Использование электронных ресурсов в начальной школе.
статья на тему

Белаева Эльгина Гузаловна

 Использование  электронных ресурсов в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elginochek.doc50 КБ
Microsoft Office document icon elginochek.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                 Использование  электронных ресурсов в начальной школе.

   Мы живем в информационном мире и не можем представить свою жизнь без компьютеров, ноутбуков, без Интернета. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования, которого мы реализуем с 2011 года, четко прописаны  требования к планируемым результатам. Одним из метапредметных  результатов  является   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета[1]. Для достижения этих результатов возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий  и электронно-образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе.

       После прохождения   дистанционных  курсов в Академии «Айти», я  целенаправленно стала использовать на уроках  материалы   из «Единой коллекции  цифровых  образовательных  ресурсов», из «Федерального центра информационно-образовательных  ресурсов», «Оpen-class» и т. д. На курсах я узнала , что «Единая коллекция цифровых  образовательных  ресурсов» представляет собой крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов. На федеральном портале «Российское образование»(www.edu.ru)  представлена самая обширная  и актуальная информация по различным вопросам  образования  всех уровней: от дошкольного до переподготовки и повышения квалификации. На портале публикуются  информационные и аналитические материалы о российском образовании, освещаются события и мероприятия  федерального и регионального уровней, а так же  ход реализации национального проекта «Образование».

 Я стала применять эти   электронно-образовательные ресурсы  на своих  уроках, что   позволило мне повысить мотивацию обучения, возможность  одновременного использования  аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, экономить времени на уроке. С применением электронно-образовательных ресурсов  уроки становятся  интересными, учащиеся начинают работать  более  увлеченно, становятся уверенными в себе. На уроках  создается ситуация успеха,  дети могут проявить себя  в новой роли. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

           Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

      Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово. Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий  особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Электронно - образовательные ресурсы применяю на различных этапах уроков математики , окружающего мира, ИЗО, русского языка, литературного чтения, технологии. Применение интерактивных модулей очень удобно  тем,  что дети могут проверять свои знания сами, сразу могут получать оценку.   ЭОР  имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно- урочной системы при проведении традиционных уроков. При этом учитываю , что такие их характеристики, как мультимедийность и интерактивность, и вариативность, коренным образом меняют привычную деятельность учителя и учащихся. Особенно существенное значение имеет применение ЭОР  для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Очень удобно на уроках математики использовать  электронные ресурсы «ЕКЦОР» при обучении счету, написании цифр, сравнении чисел и множеств, при решении уравнений и проверке домашних заданий. При  решении задач на слайде целесообразно анимировать последовательные шаги построения чертежа. Такой пошаговый показ поможет детям правильно сделать построения, осмыслить текст задачи. Если ученики не могут сообразить каков способ решения задачи, то можно использовать принцип  визуальных подсказок, которые дают ключик к алгоритму решения задачи (выделение цветом отдельных элементов, фигур на чертеже). При этом выделение цветом поможет сделать задачу понятной большему числу обучающихся, сделает сложную задачу понятной и простой.

Окружающий мир - один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Содержание предмета  увлекает обучающихся, но для лучшего его восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, готовые, а также¸ создаваемые самими участниками образовательного процесса – учителями и обучающимися.

Для преподавания  этого предмета предлагаются различные мультимедийные пособия, имеющие обширный учебный материал по всем разделам курса, содержащие большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеющие обширный справочный материал, а также лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Особо следует отметить единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, разработанную в соответствии материалом учебников.

 На уроках окружающего мира  удобно использовать видео порталы при изучении  живой и неживой природы, различных природных зон, планет, а так же дети могут проводить виртуально опыты, что доставляет им  огромное удовольствие и привлекает их внимание на изучение предмета.

 На уроках обучения грамоте я использую Flash-игры, например "Буквы-сестрички", которые беру с сайта Natalka.com «Дидактические игры и тренажеры по программе начальной школы».                                                                                      

Игра на изучение и запоминание начертания письменных букв. Правила очень простые: перетаскиваем мышкой письменные буквы в поле к печатным, и проверяем нажав на кнопку "Готово". Чтобы сыграть ещё раз, жмем кнопку "Еще", чтобы выбрать другой набор букв, возвращаемся на первый кадр по кнопке "Назад".                                    

Также в своей работе я использую компьютерные тренажеры по различным    предметам, один из них я представляю вашему вниманию «Отличник». Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок.                                                                                                               Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в  следующем.

 В связи с этим все происходящее на уроке воспринимается учащимися по-другому: с большим интересом, что в конечном итоге положительно сказывается на уровне их успеваемости. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Электронные образовательные ресурсы позволяют делать уроки, не похожими друг на друга, способствуют интересу к ученью. Подготовка к любому уроку с использованием ЭОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Для ученика же - это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. В таком случае информация лучше усваивается учениками.


[1] Федеральный государственный  образовательный  стандарт  начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373



Предварительный просмотр:

                 Использование  электронных ресурсов в начальной школе.

   Мы живем в информационном мире и не можем представить свою жизнь без компьютеров, ноутбуков, без Интернета. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования, которого мы реализуем с 2011 года, четко прописаны  требования к планируемым результатам. Одним из метапредметных  результатов  является   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета[1]. Для достижения этих результатов возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий  и электронно-образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе.

       После прохождения   дистанционных  курсов в Академии «Айти», я  целенаправленно стала использовать на уроках  материалы   из «Единой коллекции  цифровых  образовательных  ресурсов», из «Федерального центра информационно-образовательных  ресурсов», «Оpen-class» и т. д. На курсах я узнала , что «Единая коллекция цифровых  образовательных  ресурсов» представляет собой крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов. На федеральном портале «Российское образование»(www.edu.ru)  представлена самая обширная  и актуальная информация по различным вопросам  образования  всех уровней: от дошкольного до переподготовки и повышения квалификации. На портале публикуются  информационные и аналитические материалы о российском образовании, освещаются события и мероприятия  федерального и регионального уровней, а так же  ход реализации национального проекта «Образование».

 Я стала применять эти   электронно-образовательные ресурсы  на своих  уроках, что   позволило мне повысить мотивацию обучения, возможность  одновременного использования  аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, экономить времени на уроке. С применением электронно-образовательных ресурсов  уроки становятся  интересными, учащиеся начинают работать  более  увлеченно, становятся уверенными в себе. На уроках  создается ситуация успеха,  дети могут проявить себя  в новой роли. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

           Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

      Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово. Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий  особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Электронно - образовательные ресурсы применяю на различных этапах уроков математики , окружающего мира, ИЗО, русского языка, литературного чтения, технологии. Применение интерактивных модулей очень удобно  тем,  что дети могут проверять свои знания сами, сразу могут получать оценку.   ЭОР  имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно- урочной системы при проведении традиционных уроков. При этом учитываю , что такие их характеристики, как мультимедийность и интерактивность, и вариативность, коренным образом меняют привычную деятельность учителя и учащихся. Особенно существенное значение имеет применение ЭОР  для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Очень удобно на уроках математики использовать  электронные ресурсы «ЕКЦОР» при обучении счету, написании цифр, сравнении чисел и множеств, при решении уравнений и проверке домашних заданий. При  решении задач на слайде целесообразно анимировать последовательные шаги построения чертежа. Такой пошаговый показ поможет детям правильно сделать построения, осмыслить текст задачи. Если ученики не могут сообразить каков способ решения задачи, то можно использовать принцип  визуальных подсказок, которые дают ключик к алгоритму решения задачи (выделение цветом отдельных элементов, фигур на чертеже). При этом выделение цветом поможет сделать задачу понятной большему числу обучающихся, сделает сложную задачу понятной и простой.

Окружающий мир - один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Содержание предмета  увлекает обучающихся, но для лучшего его восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, готовые, а также¸ создаваемые самими участниками образовательного процесса – учителями и обучающимися.

Для преподавания  этого предмета предлагаются различные мультимедийные пособия, имеющие обширный учебный материал по всем разделам курса, содержащие большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеющие обширный справочный материал, а также лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Особо следует отметить единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, разработанную в соответствии материалом учебников.

 На уроках окружающего мира  удобно использовать видео порталы при изучении  живой и неживой природы, различных природных зон, планет, а так же дети могут проводить виртуально опыты, что доставляет им  огромное удовольствие и привлекает их внимание на изучение предмета.

 На уроках обучения грамоте я использую Flash-игры, например "Буквы-сестрички", которые беру с сайта Natalka.com «Дидактические игры и тренажеры по программе начальной школы».                                                                                      

Игра на изучение и запоминание начертания письменных букв. Правила очень простые: перетаскиваем мышкой письменные буквы в поле к печатным, и проверяем нажав на кнопку "Готово". Чтобы сыграть ещё раз, жмем кнопку "Еще", чтобы выбрать другой набор букв, возвращаемся на первый кадр по кнопке "Назад".                                    

Также в своей работе я использую компьютерные тренажеры по различным    предметам, один из них я представляю вашему вниманию «Отличник». Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок.                                                                                                               Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в  следующем.

 В связи с этим все происходящее на уроке воспринимается учащимися по-другому: с большим интересом, что в конечном итоге положительно сказывается на уровне их успеваемости. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Электронные образовательные ресурсы позволяют делать уроки, не похожими друг на друга, способствуют интересу к ученью. Подготовка к любому уроку с использованием ЭОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Для ученика же - это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. В таком случае информация лучше усваивается учениками.


[1] Федеральный государственный  образовательный  стандарт  начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном мире важной задачей школы, в том числе и начальной, является формирование у детей устойчивых знаний в области информатики, умения быстро ориент...

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Эффективное испол...

Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», - гласит китайская мудрость.        Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в совре...

Перечень цифровых ресурсов в начальной школе.

В данном материале содержатся цифровые ресурсы для работы в обрзовательной и воспитательном процессе начальной школы....

Каталог образовательных интернет-ресурсов для начальной школы

Данный каталог включает в себя сайты, которые могут быть полезны учителю начальных классов: занимательный материал, методические рекомендации и т.п....

Электронные образовательные ресурсы в начальной школе

Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель может, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему...