проблемы с почерком
консультация (1 класс) на тему

Шитченко Галина Владимировна

Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_s_pocherkom.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук. 

 Что принято считать плохим почерком?
- когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять — какую из них имел в виду пишущий;
- когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы;
- когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней;
- когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное;
- когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради. Когда 
Вы видите приведенные выше примеры в тетради своего малыша или ученика, важно понять главное: почерк – видимая часть проблемы, куда правильнее отыскать более глубокую причину, которая чаще всего от родителей скрыта. Нередко бывает так, что заботливые мамы, а то и педагоги, заставляют ребенка переписывать текст несколько раз. Но результат – потерянные нервы у родителя, педагога и у ребенка!
Пример из жизни:Почему ни одному из нас не придет в голову посоветовать пробежать стометровку человеку со сломанной ногой? Ведь согласно установленным медицинским процедурам сломанную ногу в специальном учреждении – травмпункте сначала гипсуют, а потом набираются терпения и ждут, когда травмированные на ноге ткани срастутся, пострадавшие ходят с опорой, массажисты им разминают ногу. И только по прошествии определенного времени с учетом индивидуальных особенностей травмированного, начинают нагружать его теперь уже здоровую ногу. Тоже самое происходит с обучением правильному почерку. Важно определить причину, назначить и провести грамотное лечение, а затем заниматься чистописанием и всем вместе радоваться его появлению в тетради у ребенка! 

 Каковы причины проблем с почерком у ребенка?
Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел. 
Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.
Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ - нарушение пространственного восприятия. В данном случае можно увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д».
У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке. Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько отгадает.

Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок! Современные родители из лучших побуждений перегружают малыша различными дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Часты в практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались отношения с родителями. 

 Таким образом, почерк является очевидным индикатором эмоционального состояния и его психологического благополучия или неблагополучия!

Дорогие родители, в наших с Вами силах обеспечить ребенку максимально полный психоэмоциональный комфорт и тогда почерк ребенка очень быстро стабилизируется! 

        Какие могут быть трудности в обучении письму?

Трудности, с которыми сталкиваются ученики

Причины затруднений

1

Плохая каллиграфия

Нарушение гигиенических требований
(положение руки, ручки, тетради)
Леворукость
Плохо развиты мелкие мышцы пальцев
Нарушение пространственных представлений и чувства ритма

2

Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги

Слабо развит фонематический слух, зрительная память
Нарушение  зрительно- моторных координаций

3

Пропуск, замены, перестановки букв при  письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию

Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, родовая травма, хроническая болезнь, неправильная артикуляция звуков речи

4

Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы

Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память

5

Медленное чтение

Недоразвитие фонематического слуха. , слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие

Медленный темп работы

Медлительны по природе, неготовность к школе,

7

Не запоминают правила, стихи, предложения

Неготовность к школе, слабое речевое развитие

8

Допускают ошибки на правила:  ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные

Не развита орфографическая зоркость, неготовность к школе

Развитие моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, вышивание, оригами, втягивание воды пипеткой.

Применять списывание с обязательным проговариванием  вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.

Медленное чтение  преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.

Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики пальцев, а письмо - сложный психофизиологический акт.

Грамотное письмо складывается из трёх составляющих  компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С.  Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться  устной речью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы с почерком у школьников младших классов

Эта проблема довольно распространена у младшеклассников. Немудрено, ведь обучение письму очень трудная работа для ребенка. Как помочь школьнику?Трудности с почерком, как правило, возни...

Проект Мой почерк

в этом проекте дети пытаются выяснить происхождение своего почерка...

У ребёнка плохой почерк? Не беда!

Как помочь ребёнку исправить плохой почерк....

"Читаем детский почерк"

Рекомендации родителям -на что надо обращать внимание, когда ребёнок работает в тетради....

Проблемы с почерком.

Данный материал применим при работе с детьми 1 - 4 классов....

Проблемы с почерком.

Данный материал рассчитан для детей 1 - 4 классов....