Стартовая и итоговая диагностика метапредметных результатов
методическая разработка (1 класс) на тему
Метапредметные результаты обучения в рамках ФГОС предполагают формирование большого числа самых разных видов действий и соответственно разнообразных диагностических процедур по оценке их достижения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стартовая и итоговая диагностика метапредметных результатов.
Подготовила : учитель начальных классов,
Белова Евгения Александровна
Как ранее было сказано, стандарт устанавливает три основные группы результатов
- Личностные
- Метапредметные
- Предметные
Слайд 2
Метапредметные результаты – универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Достижение метапредметных результатов обеспечивается как за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 3
Диагностика метапредметных результатов обучения в настоящее время рассматривается как одно из важнейших направлений оценки образовательных достижений наших обучающихся. Метапредметные результаты обучения в рамках ФГОС предполагают формирование большого числа самых разных видов действий и соответственно разнообразных диагностических процедур по оценке их достижения. Оценка метапредметных результатов образования привлекает специалистов и проводится с использованием методического комплекса. Это важная часть психолого – педагогического сопровождения каждого ребенка.
Слайд 4
Основным объектом оценки метапредметных результатов в первом классе служит сформированность ряда таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе является умения учиться.
Слайд 5
В нашем учреждении реализация программы формирования УУД для детей с ТНР по всем направлениям строится, прежде всего, с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен нами в привычной балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия.
Слайд 6
По мнению разработчиков ФГОС развитие УУД не возможно без определения стартовых достижений ребенка в период предшкольной подготовки, оценки сформированности учебных действий в различные возрастные периоды.
Учитывая, что нет предлагаемого инструментария для стартовой диагностики первоклассников в рамках введения ФГОС НОО, мы самостоятельно составили комплекты методик, выбрали методы, формы и средства проведения стартовой диагностики.
Слайд 7
Проведенная нами стартовая диагностика познавательных метапредметных умений направлена на определение готовности ребенка к продолжению образования на следующей ступени. Ее основная задача не просто определить степень готовности выпускника дошкольного образования к дальнейшему обучению, но и выявить те недостаточно сформированные познавательные умения, на освоение которых необходимо обратить самое пристальное внимание в начале обучения на новой ступени образования.
Слайд 8
Измерительные материалы стартовой диагностики обеспечивают оценку наиболее важных блоков метапредметных результатов:
- умений по работе с информацией (понимание информации, представленной в различной форме, преобразование информации из одной знаковой системы в другую);
- умений, связанных с освоением логических приемов познания (сравнение, моделирование, классификации);
- умений, связанных с овладением различными методами познания.
Слайд 9
В нашем учреждении задания стартовой диагностики подобраны в соответствии с критериями по каждому ууд, разработанными на основе метапредметных результатов, прописанных в стандарте. Результаты сформированности УУД мы вносим в индивидуальные карты развития по трем показателям:
Слайд 10
3 –действие сформировано
2 – действие сформировано частично
1 - действие не сформировано
И определяем уровень сформированности метапредметных результатов.
Это дает нам возможность определить недостаточно сформированные умения по каждому обучающемуся.
Перед собой вы видите таблицу № 1 из карты индивидуального развития, в которые вносятся результаты обследования детей по метапредметным результатам.
Слайд 11
Перед вами критерии регулятивных действий.
Слайд12
Самостоятельно изучив множество представленного материала, адаптировав его под своих обучающихся, предлагаем вам несколько примеров заданий стартовой диагностики.
Задание на регулятивные действия, в котором нужно нарисовать такую же фигуру в нижней рамочке, проверяет - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
Слайд 13
Второе задание проверяет умение сохранять заданную цель.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.
Слайд 14
Задание, в котором нужно увидеть правильно ли разделено слово на слоги, проверяется
умение отличать верно выполненное задание от неверного
Слайд 15
Рассмотрим задания на познавательные учебные действия
Слайд 16
Задание № 1. Определить, чего больше: кругов или треугольников, направлено на проверку умения сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Слайд 17
На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку.
задание проверяет умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Слайд 18
Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Можно проверить на задании в которомнужно найти такой же звук, как и в слове «ласточка»
Слайд 19
Проведя полную диагностику мы заносим данные в индивидуальные карты на каждого ребенка и еще в сводную таблицу, чтобы увидеть уровень по всему классу.
Слайд 20
На экране вы видите результаты стартовой диагностики по сформированности метапредметных результатов в 1 классе.
Слайд 21
И отдельно по трем УУД, здесь мы наглядно видим, на какие универсальные учебные действия следует обратить пристальное внимание.
Слайд 22
Проведя стартовую диагностику мы разделили взятые из стандарта метапредметные результаты по годам обучения.
Предлагаем вашему вниманию метапредметные результаты на конец 1 класс:
Регулятивные УУД
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Познавательные УУД
1. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Коммуникативные УУД
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Слайд 23
Учитывая недостаточно сформированные познавательные умения, которые мы выявили в стартовой диагностике, и метапредметные результаты на конец 1 класса - подбираем такие задания комплексной работы, которые бы проверили уровень сформированности планируемых результатов на конец года.
Т.к в нашем учреждении ФГОС НОО реализуется только два года и мы еще не проводили итоговую комплексную работу, которая предполагается на конец 4 класса, то предлагаю вашему вниманию задания комплексной промежуточной работы на конец года.
- Для проверки познавательного УУД, мы взяли критерий «умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.»
Слайд 24
На регулятивные УУД –
умение учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Слайд 25
И задание на умение сохранять заданную цель
Слайд 26
В конце каждого учебного года по результатам комплексной работы показатели сформированности УУД вносятся в карту, где мы и можем наблюдать динамику развития метапредметных результатов каждого ребенка и класса в целом.
Слайд 27
Проведя стартовую диагностику на начальной ступени обучения, определив недостаточно сформированные умения по каждому обучающемуся, составив план индивидуальной работы для детей, имеющими затруднения в обучении, на конец года проведя комплексную работу, в которой мы сравниваем показатели и определяем дальнейший маршрут в обучении обучающегося.
Т.О мы смогли оценить эффективность психолого – педагогического сопровождения.
Слайд 28
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научный доклад с презентацией на тему "Диагностика метапредметных результатов в 1 и 2 классах"
Научный доклад с презентацией...
Спецификация и демонстрационный вариант проверочной работы для итоговой диагностики метапредметных результатов обучения в 4 классах , 2014-2015 учебный год.
Данный материал позволяет выявить уровень сформированности метапредметных результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий выпускников начальной школы как необходимого услови...
Диагностика метапредметных результатов
Диагностика метапредметных результатов. Из опыта работы....
Диагностика метапредметных результатов. 3 класс
Данная работа представляет тест, который включает в себя по 2 задания по проверке у обучающихся следующих универсальных учебных действий: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Далее дается ра...
Результаты стартовой и итоговых диагностик за три года
Результаты стартовой и итоговых диагностик...
Использование результатов стартовой и итоговой диагностики при построении индивидуальной работы с учащимися начальной школы
Использование результатов стартовой и итоговой диагностики при построении индивидуальной работы с учащимися начальной школы...