Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как здоровьесберегающие
статья на тему
Проектное задание, выполненное на базе Ленинградского областного института образования, об использовании нетрадиционных техник изображения как здоровьесберегающих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные техники изображения как здоровьесберегающие | 364.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Ленинградский областной институт развития образования»
Проектное задание
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как здоровьесберегающие»
Выполнила слушатель
курсов повышения квалификации
«Психолого-педагогическое сопровождение
развития и обучения младшего школьника
в условиях реализации ФГОС»
Андреева Анна Сергеевна
2014
Содержание
- Введение……………………………………………..………………………….…...3
- Нетрадиционные техники рисования………………….……………………..…….7
- Опыт использования нетрадиционных техник изобразительного творчества…..16
- Заключение………………………………………………………….………………..21
- Список использованных источников……………………………………………….22
- Приложения…………..………………………………………………………………23
- Введение
В центре организации образовательного процесса сегодня - ребенок, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача любого образовательного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который, в частности, предполагает:
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Поэтому, особое место в образовательной работе с детьми в МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» отводится использованию нетрадиционной техники рисования, в процессе которой ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы, а также направлению усилий на оздоровление детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Педагогический процесс современного образовательного учреждения невозможен без здоровьесберегающих технологий. Организация образовательной области «Искусство» и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны.
Проблема сохранения и укрепления здоровья занимает особое место в системе образования. Здоровье ребенка является важнейшим показателем, отражающим его биологические и личностные характеристики, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования, качество окружающей среды.
Здоровый образ жизни – это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Таким образом, понятие “здоровый образ жизни”- это сущность образа жизни ребенка.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Принципиально важно - учет возрастных и физиологических особенностей организма ребенка для снятия утомляемости путем чередования во время образовательной деятельности различных форм работы с детьми: физкультминуток, динамических пауз, зарядок, релаксации; использование элементов здоровьесберегающей технологии - "технология раскрепощенного развития".
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, используют нетрадиционные техники и технологии изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. В процессе деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
В процессе нетрадиционного рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Применение здоровьесберегающих технологий в изобразительной деятельности направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Поэтому наша цель состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.
Задачи
- Внедрить инновационные технологии в образовательный процесс.
- Разработать методический и дидактический материал с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Для решения поставленных задачи и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: теоретическое осмысление проблемы, анализ литературных источников, разных видов официальных документов; изучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати;
- методы системно-структурного подхода: анализ, синтез, моделирование, прогностика, наблюдение, систематизация и обобщение результатов исследования
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Загорская начальная школа – детский сад».
Предмет проектирования - педагогические и психологические условия на уроках изобразительного искусства и занятиях в изостудии.
Ожидаемые результаты
- Улучшение психологического климата на уроках и во внеурочное время по изобразительному творчеству.
- Создание здоровьеформирующей образовательной среды на уроках ИЗО и технологии.
- Распространение опыта работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
2.Нетрадиционные техники рисования.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение изобразительному искусству предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях. Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как.
Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без обучения.
Ветлугина Н.А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему необходимо сделать акцент на развитие творческого потенциала человека через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. (1)
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Наиболее эффективным является подход сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
В процессе обучения различным техникам необходимо выделить два этапа.
На первом этапе решаются следующие задачи:
- Формирование интереса к изобразительной деятельности.
- Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении, задачи следующие:
- Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками через овладение более сложными приемами работы.
- Формировать относительную устойчивость замысла.
- Научить детей предварительно продумывать содержание ораза, способов, последовательности его воплощения.
- Стимулировать активность. Самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
- Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
- Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
- Развивать навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Лернер И.Я., Скаткин М.Н. дают следующую классификацию методов обучения:
- информационно – рецептивный
-репродуктивный,
- исследовательский.
-эвристический.
-метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание.
- наблюдение,
-экскурсия,
- образец учителя,
-показ.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием автора,
- работа на черновиках,
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод напрвлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности. Но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-то часть работы, а всю.
Кроме того необходимо выполнять во время занятий следующие условия :
- соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);
- проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики мозга, точечного массажа, физкультминуток,
- обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т.д);
- поза учащегося;
- соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, стихотворное приветствие собственного сочинения в начале урока, подбадривающие слова и стихи в процессе выполнения задания); (Приложение № 1)
- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);
- соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований.
Существует большой выбор исполнения рисунка. Рассмотрим некоторые из них:
- Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
- Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. А также для выполнения цветных фонов в разных композициях.
6. Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
7. Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
8.Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
9. Печать по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона, либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
10. Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
11. Кляксография обычная.
Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
12. Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
13. Кляксография с ниточкой.
Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
14. Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х 5 см). Способ получения изображения № 1: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Способ получения изображения № 2:краски нужного цвета развести в блюдечке с водой. Обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
15. Отпечатки листьев .
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
16. Акварельные мелки.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
17. Тычкование.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
18. Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
19. Рисование штрихом.
Этот прием рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих.
При помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
20. Рисования «цветной пеной» .
Такая техника изображения встречается редко в обычной изобразительной деятельности, но если познакомиться с ней, то экспериментов, открытий, удивлений не счесть. Способ получения изображения: в небольшую емкость - пластиковый стаканчик налить 1/5 часть жидкого мыла или шампуня. Добавить столько же воды, и слегка размешав коктейльной трубочкой подуть в трубочку, чтобы пена выступала над поверхностью стаканчика. Быстро смочив кисть в краске осторожно покрасить пену, чтобы не осела. Приготовленным листком накрыть цветную пену и снять. Полученный отпечаток цветной пены можно преобразовать в изображение, которое схоже с фактурой от полученного оттиска. Для получения многократного цветного изображения достаточно промыть кисть в воде от остатков краски и пены, вновь набрать любую другую краску и произвести те же действия, отпечатывая на свободных чистых местах листа бумаги. Изображения можно превратить в рисунки, дополнив деталями, образами, персонажами.
Данная техника должна осуществляться строго под руководством взрослого, так как и в предыдущей технологии, необходимо убедиться в том, что дети не втягивают воздух, а выдыхают его через трубочку. Только накопленный познавательный опыт этого возраста от прочитанных книг, рассматривания иллюстраций, жизненных наблюдений, простейших экспериментов позволяет получить результат, обогащенный знаниями восприятия окружающего.
21. «Граттаж» .
Материалы: плотный лист бумаги, восковые карандаши, восковая белая свеча, баночка, жидкое мыло или шампунь, тушь, поролон и использованный стержень от авторучки или палочка. Способ получения изображения: восковыми карандашами произвольно покрыть лист цветными пятнами (как лоскутное пестрое одеяло);этот лист сверху натереть свечой так, чтобы был слой воска; приготовить состав из туши и чуть меньшего количества шампуня (в пену не взбивать!); обмакнуть поролон в эту смесь и равномерно покрыть поверхность - получиться лист черного цвета; когда черный лист высохнет, то на этом фоне можно процарапывать графический рисунок.
Поскольку фон темного цвета, то темы таких рисунков следует выбирать таинственные или темное время суток: ночной или вечерний пейзаж. Перед тем как приступить к работе следует нацелить детей на то, что может получиться при изображении. Мысленно представить себе какой вид изображения хочется получить и процарапать необходимые для этого контуры. Скажем, стволы и кроны деревьев, тропинку и траву, облака и солнце. Когда снимается слой туши и воска, обнаруживаются радужные линии на черном фоне, от чего процесс работы кажется необычным.
22. Инновационная техника «нитяная графика».
Возьмите нитки длиной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите - как захочется - на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.… А нитки - то волшебные! Какие необычные линии! Может это морозные узоры? Их можно получить, если детям младшего дошкольного возраста будет помогать взрослый. Например, обмакивать нити в воду, а затем в краску, держа руку ребенка в своей. После - выкладывать нити, смоченные в краске на половине листа. Малыш сам может прижать своей ладошкой второй половиной листка и выдернуть ниточки. Полученные картинки похожи на разноцветные коврики, скатерти, шарфики и т.д. Такие картинки дети среднего возраста могут выполнить под наблюдением педагога.
Для старшего возраста нужно дать больше представлений о декоративных промыслах, например Вологодских кружевах. Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на вырезанных из бумаги воротниках или кокошниках разных цветов. Полученный результат будет ассоциироваться у детей с этим удивительным плетением. Можно предложить детям силуэты рукавичек, сапожек, окрасить в краски тёплых и холодных тонов и подумать, какие узоры на что похожи, для кого они предназначены.
23. Рисование на мокрой бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
24.Оттиск пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы (круг, квадрат, полоска, неровные обрывные формы); можно рисовать на любой поверхности (коробка, пластиковая или стеклянная бутылка, гипсовая форма), материале (салфетка, фольга, ткань).
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, педагог подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.
Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества. (Приложение № 1,2 )
3. Опыт использования нетрадиционных техник изобразительного творчества.
В специфических условиях существования сельской школы (отсутствие выставок, художественных салонов, недостаточного информационного поля в сфере новых видов изобразительной деятельности) возникает необходимость в воспитании эстетических чувств, в понимании красоты окружающей действительности, в овладении учащимися в практической деятельности элементами художественно- изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, декоративно –прикладного искусства. Поэтому в своей работе считаем необходимым создавать такие условия, при которых ребенок достиг бы ситуации успеха независимо от уровня развития.
Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновации, условием успешности которых в свою очередь является наличие в образовательном учреждении инновационной среды – определенной системы морально-психологических отношений, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс.
К признакам инновационной среды относятся способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с обучающимися, родителями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностной ориентации, интересов, целевых установок).
Современная школа должна быть основана на новых принципах управления. В управлении инновационными процессами в МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» Лужского района свою эффективность доказали такие технологии управления проектами, как проектное управление образовательным учреждением, что позволяет перевести школу из состояния функционирования в режим развития. А это особенно важно для малокомплектной начальной школы – детского сада. Именно проектное управление способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с учениками и родительской общественностью и, что самое важное, позволяет качественно решать возникающие задачи
В течение 2012-2014 года педагоги МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» прошли обучение на базе Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова по теме «Развитие творческих способностей детей на занятиях по технологии и изобразительному искусству».
На основе данных курсов была разработан проект по художественно – эстетическому воспитанию детей «Творческая мастерская».
Цель проекта: стимуляция и развитие творческого потенциала у детей через использование различных изобразительных техник и приемов.
Данный проект осуществлялся в рамках преемственности между детским садом и начальной школой.
Задачами педагогической деятельности являлись:
- Создание оптимальных условий для развития здоровой творческой личности воспитанника- школьника.
- Единство урочной и внеурочной деятельности учащихся.
- Вовлечение детей в проектную деятельность.
- Организация благоприятной среды для интеллектуально – творческой работы учителей при реализации тем по самообразованию.
В работе преследовались следующие принципы:
- Равенство всех участников образовательного процесса, включая учителя.
- Ненасильственное вовлечение в процесс деятельности.
- Отсутствие соперничества, соревнования.
- Чередование индивидуальной, групповой и коллективной работы.
- Важен не столько результат, сколько сам процесс.
- Разнообразие используемого материала и техник исполнения.
- Ответственность каждого за свой выбор.
Продолжительность проекта – 34 занятия с периодичностью 1 раз в неделю в каждом классе начальной школы.
Проектная деятельность осуществляется через коллективное творчество детей по освоению прикладных технологий разного уровня сложности (репродуктивные, с элементами творчества, творческие).
В проекте участвуют: учитель изобразительного искусства Афанасьева Е.В. и педагог дополнительного образования детей Андреева А.С.
Реализуя программу Б.Н. Неменского, педагог изобразительного искусства и технологии Афанасьева Е.В. использует нетрадиционные техники изображения и техники непроизвольного обучения, в результате которых дети учатся ставить проблему, развивают креативное умение, что позволяет ему быть уверенным в своих творческих способностях. Применение на ее уроках изобразительным искусством различных видов деятельности, таких как, например: самостоятельная работа с различными средствами, беседы, игры, просмотр видеоматериалов, посещение краеведческого музея, лепка, конструирование, рассматривание наглядных пособий позволяет детям избежать переутомления, поддерживает интерес к происходящему на протяжении всего времени детям с разными темпераментами. Обучающие испытывают эстетическое удовольствие от своей деятельности и организации урока. (Приложение №3).
Программа внеурочной деятельности построена так, что в ходе каждого занятия ребята делают для себя маленькие открытия по использованию обычных предметов в нетрадиционном способе их применения при изображении окружающего мира. (Приложение №4, 5).
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. Так, занятия на тему «Пушистые пятнышки и воображение» особенно полезны закомлексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, фактуры, научиться видеть мир в цвете. Здесь воспитываем у детей умение слушать, слышать и даем возможность высказаться самому, проявить свою фантазию. Занятия с нитями снимает при рисовании петлеобразных узоров агрессию.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Таким образом, правильно организованные и интересно проводимые занятия по использованию нетрадиционных техник, разных видов деятельности играют большую роль в духовном, психическом и физическом развитии обучающихся.
- Заключение
Совместная работа педагогов по развитию творческих способностей через использование нетрадиционных техник изображения и техник непроизвольного обучения привела к следующим результатам:
1. Открытие в образовательном учреждение художественной студии.
2. Расширение системы дополнительного образования .
3. В течение учебного года каждый учащийся ведет папку своих творческих достижений.
4. Положительная динамика участия детей на разного уровня конкурсах творческого мастерства.
5. Повышение уровня удовлетворенности родителей образовательным процессом в школе.
6. Совершенствование работы по созданию креативной развивающей среды через организацию выставок, проектов, мини-музеев.
7. Распространение педагогического опыта по использованию нетрадиционных техник среди педагогического сообщества в сети Интернет (сайт «Страна мастеров»)
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: « Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляет само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства формировании мировоззрения. Поэтому -то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности.»(5)
Истинная ценность детского рисования в том, что через творчество дети преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. А это и есть здоровье.
5. Список используемых источников.
- Ветлухина Н.А. Развитие художественного творчества детей.// Художественное творчество и ребенок.-М.: Педагогика.1972
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967, С.78
- Проснякова Т.Н. Радужный мир. Изо-технологиии. Учебник 1класс, М..
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, 1977
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР./Выпуск.11.-М.-Л.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования
- http://stranamasterov.ru/node/674758
Приложение № 1
Фрагмент занятия по внеурочной деятельности.
Тема. Аппликация из соломки.
3 класс.
Учитель
- Осень – самое выразительное время года. Хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься. И на каждом занятии с помощью красок мы учимся передавать осеннее настроение на бумаге.
Не только художнику краски нужны –
Природа украшена цветом,
Рисует она на просторах земли
и радует ярким букетом.
- На нашем занятии тоже есть красивый осенний букет. Он состоит из ваших работ, выполненных на прошлом занятии. Полюбуйтесь.
Выставка работ учащихся на тему « Цветы на мятой бумаге»
- Какие чувства вы испытываете, когда видите свою работу на выставке?
- Что вам особенно запомнилось при выполнении работы?
- Вспомним, как мы добивались большого количества оттенков. В какой технике исполнения мы рисовали? (Рисование на мятой бумаге).
- Повтори технику исполнения по таблице, которую мы составили на прошлом занятии.
Повторение техники исполнения рисунка «Рисование на мятой бумаге».
- Ваши цветы, словно живые, наполнили наш класс ароматом радости и восторга от разноцветья осенних красок. За окошком настоящая осень. Она может быть разной. Опиши ее одним словом. (Пышная, яркая, нарядная, дождливая, грустная….)
- Настоящий художник может передать красоту осени не только с помощью красок, но и с помощью музыки. Попробуем воссоздать звуки осени. Потрите свои ладошки. Что вы услышали? ( Шуршание листьев)
- Постучите пальчиком по ладошке. Это чьи звуки? (Звуки капель дождя)
- А теперь воссоздадим эти звуки под музыку.
Исполнение звукоподражания под музыку С.А. Коротаевой «Дождик» вместе, по подгруппам (листики и дождики).
- Какие чувства вы испытывали, когда подражали звукам осени? Что вам больше понравилось изображать? Почему?
Знакомство с новым художественным материалом.
- Как красива осень, так и красива её музыка. Каждый день она теряет свои краски. Но мы их можем сохранить в своих работах. И сегодня на занятие я принесла каждому из вас кусочек осеннего «золота». (Учитель раздает каждому заранее изготовленное соломенное полотно)
- Кто догадался, что это? ( Солома)
- Рассмотрите его, потрогайте. Что вы ощущаете? (Полотно гладкое. Солома ароматная, теплая, золотистого цвета.)
- У вас в руках не просто солома, а полотно, которое я получила следующим образом.
Рассказ учителя о технике приготовления соломенного полотна с опорой на иллюстрации.
- Как вы думаете, что можно сделать из этого полотна? (Варианты ответов)
Презентация работ из соломы.
- Из соломы можно сделать подвесные украшения, предметы быта, кукол, а также вот такие изумительные по красоте золотые картины – аппликации.
- И сегодня на занятии мы будем учиться выполнять аппликацию из соломенного полотна.
Объяснение этапов выполнения работы с помощью лекал.
Самостоятельная работа детей.
Выставка работ
Рефлексия.
Приложении № 2
Рисунок из пятна. Работа А.С. Андреевой с сайта «Страна мастеров»
Набрызг и монотипия. Работа А.С. Андреевой с сайта «Страна мастеров»
Выпуклые отпечатки растения на гипсе.
Работа учащейся 4 класса Поддубовой Ульяны.
Выставлена на сайте «Страна мастеров».
Приложение №3
Учитель ИЗО Афанасьева Е.В. с учащимися 3 класса.
Приложение № 4
Тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Капельная техника. Плетеные коврики на основе капельной техники. | 2 |
2 | Тиснение и выпуклая аппликация | 2 |
3 | Шарикография. Дизайнерское оформление баночек. | 3 |
4 | Кляксография. Управление кляксами. Фантастическое дерево. | 2 |
5 | Кляксы и другие. Мраморные вазы. | 2 |
6 | Дизайн в стиле Жостово. | 2 |
7 | Пушистые пятнышки и ваша фантазия. | 1 |
8 | Веревочная монотипия. | 2 |
9 | Салфеточная бумага. | 1 |
10 | Гофрируем и конструируем | 1 |
11 | Моделирование деталей из салфеточной бумаги | 2 |
12 | Фактурная бумага | 1 |
13 | Салфеточная фольга | 2 |
14 | Фольга с тиснением | 1 |
15 | Салфеточная мозаика | 1 |
16 | Плетение из салфеток. Коврик. | 2 |
17 | Раскатывание и обрубовка. | 1 |
18 | Пластилиновая бумага | 2 |
19 | «Раскрашиваем» пластилин | 2 |
20 | Разрезание пластилина. | 1 |
21 | Пластилиновые нити | 2 |
22 | Портрет- барельеф | 2 |
23 | Небесные узоры Гжели | 2 |
24 | Аппликация в стиле Мондриана | 3 |
25 | Воздушные цветы | 2 |
26 | Полоски с наполнителями | 2 |
27 | Полоски с гофрировками | 2 |
28 | Разные виды засыпочек | 2 |
29 | Радужная бумага | 2 |
30 | Радужные цветы | 2 |
31 | Организация выставок. | 6 |
32 | Проектная деятельность | 6 |
33 | Творческий «концерт» | 2 |
34 | Итоговое занятие | 2 |
ИТОГО | 68 часов |
Приложение №5
Шарикография.
Управление кляксами.
Пушистые пятнышки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»...
Нетрадиционные техники выполнения работ на уроках изобразительного искусства
Нетрадиционные техники выполнения работ на уроках изобразительного искусства...
Учёбно- методическое пособие по изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных техник для детей с ОВЗ.
Пособие по использованию в изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ....
МАСТЕР-КЛАСС «Использование художественной нетрадиционной техники изобразительного искусства — пластилинографии. Карлсон».
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующийся личности ребенка он оказывает свое благотворное влияние. Тактильная ак...
Конспект урока по изобразительному искусству в нетрадиционной технике рисования “Какого цвета весна”.
Конспект урока по изобразительному искусству представлен в виде рисования весеннего пейзажа с использованием нетрадиционных техник: монотипия, кляксография, пальчиковая....
« Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в создании коллективной новогодней открытки « С Новым Годом, Петербург!»
Мастер – класс для педагогов и родителей с детьми« Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в создании коллективной новогодней открытки « С Новым Годом, Петер...
Пластилинография как нетрадиционная техника изобразительного искусства в развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
В статье читатель ознакомится с понятием пластилинография, ее видами и типами, основными приемами и техниками работы....