Вся жизнь - театр!
статья на тему

Богородская Анна Борисовна

О занятиях театральным искусством с учениками начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_vystuplenie.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная система «Школа 2100», включив театральные занятия в учебно-воспитательный процесс начальной школы и разработав программу для дополнительного образования по предмету «Театр» (программа составлена на основе программы «Театр» Ирины Альбертовны Генераловой) создала условия для систематических занятий театральным искусством с целым классом. Появилась еще одна возможность вовлечь в процесс творчества многих детей, создав им благоприятные условия для приобщения к миру театра, к художественным ценностям.

 С чего всё началось?

 С моего увлечения театром. Само по себе желание играть или возможность насытить культурную жизнь учащихся может только приветствоваться, однако по степени трудоемкости, по материальным и временным затратам, театр в школе мало с чем сопоставим.

Театр в школе не может начинаться со взрослых. Даже если мы педагоги, умудренные опытом и категориями, думаем, что в школе все определяют учителя, их желания или возможности, то на самом деле, все в школе определяют дети и та действительность, которую формируют они. Их отношения, их проблемы, их запросы и их возможности.

Школьный театр – дело, требующее очень глубокого личностного участия. Через него мир открывается в своей целостности, а человек в неповторимости.

Задача театра не профессионализация ребенка, не победы на конкурсах, и уж тем более не удовлетворение  моих несостоявшихся театральных амбиций.

Главная задача – это развитие интеллектуальной и психоэмоциональной сферы личности средствами театрального искусства.

Сцена не только раскрывает творческие способности, она дает ребенку реализовать мечты и желания, найти выход из сложной ситуации, выплеснуть эмоции. Формируется установка на «открытость миру», потому что каждый выход на сцену – это «исповедь сердца».

Сначала я решила разрушить стереотип о том, что урок - это театр одного актёра, и актёрами стал весь мой класс, включая родителей. Дальше - больше: театральные приёмы использовались практически на каждом уроке. Дети сами придумывали игровые ситуации, сами разыгрывали небольшие сценки. Причём играли в театр не только на уроках чтения, музыки и рисования, а даже на уроках математики и русского языка.

Во внеклассной работе увлечение театром давало особые преимущества: каждый праздник превращался в весёлое и познавательное представление.

Поскольку детское воображение отличается от взрослого, и они чётко верят в предлагаемые обстоятельства, то в свою очередь требуют, чтобы всё было «по-настоящему». Сказано-сделано: в классе появились свои костюмы, декорации и, даже настоящий занавес и небольшая сцена. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А дело делалось руками самих детей и их родителей.

Поскольку поселок у нас маленький любое начинание такого рода не остаётся незамеченным. Заметили и нас. Поступили предложения из детских садов, и наши выступления стали традиционными. В репертуаре театра русские народные сказки, пьесы советских писателей, сказки народов мира.

«Теремок»

«Репка»

«Снеговики» по мотивам румынской народной сказки

Н.Сладков «Как медведя переворачивали»

В. Лившиц «Петрушка и подушка»

С. Маршак «Кошкин дом»

С. Михалков «Как старик корову продавал» и др.

Использование в своей работе элементов театральной деятельности не сводится для меня к простой подготовке сценок для внеклассных мероприятий, и даже не к тому, чтобы знакомить школьников с правилами поведения в театре и основами зрительской культуры, хотя об этом мы тоже с ними говорим. Дети знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с театральными профессиями драматурга, гримёра, режиссёра, художника, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Я использую в своей работе с детьми элементы актёрского тренинга, потому что это упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т.д.

При изучении теории я использую деятельностный подход: школьники участвуют в создании сценариев к праздникам, рисуют эскизы декораций и костюмов, пробуют себя в различных ролях, анализируют и оценивают получившийся результат.

Эмоциональный импульс, который ребенок получает во время музыкально-театральной игры, способствует стимуляции интеллектуальной деятельности, создавая предпосылки для развития и мышления, и речи. В процессе музыкально-театрального воспитания ребенок попадает
в мир сказки, в котором персонажи обретают черты знакомых ему людей и обстоятельств, Он учится оценивать Добро и Зло. Красоту и Безобразие, т.е. делает первые шаги в сторону ценностного освоения мира. В сказках многих народов мира «звучит» музыка: персонажи поют, пляшут, играют на дудочке или гуслях, скрипке или иоле, бубнах или барабанах. Обращаясь в процессе музыкально-театрального воспитания к сказке, ребенок приникает к источнику, в котором живет душа народа, его этнос и мораль, его высшие духовные ценности.

Музыкальным материалом для такой работы могут служить как детские пьесы композиторов-классиков («Детский альбом» П. Чайковского, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Детский уголок» К. Дебюсси, многочисленные пьесы для детей Д. Кабалевского и.д.), так и детские пьесы современных композиторов: М. Ройтерштейна, Ж. Меаллиди, С. Слонимского и др.

 Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок создал собственный портрет героя прослушиваемой пьесы, нарисовал его, определил особенности его характера и то, как его герой может проявить себя в различных предполагаемых обстоятельствах, смоделировал его судьбу, разыграл этюды, в которых действует его герой.

Это важный и значительный этап музыкально-театральной работы, поскольку дети вступают на путь самопознания, а педагог получает возможность познакомиться с личностными особенностями каждого ребенка, с его внутренним миром, в который пропуском становится «рождение» героя, несущего в себе личностные черты ребенка. Такая работа является подготовительным этапом к создателю детского музыкального спектакля.

Второй, этап — распределение ролей и работа над их освоением — предполагает индивидуальную работу с каждым участником: для определения основного круга задач, которые необходимо решить для вхождения в мир персонажа. На этом: этапе каждому ребенку было предложено на основании текста сказки подумать и предложить собственные варианты интерпретации роли. Эти варианты, конечно, затем: корректировались педагогом, но стимулирование самостоятельного творческого поиска оказывается чрезвычайно плодотворным даже в том случае, когда юным артистам не более шести-семи лет. Они не только активно включаются в работу, но и начинают отождествляться с ролью, придумывают походку, грим, характерные черточки, иногда чрезвычайно забавные. Так начинается освоение первых навыков актерского мастерства, идет работа над выразительностью речи и жеста, над пластикой, движением, свободным освоением сценического пространства. Одновременно идет работа над освоением вокальных и танцевальных номеров.

Третий этап — совместная подготовка костюмов и декораций — также чрезвычайно важен, так как необыкновенно сплачивает коллектив в общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять свои обязанности во имя общего дела. Это подготовка к заключительному этапу работы, требующему от детей сформированной способности к творческому взаимодействию во время репетиций, в процессе которых и рождается целостное художественное произведение — детский музыкальный спектакль.

Создание детского музыкального спектакля — это вовлечение ребенка в музыкально-театральной форме в процесс постижения окружающего мира, наполнение этого мира личностным смыслом, что оказывает значительное влияние на развитие и музыкальных, и общих способностей, стимулирует познавательный интерес и познавательную активность, является залогом успеха в повседневной учебной работе.

      Очевидно, что театр искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

       Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение, увлечённость.

      В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Куклы Барби, компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общения, без которого невозможно полноценное психологическое и социальное развитие личности ребенка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых обучающихся, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период обучения ребенка к школе у многих  возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

       Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций. Необходимо  научить ребёнка не бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.

 Результат общих усилий - готовое представление, праздник или спектакль, концентрируют в себе все удачи, неудачи, усилия, старания, открытия, слезы, смех, ночные бдения над декорациями и афишами, выяснения отношений между родителями и учителями... Все-все-все. И потому время спектакля - это время "сгущения мира", его уплотнения до размеров прожитой жизни. Время замершего дыхания и самой высокой точки переживания за себя и самое главное - за других. За маму, сидящую в зале. И за девчонку, "которая наконец-то узнает, какой я на самом деле". За всех знакомых и незнакомых, пришедших увидеть меня в свете софитов, или меня - сшившего вот этот костюм, или меня - деловито устанавливающего аппаратуру (без которой, конечно же, ничего не будет!) или меня, стоящего при входе в зал, вежливо предлагающего публике оставить верхнюю одежду в гардеробе... "ведь вы пришли в театр...".

 Вы пришли в театр. И этот театр создали для Вас Мы. Мы, чьи имена вы можете прочесть в предлагаемой программке. И, конечно же, в самом конце спектакля, вам будут поименно представлены все участники - все Мы. Техники, администраторы, гримеры, костюмеры, актеры. И всем Нам будут адресованы аплодисменты зала, каждому - лично. Потому что имя каждого участника должно быть объявлено публично, и пусть представление всех участников будет долгим. Пусть это не принято в профессиональных театрах, но здесь, в школе - это очень важно, потому что это имена тех, кто создал Ваш театр, в Вашей школе, нужный всем. Тем, кто пришел сегодня смотреть, а завтра выйдет на эту сцену, чтобы после с замиранием сердца услышать: "Сегодняшний спектакль нашего театра для вас подготовили и сыграли..."

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр у микрофона "Без друзей в жизни туго"

Цель: - познакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; формировать у учащихся ценностную ориентацию. Задачи: - способствовать формированию нравственных суждений; ...

театр - не мода, театр - жизнь

Мероприятие, формирующее у воспитанников представление о возникновении, становлении и развитии театра....

Конспект урока на тему "Жизнь костюма в театре" (УМК "ПНШ"3 класс)

Цель урока: способствовать расширению представления учащихся о связях деятельности художника с театром; раскрытию роли сценического костюма в создании образа; развитию умения выполнять эскиз театральн...

Сценарий выпуского "Вся жизнь театр"

Сценарий для выпускного из 4 класса на тему театра...

Театральная викторина «Вся жизнь – театр»

Театральная викторина «Вся жизнь – театр»...

Эссе "Вся жизнь - театр..."

В статьяе ученик 4 класса расуждает о театре как о жизни.Сравнивает некоторые понятия , сопоставляет факты и рассуждает о сходсте школы и театра.кроме этого проводит лексическую работу. тем самым расш...