ФГОС: программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
статья на тему
Цель – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, обеспечивающий сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК образовательных систем «Школа 2100».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС: программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Меркурьева И.М.
Методическое объединение
28.03.2012
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая учителем, взрослыми в семье самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Принципы создания программы:
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников
- Учет возрастных особенностей обучающихся
- Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса
- Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания.
- Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности.
Цель программы – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, обеспечивающий сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников,
Задачи программы:
- дать представление о факторах, влияющих на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- научить детей делать осознанный выбор сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- сформировать навыки коммуникативного позитивного общения;
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК образовательных систем «Школа 2100».
.
Дидактические принципы УМК ОС «Школа 2100» позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
- принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
- принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации образовательного процесса и приведения содержания образования в соответствие с функциональными и возрастными особенностями детей;
- принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
- принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки;
- принцип вариативности создаёт условия для формирования умения делать осознанный выбор и тем самым снижает у детей напряжение в ситуации выбора;
- принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.
Организация работы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Первый этап – анализ состояния и планирование работы по данному направлению.
Второй этап – организация просветительской работы.
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи | Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. 2. Формирование навыков ЗОЖ, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования ЗОЖ | Проведение уроков здоровья, классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности |
Профилактическая деятельность | 1. Обеспечение условий для профилактики здоровья. 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу. 4. Профилактика травматизма | Система мер по улучшению питания детей: по улучшению санитарии и гигиены, по предупреждению травматизма. Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха. |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа | 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.. | Повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр; соревнований; спартакиады, дни здоровья. Привлечение к работе с детьми родителей. |
Примерное программное содержание по классам
Ступень образования | Содержательные линии |
1 класс | Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни |
2 класс | Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс | Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. |
4 класс | Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! |
Формы деятельности
Уроки, кружки, секции, дни здоровья, спортивные соревнования.
Для внедрения программы в полном объеме необходимо реализовать следующие функции:
Работа с детьми
- Привитие школьникам чувства ответственности за свое здоровье.
- Обучение школьников здоровому образу жизни.
- Обучение школьников личной гигиене.
- Беседы, семинары, конференции обучающего характера.
- Выпуск школьных тематических газет о здоровье.
- Вовлечение детей в спортивные секции.
- Привитие школьникам эстетических чувств,
Работа с родителями
- Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.
- Психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.
- Включение родителей в воспитательный процесс в школе.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служит проектная деятельность в урочной и внеурочной работе.
1. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.)
2. На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о сохранении здоровья, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».
3. На уроках физической культуры учащиеся получают сведения о значении для здоровья тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.
4. На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях. Примерная тематика бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов):
- Режим дня.
- Правильная посадка за партой.
- Личная гигиена, уход за телом.
- Уход за зубами.
- Закаливание.
- Классная комната учащихся.
- Вредные привычки.
- Двигательная активность.
- Рациональный отдых.
- Предупреждение простудных заболеваний.
- Физический труд и здоровье.
- Как сохранить хорошее зрение.
- Предупреждение травм и несчастных случаев.
- Общее понятие об организме человек.
- Чем человек отличается от животного.
- Роль витаминов для роста и развития человека.
Модель здоровья школьника
Здоровье физическое | Здоровье социальное | Здоровье психическое |
Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. | Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение. | Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя моральная сила, побуждающая к действию. |
Мы стараемся как на уроках, так и во внеурочное время давать представление о ЗОЖ, но придя домой, многие профилактические действия забываются. Родители диктуют свои условия, несмотря на знания в области здоровьесбережения: разрешают продолжительное время сидеть за компьютером без перерыва, не соблюдают режим дня, режим питания: не всегда настаивают на горячем питании, зачастую в неблагополучных семьях нечего есть.
Очень редко родители, в силу своей занятости, выезжают вместе с детьми за город, в лес, устраивают спортивные игры и соревнования. Чаще всего дети предоставлены сами себе, хотя и находятся под пристальным присмотром родителей.
Во внеурочной деятельности есть спортивно-оздоровительное направление: секция «Мир движений» и клуб «Путешествие по тропе здоровья». Оно предусматривает формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. В силу своих возможностей мы стараемся это делать. Но недостаточность помещения для проведения спортивных игр, упражнений двигательной направленности, недостаточность спортивной материальной базы не позволяют в полной мере реализовать данное направление.
Предложение.
- Продолжить просветительскую работу среди родителей с целью пропаганды ЗОЖ их детей, используя родительские собрания, индивидуальные встречи, включая родителей в воспитательный процесс в школе.
- Продолжить реализацию здоровьесберегающей направленности у детей через различные формы учебной и внеучебной деятельности, стремиться создать модель здоровья школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...
Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС (план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни).
Данная разработка содержит план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни в начальной школе....
Выступление на конференции по теме "Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом ФГОС второго поколения на 1 ступени образования".
Выступление на конференции...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....
Доклад на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового ФГОС"
Доклад на заседание методического объединения. Знакомство с опытом работы по здоровьесбережению....