Формы и методы работы с одаренными детьми.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Выступление на ГПС по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми" + презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 67 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Учитель: Шинкарева Любовь Викторовна, МАОУ «Средняя школа №5»
Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается.
(Морис Мартен дю Гар)
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержка одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Одаренность - это качество личности, одаренный ребенок - сложившаяся личность. Одаренность-это потенциальный талант, а талант - реализованная одаренность.
В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Ребёнок не рождается без таланта. Каждый ребёнок талантлив по- своему.
Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Еще знаменитый психолог К.К.Платонов отмечал, что одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.
И все-таки, что же такое одаренность. Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой, превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Выделяют следующие виды одарённости:
- одарённость в практической деятельности;
- одарённость в познавательной деятельности;
- одарённость в художественно-эстетической деятельности;
- одарённость в коммуникативной деятельности;
- одарённость в духовно-ценностной деятельности.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, выявление одаренных детей, развитие степени их одаренности должно начинаться уже в начальный период обучения. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный.
Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение учащимися всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности.
Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение учащимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, а часть - Ученик.
Проблемное изложение – метод обучения, направленный на постановку проблемной ситуации, ее анализа и решения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников.
Рассмотрим основные формы работы с одаренными детьми:
- проекты по различной тематике
- ролевые игры
- интеллектуальный марафон
- научно-практические конференции
- участие в олимпиадах разного уровня
- работа по индивидуальным планам
- сотрудничество с другими школами
- творческие мастерские
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
- факультативы
- кружки по интересам
- занятия исследовательской деятельностью
- олимпиады
- конкурсы.
Одна из важных форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:
Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока.
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом.
Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Эта игра развивает внимание, память, смекалку, находчивость и сообразительность.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися. Незаменимые формы работы с одарёнными детьми – это участие в викторинах и олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.
На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были.
Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у детей стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона.
Хочется немножко поделиться опытом своей работы с одаренными детьми. Я уже третий год работаю по программе «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе». Срок реализации этой программы 4 года. За три года работы мы уже достигли немалых результатов.
Большую помощь в этом направлении оказывают занятия внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки». Этот курс поддержан комплектом дидактического материала. Восемь заданий на каждом занятии , нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка. В конце года подсчитывается процент выполнения каждого задания и делается вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта.
Параллельно с этим я веду курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета». Этот курс нацелен на формирование у учащихся умений по работе с информацией. Основные задачи курса:
- Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
- Расширить кругозор школьников.
- Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
- Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.
И в итоге хочется сказать, что все методы и формы работы, которые я использую в реализации своей программы с одаренными детьми, дали свой результат. Мои учащиеся принимали участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», в конкурсе «Творческий салют», во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», стали победителями и призерами. Мы стараемся участвовать в дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Дети занимают призовые места. И это очень радует. А самое главное - к концу третьего года обучения дети моего класса поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, рисуют, добиваются значительных успехов в спорте. Как сказал Сократ «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Наше солнышко светит ярко, чего и вам желаю. Спасибо за внимание.
Литература
- Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
- Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .- 127 с.
- Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
- Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская
- Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается. Морис Мартен дю Гар
Одаренность – качество личности Одаренный ребенок – сложившаяся личность
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Одаренность– это Генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. К. К. Платонов.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Виды одаренности: одаренность в практической деятельности; одаренность в познавательной деятельности; одаренность в художественно-эстетической деятельности; одаренность в коммуникативной деятельности; одаренность в духовно-ценностной деятельности.
Особенности познавательной сферы одаренных детей
Методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.
Формы работы с одаренными учащимися классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры.
Формы работы с одаренными учащимися: проекты по различной тематике; ролевые игры; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах разного уровня; работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами.
Формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; факультативы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; олимпиады; конкурсы.
Основные приемы работы: прием «Пресс-конференция»; прием «Привлекательная цель» или «Удивляй»; прием «Диалог с текстом»; прием «Две шляпы критического мышления»; игра «Да - нет».
Основные компоненты системы работы: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности; создание условий для всестороннего развития детей.
Выявление одаренных детей: диагностика одаренности; исследование школьного психолога; обеспечение дальнейшего развития.
Маленький театр
Цель курса: Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД)
Задачи курса: развивать познавательную активность; формировать познавательные результаты; повысить мотивацию обучения.
Задачи курса: сформировать позитивное отношение к чтению; расширить кругозор школьников; развивать познавательные интересы.
Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями; формировать стремление к размышлению и поиску.
В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить. Сократ
внимание. Спасибо за
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с одаренными детьми
Формы и методы работы с одаренными детьми...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы работы с одаренными детьми....
Формы методической работы с одаренными детьми
Одаренность – качество личности Одаренный ребенок – сложившаяся личность Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижен...