Рабочая программа по математике по системе Занкова 1класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и авторской программы И.И.Аргинской (Система развивающего обучения Л.В.Занкова), которая обеспечена учебником (Аргинская И.И., Бененсон Е. П., Итина Л. С. Математика: Учебник для 1 класса (в 2 частях). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) и тетрадями ( Бененсон Е. П., Итина Л. С. Математика: Рабочая тетрадь для 1 класса (в 4 частях ). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования:
Количество часов в год - 132;
количество часов в неделю — 4.
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В. Занкова (общее развитие каждого ребенка), начальный курс математики должен решать следующие задачи:
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
- Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Курс математики построен на интеграции нескольких содержательных линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики, работы с информацией. На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и, обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счётом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира. Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения Кроме того, в процессе развития основных содержательных линий серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, решению комбинаторных задач.
Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.
В 1 классе натуральное число возникает как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств, а инструментом отношений между ними становится установление взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств. На этой основе формируются понятия об отношениях «больше», «меньше», «равно» как между множествами, так и соответствующими им числами.
Изучение однозначных натуральных чисел завершается их упорядочиванием и знакомством с началом натурального ряда и его свойствами.
В 1 классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении таких величин, как «длина», а в последующие годы обучения во 2-4 кл.
Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами). Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) групп в одну, вычитание - как разбиение группы на две. Такой подход позволяет, с одной стороны, построить познавательную деятельность детей на наиболее продуктивных для данной возрастной группы наглядно- действенном и наглядно- образном уровнях мышления, а с другой стороны, с первых шагов знакомства установить связь между сложением и вычитанием. В процессе выполнения операций над группами предметов вводятся соответствующие символика и терминология. В дальнейшем сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц, вычитание – как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, устанавливающее количественную разницу между двумя числами, т.е. отвечающее на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого.
Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство с составом чисел первых двух десятков и составление таблицы сложения.
Знакомство с понятиями равенства, неравенства, выражения (1 кл.) и активная работа с ними позволяют расширить объем этих понятий в последующих классах.
Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
Для формирования истинного умения решать задачи в 1 классе ученики прежде всего должны научиться исследовать текст, находить в нем нужную информацию, определять, является ли предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи, определять действие
Значительное место в программе занимает геометрический материал, что объясняется во-первых, тем, что работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.
Изучение геометрических фигур начинается со знакомства с точкой и линией и рассмотрения их взаимного расположения. Сравнение разных видов линий приводит к появлению различных многоугольников, а затем - к знакомству с пространственными фигурами.
Геометрическая величина длина изучается на основе единого алгоритма, базирующегося на сравнении объектов и применении различных мерок.
Работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации начинается с 1 класса. На изучаемом математическом материале ученики устанавливают истинность или ложность утверждений. На простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символической форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем. Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы.
Условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных, создаются путём сочетания обязательного содержания и сверхсодержания, а также многоаспектной структурой заданий и дифференцированной системой помощи. Содержательную основу для такой деятельности однозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно- исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному росту.
Основные формы и методы работы
Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания на развитие математического мышления, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием, что соответствует положениям образовательной системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
- Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа – диалог, полилог;
- работа в малых группах;
- индивидуальная работа
- нетрадиционная форма урока:
- урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
- урок-экскурсия
- Используемы методы обучения :
- Объяснительно-иллюстративный;
- Проблемно-поисковый;
- Метод стимулирования интереса к учению;
- Метод самоконтроля (подчеркни самую красивую букву; сравни с образцом);
- Метод самостоятельной деятельности учащихся:
3. Используемые технологии:
- игровые технологии
- технология создания ситуации успеха на уроке
- личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
- здоровьесберегающие ( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика)
- ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах, коллективное.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Учебно-познавательные. Очень важно формировать и направлять активную деятельность детей, имея в виду весь класс, включая и самых слабых учеников. Осмысление изучаемого материала служит необходимым условием успешного движения вперед, этому способствует подобранный материал на уроке. Одним из высокодейственных средств выполнения поставленных задач на уроке является проверка и разбор ошибок, допускаемых учениками в процессе работы; выяснение источника той или иной ошибки. Доказательный вид деятельности служит более глубокому пониманию изучаемого материала.
Эффективным условием запоминания служит также включение материала в активную деятельность ученика. Прочность закрепления материала, его сохранения в памяти достигается благодаря применению на уроках тренингов, психологических упражнений, способствующих включению в работу стимулирующих анализаторов. Так, например, обстоит с «классическим» случаем заучивания таблицы сложения. В предлагаемых заданиях запоминание таблицы сложения обеспечивается пониманием состава числа, связей с другими разделами курса математики, осмысленным самоконтролем и самопроверкой в процессе использования, анализом ошибок при ее запоминании.
Расширение понятия числа происходит за счет знакомства с целыми положительными числами. Основными направлениями работы с ними являются: осознание тех жизненных ситуаций, которые привели к необходимости введения новых чисел, выделение детьми таких ситуаций в окружающем их мире, относительность их использования как в жизни, так и в математике.
При изучение материала, требования которого в программе обозначены как сверхсодержание (выделены курсивом) , расширяется и углубляется его понимание и одновременно закладываются основы для овладения знаниями на более поздних этапах обучения. В первом классе к этому уровню относится знакомство с неравенствами и уравнениями, а также наблюдения за изменением результата сложения и вычитания при изменении компонентов этих действий. Знакомство с этими вопросами, связанные с этим наблюдения учеников способствуют более глубокому и осознанному овладению изученными математическими действиями, осознанию связей между сложением и вычитанием, помогает формировать вычислительные навыки и закладывает первые камни в фундамент последующего изучения таких важнейших тем алгебры как уравнения и функциональная зависимость.
В процессе учения закладываются основы развития способностей к самообразованию: ученик делит информацию на известную и неизвестную; указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; пользуется энциклопедией, спрашивает у родителей, извлекает информацию из прочитанного, увиденного по телевизору и т.п.; достаточно точно излагает полученную информацию; задаёт вопросы; находит выход.
Социально-коммуникативные. Все уч-ся класса, в т.ч. и слабые привлекаются к участию в учебном диалоге, овладевают умением уметь слушать и слышать товарища, аргументировать свою мысль в споре; используют в диалоге адекватные средства общения. Учитель создаёт ситуацию общения таким образом, при котором проявляется толерантное отношение к мнению товарища, учителя.
Здоровьесберегающие компетенции формируются на каждом уроке: проводятся физкультминутки. Все они предлагаются в игровой стихотворной форме с элементами математического характера. Укреплению глазных мышц способствуют зрительные метки; эклогические панно.
Способы проверки и оценки результатов. В 1 классе исключается система балльного оценивания. Недопустимо и использованиие любой знаковой символики. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При оценке письменной работы отмечаются учителем красной ручкой не только ошибки и погрешности, но и удачные места.
В сентябре проводится комплексная стартовая диагностика (по рекомендациям ФГОСАи специально разработанной методике авторского коллектива для системы Л. В. Занкова) . Относительная успешность обучения, т. е. продвижение ребёнка по отношению к самому себе, устанавливается при сравнении стартовых диагностик с результатом дальнейшего движения ученика ( эта же диагностика повторяется в декабре) В условиях безотметочного обучения из возможных подходов к оцениванию результатов применяется содержательная оценка учителя и самооценка ученика: словесная устная - по результатам текущей работы учащихся, письменный содержательный анализ - по результатам работ контролирующего характера. В 1-ом классе в течение года проводятся только диагностические и проверочные работы.
Виды контроля: входная диагностическая работа; тематические диагностические работы; графический диктант, учебный диалог, самостоятельная работа, практическая работа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу первого класса по математике
По разделу "Изучение чисел"
Иметь представление:
- о натуральном числе как характеристике класса равномощных конечных множеств;
- о натуральном ряде чисел и его свойствах;
- об отрезке натурального ряда, о сходстве и различии между ним и натуральным рядом.
Знать:
- цифры, при помощи которых записываются числа;
- знаки больше ( > ), меньше ( < ), равно ( =);
- названия всех однозначных чисел, чисел второго десятка и двузначных чисел, оканчивающихся нулем.
Уметь:
- прочитать и записать любое однозначное число;
- прочитать и записать любое число второго десятка и двузначные числа, состоящие только из десятков;
- установить отношения между любыми изученными числами и записать эти отношения при помощи знаков.
По разделу "Изучение действий"
Иметь представление:
- о смысле операций сложения и вычитания;
- о связи между сложением и вычитанием;
- о свойствах вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа:
- об изменении значения суммы и разности при изменении одного компонента:
- об уравнении как равенстве, содержащем неизвестное число;
- о смысле решения уравнения;
- о связи между уравнениями вида а ± х = в, х - а = в.
Знать:
- знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, - , сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
- переместительный закон сложения;
- таблицу сложения в пределах получения числа 9.
- термины "уравнение", "корень уравнения".
Уметь:
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматизированного навыка;
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток, используя таблицу сложения в качестве справочника.
- решить уравнения вида х+а = в и а+х = в различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, при помощи таблицы сложения, вычитанием).
По разделу "Изучение элементов геометрии"
Иметь представление:
- о линиях - прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке;
- о замкнутых и незамкнутых линиях;
- о взаимном расположении линий и точек на плоскости
- об угле и его видах - прямом, остром и тупом - и о соотношении между ними;
- о многоугольниках и их классификации по числу углов;
- о разнице между плоскостными и объемными предметами;
- об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде.
Знать:
- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники и обозначать их при помощи букв латинского алфавита;
- строить отрезки, равные данным, а также сумму и разность данных отрезков при помощи циркуля и чертежной линейки;
- находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры.
По разделу "Изучение величин"
Иметь представление:
- об измерении длины отрезка как операции сравнения его с выбранной меркой;
- об относительности результата измерения длины в зависимости от выбора мерки.
Знать:
- единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см);
- соотношения: 10см = 1дм, 10дм = 1м.
Уметь:
- определять длину данного отрезка при помощи измерительной линейки;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы ее измерения (например, 2 см и 20 мм, 1 м 3 дм и 13 дм).
По разделу "Задачи" (подготовительный этап)
Уметь:
- восстановить сюжет рассказа по серии рисунков;
- заполнить пропуск в серии рисунков для создания законченного сюжета рассказа;
- рассмотреть один и тот же рисунок с разных точек зрения и отразить их в связных рассказах.
Минимальный базовый уровень
Называть, приводить примеры:
- компонентов сложения и вычитания (сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое).
Различать:
- выражения "сумма" и "разность";
- отрезок и луч.
Воспроизводить по памяти:
- таблицу сложения в пределах получения однозначного числа.
Решать практические задачи:
- читать и записывать цифрами натуральные числа в пределах двух десятков и называть их в порядке возрастания и убывания;
- сравнивать изученные числа;
- сравнивать длину отрезков;
- соотносить единицы длины 1дм = 10 см;
- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины
при помощи измерительной линейки.
Для реализации программного содержания используются
Учебный комплект для учащихся:
1. Аргинская И.И., Бененсон Е. П., Итина Л. С. Математика: Учебник для 1 класса (в 2 частях), Самара: Издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2012 год.
2. Бененсон Е. П., Итина Л. С. Математика: Рабочая тетрадь для 1 класса (в 4 частях), Самара: Издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2012 год.
Методические рекомендации для учителя:
- Аргинская И. И. Математика: Методические пояснения для учителя к учебнику 1-го класса – М., ЗАО «Центр общего развития», 2004
- Аргинская И. И. Дополнительные материалы к методическим пособиям по математике. – М., ЗАО «Центр общего развития», 2002
- Бененсон Е.П., Керженцева А.В. «Методические пояснения по курсу «Математика. 1 класс» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
- Дьячкова Г.Т., Лободина Н.В. 1 класс. Поурочные планы по учебнику «Математика» И.И.Аргинской, Е.П.Бененсон, Л.С.Итиной /авт.-сост. Г.Т.Дьячкова, Н.В.Лободина. – Волгоград : Учитель, 2012. – 340 с.
5. Занков Л. В, Занков В. В. Методика преподавания математике в 1 классе – м., «Дом педагогики, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1998
4. Зверева М. В. «Изучение результативности обучения в начальных классах». – М., 2004
- О.В.Федоскина Примерное планирование уроков математики для 1-4 кл./. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
- «Примерное планирование уроков математики для 1и 2 класса». Под редакцией Аргинской И. И., Самара, изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2005 год
- Контрольные работы по системе Л. В. Занкова (1, 2 полугодие); Самара, изд-во «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2008 год.
Развернутое тематическое планирование
(математика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова( Аргинская И.)3 класс
Рабочая программа по математике 3 класс на 2012-13 уч. год Автор учебника Аргинская И.И....
Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова 2 класс.
Рабочая программа по математике на 170 ч. по системе Л.В.Занкова на основе программы начального общего образования по математике 2 класс (авт. А.А.Аргинская, С.Н. Кормишина) Са...
Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова 2 класс ФГОС
Рабочая программа создана на основе авторской программы с учётом требований ФГОС. Указан возможные виды деятельности учащихся и УУД....
Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова. 2 класс
Рабочая программа и урочно - тематическое планирование по математике во 2 классе в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова....
Рабочая программа по математике по системе Занкова 3 класс
Пояснительная записка и тематическое планирование, составленные по ФГОС...
Рабочая программа по математике по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по математике по системе Занкова 3 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...