Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов.
статья на тему

Зуденкова Любовь Ивановна

Тема инновационного опыта: Развитие познавательных способностей младших школьников  в процессе обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта  учителя начальных классов  МОУ «Cредняя  общеобразовательная  школа № 27»

                                          Зуденковой Любови Ивановны

 Тема  инновационного опыта

Развитие познавательных  способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания

                                                      …Интерес к учению есть только там,  где        

                                                    есть вдохновение, рождающееся от успеха.          

                                                                         

                                                                                                В.А. Сухомлинский

            

    1.        Актуальность и перспективность опыта

       В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования, управления инновационными процессами и внедрение инновационного педагогического опыта.
      Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.

Сейчас, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.

2.        Условия формирования ведущей идеи опыта

      Чтобы создать условия, способствующие формированию познавательных способностей,   необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и  уметь принимать решения,  помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

     А самая главная задача учителя— наметить образовательный маршрут для своего подопечного.

     Задача учителя, формирующего познавательную активность:
•         быть внимательным к каждому ребенку;
•         уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне  учебной работы;
•         создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
      Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром.  Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.
      Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка.
Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным.
Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники  должны «научиться учиться», т.е. запоминать учебный материал, решать задачи.
       По моему мнению, деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности.
    «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить» – такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе.  В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития познавательного начала в деятельности каждого ученика. Несмотря на данную от природы способность к познавательной деятельности, только целенаправленное обучение даёт возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных  способностей.

   

3 .  Теоретическая  база опыта.

       Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных

трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский,  Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

      Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной

деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А.

К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и  многие другие.

       Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме

активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев,  Ш. Н. Ганелин,  Р. Г. Ламберг,  исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.

        Вот что пишет Т. И. Шамова: « Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к

содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению

знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации

нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей»

        После анализа литературы по данной проблеме я остановились на следующем

определении познавательной активности. Где познавательную активность я

определила как постоянно  меняющееся свойство личности, которое означает

глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения

системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности,

готовности к энергичным действиям и в самой непосредственной познавательной

деятельности.

Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка

развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога

и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:

·                    мнение каждого ребенка;

·                    чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную

деятельность. Ведь это  и даёт  ему возможность осознавать цели деятельности и  не бояться, активно действовать.

       Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:

       Репродуктивно-подражательная активность. Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу. Это более ранняя и элементарная форма проявления активности. Приобретение самостоятельного опыта происходит не сразу, а через освоение опыта других. В теории «о зоне ближайшего развития»  Л.С. Выготский  установил, что овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно;

        Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения. Ребенок выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит педагог, но поиски самостоятельных путей решения, вариантов, отрывают его от образца, представляют простор для деятельности. В силу этого поисковая активность всегда означает и более высокий уровень деятельности;

        Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, оригинальные. Творческая активность связана с решением проблемы, которая может быть осуществлена различными путями. Признаками же творческой активности можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность.

 В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников.

  1. Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития познавательной активности, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
  2. Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом.  Оно  состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

                 Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

          К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание.        Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа. Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным».          Я, как и        многие учителя, ищу способы, «оживляющие»  уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока,  применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.

         Изучив ряд источников, раскрывающих суть познавательных интересов, мною была поставлена такая цель: выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся, наметить пути развития познавательных интересов и доказать на практике их действенность.  Исходя из этого вытекают и задачи:
           формирование познавательного интереса учащихся, как сильнейшего мотива учебной деятельности;
            развитие познавательного интереса  младших школьников с помощью новых информационных технологий.
             А сейчас  я попытаюсь проанализировать насколько эффективными оказались методы и приёмы, используемые мною для повышения уровня познавательной активности учащихся.

1.      Анкетирование, наблюдение.
        Для того, чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся.  Для этого я  в начале работы провожу анкетирование детей. Анкета «Почему я учусь?» (методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов я использую метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно; какие виды учебной работы наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании  учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе; значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, но не относящимися к сути дела материалами. Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата.

С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.


2.      Самостоятельная работа.
         ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. 
         Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью я использую в своей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале урока, на этапе выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
       Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа.  Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
       Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.
На своих уроках, я применяю такие методы как словесный, поисковый, исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие. Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели. 


3.      Исследовательская и проектная деятельность.
         Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
         В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает,  а проведение учебных исследований с младшими школьниками  это  особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.  Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе,  обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.
         Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,  критического и творческого мышления,
 умений ориентироваться в информационном пространстве.   Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:
- самостоятельному, критическому мышлению;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- размышлять, опираясь на знание фактов,  делать обоснованные выводы
- учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
 
4.      Игровая деятельность.
 
         Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 
           Создание игровой  атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет зевающих на уроке.
          Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.


5.      Интеграция.
         Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
         Интеграция – процесс  сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. 


6.       Проблемное обучение.
          Проблемное обучение– направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера .
         Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

7. Использование ИКТ. 

Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.    

Развитие познавательной активности учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации. Очень помогает в работе интерактивная доска.

5.  Анализ результативности. 

   Мне очень нравятся слова И. В. Метельского «Познавательная активность – это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности»

          В связи с этим хочется сказать, работая с детьми я всегда стараюсь их нацеливать на работу, связанную с радостью познания, призываю их к преодолению трудностей, стараюсь создавать ситуацию успеха, даже в самых малых делах. И поэтому в нашем классном уголке постоянно появляются  слова поддержки, одобрения – это яркие плакаты со словами. Например: «Давайте, ребята, учиться на пять, писать без ошибок и всё успевать. Запомните все, что безграмотным людям ни в школе,  ни в жизни успеха не будет!», «Успех – это умные и дерзкие планы!», «Успех – это создание команды, способной воплотить эти планы!», «Успех – это непрерывное развитие!», «Улыбайся, освещая всех улыбками! Ошибайся – веселее жить с ошибками! Не пугайся – в жизни  всякое случается! Не сдавайся! Всё не сразу получается!»

И получается совсем неплохо! У моих ребят хорошие результаты. Они стремятся активно участвовать в общешкольной жизни. Каждый год в нашей школе проводится «Декада наук», в которой мои ученики достигают хороших результатов. Привожу достижения третьеклассников и четвероклассников.

«Ярмарка идей»  Кострюков Никита, 1 место, 3А класс «Медь служит человеку»

Илюшкина Настя, 3 место, 3 А класс «Мордовская кухня»

« Ярмарка идей», 2 место, Кострюков Никита «Метеорит» 4а

 Гринина Маргарита, 3 место,  «Математика в сказках» 4а

Умники и умницы (2012-2013)

1 место   Кострюков Никита 4а

3 место   Гринина Маргарита  4а

Олимпиада по русскому языку:

  Гринина Маргарита, 3 место,  4а

Олимпиада по математике:

  Кострюков Никита, 1 место,  4а

  Гринина Маргарита, 3 место, 4 а

А в 2013 – 2014 учебном году порадовали первоклассники.

Олимпиада по русскому языку:

Полякина Светлана, 1 место, Пискайкина Анастасия, 2 место, Сяськина Анастасия, 3 место

Олимпиада по математике:

Полякина Светлана, 2 место, Стручков Роман, 3 место

А конкурсе «Умники и умницы» Стручков Роман стал победителем.

   Мои ребята   активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.  

 Учащиеся победители и призёры предметных олимпиад

Год

Уровень

Название конкурса и олимпиады

Место, звание

Ф.И ученика

2014

(осенний тур)

2014 (зимний тур)

Всероссийский

«ВИК»

Диплом  I степени (математика)

Диплом I степени

(окружающий мир)

Диплом I степени

(русский язык)

Диплом I степени

(математика)

Диплом I степени

(окружающий мир)

Бородкина Анастасия

 Гришенькина Кира

Духонькин Валерий

Полякина Светлана Стручков Роман

 Альбиков Руслан

Буйнова Ульяна

Полякина Светлана  

Альбиков Руслан

Ипатова Елизавета

Кормилицына Ирина

Пискайкина Анастасия

Полякина Светлана

Фадеев Игорь

Духонькин Валерий

Пискайкина Анастасия

Полякина Светлана

Ипатова Елизавета

Полякина Светлана  

2014

(зимний тур)

Всероссийский

«ВИК»

Диплом II степени

(математика)

Диплом II степени

(русский язык)

Диплом II степени

(окружающий мир)

Адушкин Илья

Бородкина Анастасия

Буйнова Ульяна

Вольвич Анфиса

Духонькин Валерий

Стручков Роман

Фадеев Игорь

Адушкин Илья

Бородкина Анастасия

Стручков Роман

Сяськина Анастасия

Ипатова Елизавета

Буйнова Ульяна

2014

(зимний тур)

Всероссийский

«ВИК»

Диплом III степени

(математика)

Диплом III степени

(окружающий мир)

Диплом III степени

( русский язык)

Альбиков Руслан

Буйнова Ульяна

Кирдяпкина Снежана

Малкин Вадим

Меркулова Екатерина

Сяськина Анастасия

Адушкин Илья

Бородкина Анастасия

Вольвич Анфиса

Кузнецов Иван

Куманев Богдан

Малкин Вадим

Меркулова Екатерина

Стручков Роман

Адушкин Илья

Буйнова Ульяна

Синякина Евгения

2013

Всероссийский

блиц – турнир

«Первоклашки в стране знаний»

Диплом победителя

+ 23 участника

Полякина Светлана

Пискайкина Анастасия

2012-13

Всероссийский

открытый заочный конкурс

«Интеллект-экспресс»

Диплом призёра

1 место

русский язык

Кулагина Анастасия

Сайфулов Мухаммад

Меркульева Ангелина

Кислова Мария

Козочкина Снежана

Шкурина Евгения

2012-13

Всероссийский

открытый заочный конкурс

«Интеллект-экспресс»

Диплом призёра

2 место

русский язык

Кислова Мария

Кулагина Анастасия

Дукашина Анастасия

2012-13

Всероссийский

открытый заочный конкурс

«Интеллект-экспресс»

Диплом призёра

2 место

математика

Сайфулов Мухаммад

Шерстнёва Анастасия

Батенков Кирилл

2011 - 2012

Всероссийский

«Русский медвежонок

1 место в регионе

Кострюков Никита

2011-12

Всероссийский

Познание и творчество

Зимний тур

«Удивительное рядом»

Свидетельство

Призёр

З место

Сайфулов Мухаммад

2011-12

Всероссийский

Познание и творчество

Зимний тур

«Знатоки природы»

Лауреат

4 место

Сайфулов Мухаммад

2011-12

Всероссийский

Познание и творчество

Зимний тур

«Знатоки природы»

Лауреат

4 место

Яфаров Карим

2011-12

Всероссийский

Познание и творчество

Зимний тур

«Занимательная история»

Лауреат

7 место

Кострюков Никита

2011-12

Всероссийский

Познание и творчество

Зимний тур

«Друзья природы»

Лауреат

Дукашина Анастасия

2011-12

Всероссийский

Познание и творчество

Зимний тур

«Астрономия»

Лауреат

Иванова Анна

2013

II Всероссийский

блиц - турнир

«Разнобой»

Сертификат

победителя

2 место

Гринина Маргарита

2013

II Всероссийский

блиц -турнир

«Разнобой»

Участники

Асяев Герман

Батенков Кирилл

Белова Майя

Дукашина Анастасия

Иванова Анна

Илюшкина Анастасия

Киселёв Илья

Кислова Мария

Козочкина Снежана

Кострюков Никита

Кулагина Анастасия

Кшукин Никита

Липатова Анна

Лубоятников Артём

Меркульева Ангелина

Притворов Вадим

Фадеев Дмитрий

Чибиркин Дмитрий

Чушкин Илья

Шерстнёва Анастасия

Шкурина Евгения

Яфаров Карим

Абрамов Владислав

        

6.  Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

       Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

 - создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

 -использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету ;

 -концентрировать внимание на главном в учебном материале;

 - направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

- избегать перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

- дифференцировать объем домашних заданий;

- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

      А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям, ведь по словам Л.Г. Петерсона «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

       Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального уровня,  провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет.

  1. Творческие работы детей

http://www.schoolrm.ru/schools/sc27sar/pupils/creative_works.php

  1. Выступление на родительском собрании

http://www.schoolrm.ru/schools/sc27sar/parents/parents_meetings.php

  1. Публикации на мини-сайте:

http://nsportal.ru/zudenkova-lyubov-ivanovna

8. Наглядное приложение: конспект открытого урока (см. ниже)


Урок русского языка

Класс: 3

ОС: Школа 2100

Тема урока: 

Повторение знаний о частях речи

Тип урока: 

Закрепление изученного

Формы работы: 

индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Цель урока: 

обобщение и закрепление знаний о частях речи.

Задачи урока:

развитие коммуникативных навыков через работу в парах, группах, оценку и самооценку деятельности;  развитие речи, орфографической зоркости, воображения; обогащение активного словаря, создание благоприятного психологического климата на уроке.

Структура урока:

1. Психологический настрой на урок

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Постановка темы, цели урока, составление плана  

4. Минутка чистописания

5. Словарный диктант

6. Обобщение знаний  о частях речи

  • Выборочный диктант
  • Составление предложения

7. Физкультминутка

  • Морфологический разбор частей речи

8. Обобщение знаний о членах предложения

9. Работа в группах

10. Рефлексия.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Психологический  настрой

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!

- Подарите, ребята друг другу искорку счастья! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам

И вот на такой позитивной ноте мы и начнем на сегодняшний урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Показываю картинку (солнышко)

Записывают классная работа

Рассматривают на слайде картинку. Улыбаются.

Формирование эмоциональной отзывчивости

2. Мотивация учебной деятельности.

-Прочитайте девиз нашего урока: «Мир освещается солнцем, а человек - знанием»

-К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? Как вы понимаете ее смысл? Для чего человеку нужны знания?

Показываю слайд с пословицей

Высказывают свои мнения.

Работают над смысловым значением пословицы.

Умение высказывать свое предположение на основе данного материала, слушать и понимать речь других.

3. Постановка темы, цели урока, составление плана

В третьем классе  по русскому языку мы получили много новых знаний.  На сегодняшнем уроке мы должны закрепить полученные знания. А вот о чём конкретно мы сегодня будем говорить, вы должны догадаться сами.

Действительно, сегодня мы должны вспомнить всё, что мы знаем о частях речи.

Давайте определим части речи в этой пословице

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Повторение знаний о частях речи»

Давайте составим план нашей деятельности на уроке:

  1. Минутка чистописания
  2. Словарный диктант
  3. Обобщение знаний о частях речи
  4. Части речи и члены предложения
  5. Итоги урока

Над словами пословицы возникают знаки вопроса

На экране появляется

тема урока и

план

Учащиеся высказывают предположения, определяют тему урока.

Определяют части речи

Составляют план деятельности

Определение темы, цели деятельности

с помощью учителя

4. Минутка чистописания

Вспомните девиз нашего урока. Самое важное слово в нём «знание».  Поэтому на минутке красиво письма мы будем писать  букву з в соединении с другими буквами.

за  зи    зд  зв  зн

Обведите зелёным карандашом самое красивое сочетание букв

Подберите слова, которые начинаются с этих сочетаний

Записывают сочетания букв

Устно подбирают слова

5. Словарная работа.

Наш  диктант сегодня будет с  взаимопроверкой.  Будьте внимательны.

подъёмная конструкция,

стеклянный сосуд без ручки для напитков

слово, которое мы используем, когда прощаемся

мельчайшие капли воды в воздухе

цитрусовый плод

падение воды с отвесной скалы

как называют часть луны и единицу времени

цвет

плод

приём пищи между завтраком и ужином

Подчеркните орфограммы.

Возьмите карандаши, обменяйтесь тетрадями со своими соседями по парте, проверьте и помогите мне вставить пропущенные орфограммы.

Итак,  кого в словарном диктанте 3 и более ошибок? 2 ошибки? одна? нет ошибок?

Какое слово лишнее?  Подчеркните его.

Оцените свою работу на словарном диктанте

лестница

стакан

до свидания,

облако

апельсин

водопад

месяц

жёлтый

яблоко

обед

до свидания-предлог

водопад – слож.слово

жёлтый – прилаг.

лестница – непр согл

Умение работать с языковым материалом.

Умение находить орфограмму в слове.

Умение анализировать,  сравнивать, выделять существенные признаки

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Обобщение знаний  о частях речи

Итак, что мы знаем о частях речи?. На какие две группы можно их разделить?

Назовите самостоятельные части речи.

Назовите служебные части речи.

Почему все части речи мы разделили на две группы, чем они отличаются друг от друга?

На экране  появляются части речи.

Умение анализировать,  сравнивать, выделять существенные признаки

Умение слушать и понимать других.

Выборочный диктант

Сейчас мы проверим, как вы знаете части речи. Я буду вам диктовать слова, вы будете записывать не все подряд. А по вариантам: 1 вариант – самостоятельные части речи, 2 вариант  - служебные.

День, жаркий, в, бы, светит, ай, мы, и, на, но, высоко, ох, земля.

Оцените свою работу.

Дети записывают в тетрадях. Два человека работают у доски.

Группировать слова по частям речи.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Составление предложения из слов

Внимание! Перед вами слова: луг, расцветать, белый,  ромашка. Составьте из них предложение.

На лугу расцвели белые ромашки. 

Определите части речи и запишите их над словами.

Физкультминутка

Раз уж сегодня мы говорим о частях речи, наша физкультминутка тоже будет связана с частями речи.

Существительное – руки вверх, прилагательное – в стороны, глагол – присели.

Жираф, добрый, писать, улыбка, плачу, радость, радостный, рисовать, хмурый, бегу, огромный, радуга

Проектор выключить!!!

Морфологический разбор частей речи

В этом предложении нужно разобрать все слова как части речи.  Какую часть речи мы не будем разбирать? Помогут вам при разборе памятки

Все слова разбираем у доски, последнее самостоятельно.

Проверяем и оцениваем свою работу

Вывешиваю на доску памятки

Развиваем умения извлекать информацию из памятки

Части речи и члены предложения

Вспомните, когда мы с вами планировали свою деятельность на уроке, мы говорили, что часто дети путают части речи и члены предложения, давайте вспомним, какие бывают члены предложения. Как мы их обозначаем? Разберите предложения по членам предложения.

Включить проектор!

Разбирают предложение по членам предложениям

Работа в группах

Ой, смотрите, что произошло! На лугу исчезли ромашки. Мы должны вернуть лугу прежний вид и снова посадить ромашки. Ромашки у меня есть. Но на них есть задания. Задания достаточно сложные, поэтому выполнять мы их будем в группах. На лепестках ромашки нужно записать все признаки той части речи, что записана в центре. Помните, первым к работе приступает самый слабый ученик. Заканчивает работу самый сильный.

Записывают признаки частей речи

Планирование учебного сотрудничества

Умение работать в группе

Дополнительный материал

Корень мой из слова ПРИКРЕПИТЬ,

 Суффиксы, что и в слове ВАРИЛА  ,

 Приставка в слове ЗАПИСКА,

 Окончание в слове КОНЬКИ.

 (Ответ - ЗАКРЕПИЛИ)

Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Поделимся впечатлениями об уроке.  

 

Зачем нам был нужен этот урок? Какую задачу ставили? Удалось решить поставленные задачи?

За что вы можете похвалить себя? За что похвалите одноклассников?

Оцените свою работу на уроке сигнальной карточкой.

Спасибо за работу на уроке!

Формирование личной ответственности за результат своего труда

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Аникиной Татьяны Ивановны.

Тема опыта :«Применение современных педагогических технологийв обучении младших школьников»«Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони)...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Лямцевой Светланы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта:«Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе как эффективный способ повышения качества знаний»....