Роль игры при подготовке детей к школе
статья на тему

Кулько Зоя Ивановна

Игра - ведущая деятельность у дошкольников. Некоторые примеры игр, готовящих детей к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

    З. И. Кулько

МКОУ «Воробьёвская СОШ»

с. Воробьёвка Воробьёвского р-на

Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций,к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами действительности, эти эмоции,в свою очередь, оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребенка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию креативности.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.

Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.

Частично справиться с этой проблемой помогут игры.

Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. Не без основания игру считают "школой морали в действии". В ней активно формируются нравственные основы личности дошкольника, складываются нормы общественного поведения, которые в дальнейшем переносятся ими и за пределы игры.

Игра способствует формированию самооценки дошкольника. Она создает благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребенка в самоутверждении, признании. Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться.

Игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он — "пограничник", то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.

В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, эмоциональное переживание и состояние, ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

В играх актуализируется интеллектуальный опыт, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольника.

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, логические задачи, которые способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Полученные на занятиях знания детей закрепляем во время проведения сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием. В этих играх знания детей не только закрепляются и уточняются, но в силу их неоднократного практического действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер.

Для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношении между ними, о составе каждого числа я использую игры: «Лото», «Домино», настольные игры (печатные).

С целью развития у детей осуществления последовательности умственныхдействий использую простые логические упражнения и задачи: «Найди отличие», «Что лишнее?», «Расставь значки», «Назови недостающую фигуру».

Много ярких, радостных представлений дети получают в процессе изготовления из бумаги загадочных поделок способом оригами. Это искусство помогает развивать логику, пространственное воображение, развивает память, концентрирует внимание, совершенствует мелкую моторику рук, активизирует мыслительные процессы.

Любая игра должна становиться для ребёнка моментом радости, например, развлекательная или дидактическая, подвижная или хороводная, решающая не столько развивающие задачи, сколько доставляющая удовольствие детям, позволяющая им радоваться, посмеяться, снять эмоциональный дискомфорт, расслабиться, отдохнуть, улучшить настроение.

Многие игры имеют запрещающие правила, которые ограничивают действия и слова играющих. В игре «Фанты» нельзя произносить «да», «нет», «чёрное», «белое».

В игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал.

Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. Необходимо включать словесные игры, в том числе и народные, в которых дети оперируют представлениями. Эти игры необходимы для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки.

Словесные игры очень важны для подготовки в школе, т.к. требуют и , следовательно, развивают умения внимательно слушать, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания.

В дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребёнка и всего детского коллектива.

На 4-5-ом занятии у детей обычно появляется желание самим придумывать игры. Придуманные детьми игры способствуют развитию воображения, творчества. Они помогают в решении коррекционных задач, так как дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют.

Литература:

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.:ТЦ Сфера, 2007г.
  2. Деркунская В.А. Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре. – М.:Педагогическое общество России, 2005 г.
  3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Т.А. Марковой.-М. Просвещение, 1982 г.
  4. Суркова Е.С. Дети, в школу собирайтесь! Пособие по подготовке детей к школе.-Воронеж,2001 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или пло...

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или пло...

творческая работа "Роль семьи в подготовке детей к школе"

Значение семьи в подготовке детей к школе. Эта работа будет интересна и педагогам, и родителям....

Роль воспитателя в психологической подготовке детей к школе

Роль воспитателяв психологической подготовке детей к школеПроблема психологической готовности к школе не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей. Оч...

Родительское собрание "Роль семьи в подготовке детей к школе"

Формирование активной педагогической позиции....

"Роль семьи в подготовке детей к школе"

Консультация для родителей...