с кем или с чем работать).
- Предмет исследования (что будут исследовать).
- Цель исследования.
- Задачи.
- Гипотезы (что возможно и при каких условиях).
- Диагностический инструментарий.
- Критерии оценки ожидаемых результатов.
- Прогноз возможных негативных последствий.
- Способы коррекции, компенсации негативных последствий.
II. Практический этап реализации проекта
- Сбор информации. Слайд 9
Учащиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задачам.
Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что используешь;
- познакомиться с фильмами по этой проблеме;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
2.слайд 10. для систематизации и обобщение материала необходимо кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:
- Дать определения основным понятиям.
- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.
- Выработать суждения.
- Сделать выводы.
Слайд 11 3.Подготовка текста выступления –
Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.
- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Слайд 12. III. Заключительный этап (внедренческий)
- Выступление, защита, отчёт по проектно - исследовательской деятельности
- Участие в конкурсах, конференциях, семинарах
Примером краткосрочного группового проекта был проект по литературному чтению. Итоговый урок изучения раздела «Сказка мудростью богата» проходил в виде проектной работы «Как загадку сочинить?» (слайд 13). Ученики работали в группах над составлением загадок. Вначале было выявлено, как составить загадку, что надо знать, чтобы составить загадку?
затем, в результате жеребьёвки, были определены темы загадок. Результатом работы стала книжка загадок.
Бытовая техника:
Он всё знает. В нём есть информация. У него есть экран и камера. (компьютер)
Без рук, без ног. Помогает в хозяйстве. Заменило корыто. (стиральная машина)
Одежда:
Носят девочки и женщины на талии. А в Шотландии носят мужчины. Шьют из ткани, а в Африке из листьев. (юбка)
Слайд 14 Примером долгосрочного индивидуального исследования стала работа по теме «Кто живёт на неведомых дорожках?»- предмет исследования выбирали сами учащиеся. Во 2-м классе в начале 2012-2013 учебного года учащиеся проводили исследовательскую работу по литературному чтению. Работа была рассчитана на период изучения 1-го раздела учебника по литературному чтению. Ребята изучали произведения, предложенные авторами учебника, и сказки, найденные в других книгах. Итогом работы был урок-отчёт по внеклассному чтению «Мир волшебных сказок» (запланированный в рабочей программе по литературному чтению) и проверочная работа (качество знаний 81,2 %). слайд 15 (Кристина). По результатам проведённого исследования на тему «Баба Яга... Какая она?» моя ученица выступила с сообщением на районной конференции по толерантности, проходившей в ноябре в школе №1.
Слайд16 Проектно-исследовательская деятельность младших школьников практически невозможна без совместной работы ребенка - учителя — родителей. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе провожу специальное родительское собрание, на котором родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают выполнение плана;
- решают оперативные вопросы;
- помогают в предварительной оценке проекта;
- участвуют в подготовке презентации;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
- Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Слайд 17-19
Повышение познавательной активности (увеличение числа учащихся, посещающих библиотеку), массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на разных уровнях, повышение уровня развития навыков самоконтроля и самообразования, навыков групповой деятельности, можно считать эффективным показателем формирования личностных результатов учащихся. (фото работ, )
Для меня, как для учителя, применение проектно-исследовательских технологий даёт возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с родителями, а также возможность построения новых отношений с учениками.
Слайд 20
В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
презентация педагогического опыта «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость п...
Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"
Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....