Педагогический проект
проект (2 класс) на тему

Мирошниченко Любовь Ивановна

Педагогический проект«Метод проектов как одно из условий формирования универсальных учебных       действий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

 «Метод проектов как одно из условий формирования универсальных учебных       действий»

« Чтобы человек был сытым один день,

дай ему одну рыбку,

 два дня -  две рыбки,

всю жизнь - научи его ловить рыбу».

                                  Японская мудрость

Актуальность проекта.

Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Сказанное выше определило проблему исследования, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников.

 Это определило гипотезу моего проекта, которая заключается в следующем:  если  младшие школьники  в системе будут заниматься  проектной деятельностью, то повысится эффективность формирования универсальных учебных  действий младших школьников

Проблема определила цель работы: раскрыть потенциал метода проектов для формирования у младших школьников УУД.

    Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • изучить особенности проектной деятельности младших школьников;
  •  разработать и реализовать тематический план  учебных проектов;
  • создать  условия для реализации учебных проектов;
  • проследить динамику формирования универсальных учебных действий.

Объект исследования: проектная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: методика организации учебных проектов младших школьников.

Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.

В ходе исследования были осуществлены 6 последовательных этапов:

1 этап аналитический (изучение педагогической и методической литературы по проблеме, анализ существующей практики по вопросу развития универсальных учебных действий и организации проектной деятельности).

2 этап диагностический (выявление недостатков в уровне сформированности универсальных учебных действий, определение способов по их устранению).

3 этап  проектный (моделирование подхода к решению проблемы формирования универсальных учебных действий).

4 этап организационный (отработка содержания деятельности, создание необходимых условий для воплощения на практике разработанного подхода).

5 этап практический (внедрение разработанного подхода к решению проблемы формирования универсальных учебных действий, контроль над ходом реализации программы).

6 этап обобщающий (итоговый контроль исследования, анализ его результатов, корректировка подхода к решению проблемы формирования универсальных учебных действий).

Понятие «универсальные учебные действия»                                                                                                  

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

 

Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.


Метод проектов. 

 Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».

 Проект (от лат. projectus, буквально-брошенный вперёд) - замысел, план.

 Метод (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Требования к учебному проекту:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической – требующей решения путём поиска и применения знания.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Начиная работу с первоклассниками,  выделила для себя ряд проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников  подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно.  Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность.

Тематический план проектов (1 класс)

№п\п

Предмет

 Тема проекта

Реализация проекта                                                                                  

1.

Математика

Математические

развлечения

Создание энциклопедии

«Математические  развлечения»

(Игры с числами, логические задачи, магические квадраты, старинные задачи)

Математический праздник

 «Два плюс три»

                                                                                              2.

Окружающий мир

Моя семья

Составление древа «Моя родословная

3.

Технология

Лепка сказочных героев

Герои сказок в лепке

Во 2 классе были реализованы следующие проекты:

Тематический план проектов (2 класс)

№п\п

Класс

Предмет

 Тема проекта

Реализация проекта

1

Русский язык

Моя семья

Сочинение «Моя семья»

2

ИЗО

Русская народная сказка «Морозко»

Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко», составление альбома - рисунков

3.

Технология

Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Составление сюжетной аппликации по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

В 3 классе я со своими  учениками продолжила работу над проектами.

Тематический план проектов (3 класс)

№п\п

Предмет

 Тема проекта

Реализация проекта                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

1.

Литературное чтение

Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина

Составление толкового словаря

«Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина»

2.

Литературное чтение

Образ Родины в произведениях поэтов.

Составление  книжки – малышки «Стихи о любимой Родине»

3

Окружающий мир

Разнообразие животных

Проект «Зимующие птицы посёлка Советское Руно»

4

Технология

«Моё село»

Коллаж «Посёлок Советское Руно зимой»

5

Математика

Единицы измерения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Составление сборника «Единицы измерения в Древней Руси»                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 Детям понравилось работать в проектах по литературному чтению на тему: «Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина», где ребята работали над составлением «толкового» словаря «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина», составили книжки – малышки «Стихи о любимой Родине» по теме: «Образ Родины в произведениях поэтов». Не менее интересным показался проект по математике по теме: «Единицы измерения в Древней Руси», по технологии на тему: «Моё село». Для защиты этого проекта  мои ученики представили коллаж «Посёлок Советское Руно зимой». Все эти проекты были краткосрочными. Но больше    всего увлёк  ребят проект по теме: «Зимующие птицы  посёлка Советское Руно». Этот проект информационно-исследовательский, долгосрочный (ноябрь – январь). Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем посёлке? А может быть птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь  за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:

1.Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.

2.Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

Мы изучали образ жизни и поведения птиц зимой, определяли птиц, зимующих в нашем посёлке, делали фотосъёмки, делали кормушки для птиц и следили за тем, чтобы постоянно был в них корм, проводили наблюдения за птицами, прилетающими к кормушкам, подсчитывали число птиц, прилетающих в течение одного часа, отмечали температуру воздуха в день наблюдения, сравнивали количество птиц, прилетающих к кормушкам в холодную и более тёплую погоду, сделали анализ и выводы:

1.В нашем посёлке рядом с человеком  зимуют воробьи, голуби, вороны, синицы, сороки, прилетают дятлы.

2. Зимуют в нашем  крае не все птицы, а только  приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления.

3. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше,   чем птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду

4. Птицы успешно противостоять холодам в том случае, если вокруг много корма

5. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.

Наши наблюдения подтверждают гипотезу.

        В 4 классе составлен следующий тематический план проектов.                                                                                                        

     

№п\п

Предмет

 Тема проекта

Реализация проекта                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 1.                                                                                                                                                                                                                                                                    

Математика

Числа от 1 до1000

Создание сборника «Числа в пословицах и поговорках»

2.

Математика

Решение задач

Проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

3

Литературное чтение

Окружающий мир

Технология

ИЗО

«Телеканал «Старик – годовик». Блок «Осень»

Создание сборника пословиц, поговорок, народных примет, загадок об осени.

Оформление фотоальбома

«Осень в Совруно».

Альбом «Дары осени».

Бюллетень «Витамины для нашего здоровья. Гигиена питания».

Составление альбома рисунков

 « Осень в Совруно».

Книжка – малышка

 «Животные осенью».  

Альбом «Наше творчество                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

4

Литературное чтение

Окружающий мир

Технология

ИЗО

«Телеканал «Старик – годовик». Блок «Зима»

Создание сборника пословиц, поговорок,  народных примет, загадок  о зиме.

Оформление фотоальбома

«Зима в Совруно».

Бюллетень « Укрепление здоровья зимой».

Составление альбома рисунков

 «Зима в Совруно».

Книжка – малышка

 «Животные зимой».

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Альбом «Наше творчество                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

5

Литературное чтение

Окружающий мир

Технология

ИЗО

«Телеканал «Старик – годовик». Блок «Весна»

Создание сборника пословиц, поговорок,  народных примет, загадок  о весне

Оформление фотоальбома

«Весна в Совруно».

Бюллетень « Укрепление здоровья весной».

Составление альбома рисунков

 «Весна в Совруно».

Книжка – малышка

 «Животные весной».

Изготовление  скворечников для встречи перелётных птиц.

Природоохранная акция « Защитим первоцветы».

Бюллетень «Целительные свойства растений ( подорожник, чистотел и др.)

Альбом «Наше творчество                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

6.

ИЗО

Герои сказок в рисунках

Составление альбома рисунков

 « Герои сказок в рисунках»

7.

Внеурочная деятельность

Постановка спектакля «Пропавшая школа в Совруно»

                                                                                 

                                                                                                                                                     

                               

В 4 классе  уже  реализовали проект    «Телеканал Старика – Годовика». Блок «Осень».                                                        

Проект интегрированный (взаимосвязь экологического,    валеологического, фенологического и эстетического компонентов) и практически направленный на включение обучающихся в  активную творческую деятельность.

Проект долгосрочный состоит из блоков: осень, зима, весна, лето, каждый из которых будет реализовываться автономно в виде среднесрочных проектов

(что мы осуществили, разработав и выполнив проект блок «Осень»)

Проект совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса «Окружающий мир».

Проект комплексный (познавательный, информационно – поисковый, природоохранный, здоровьесберегающий).            

На сегодняшний день сложилась определённая система в педагогическом руководстве ученическим проектом. Первым этапом является поиск темы проекта. Этот этап можно отнести к одному из  самых важных.

Перед реализацией проекта с учащимися была проведена беседа «Я выполняю проект». Я сама предложила разработанную им структуру проекта «Телеканал старика – Годовика». В основном все учащиеся заинтересовались данной деятельностью, но были и такие, которые никак не прореагировали на моё  предложение.

На одном из собраний родители были ознакомлены  с темой  проекта и совместными усилиями определили формы их возможного участия.

 Второй этап (планирование деятельности)

Для реализации проекта учащиеся  разделились на творческие группы по интересам. Четыре группы представляли собой редакционные советы телевизионных программ « Телеканала Старика Годовика»

Все редакции готовили свою программу и  сценарий.

«Прогноз погоды» - телепередача об основных признаках осенних изменений в неживой природе, календаре природных примет.

«Клуб путешественников – телепередача о состоянии растений осенью.

«Диалоги о животных» - телепередача об изменениях в жизни животных.

 «Здоровье» телепередача о технологиях укрепления здоровья осенью и способах оказания первой медицинской помощи.

Все ребята приняли участие в программе: «Наше творчество»

Третий этап (практически деятельный) или поиск информации.

Были выделены основные направления  поиска информации в учебной и научно популярной литературе.

Каждая группа выполняла задания, которые были определены путём совместного обсуждения:

Редакция программы «Прогноз погоды» составила картотеку народных примет : «Шкатулка осенних примет», «Пословицы и поговорки об осени», «Поле загадок об осени».

Редакция программы «Клуб путешественников» готовили альбом с осенними пейзажами, фотоальбом «Осень в Совруно»,  выполняли рисунки по теме: «Мы рисуем осень».

Редакция программы «Диалоги о животных» готовила книжки – малышки на темы: «Жизнь животных осенью», «Как птицы готовятся к перелёту».

Редакция программы «Здоровье» оформили журнал «Здоровье», в который вошли рубрики:

  • «Закаливание»
  • « Витамины. Правильное питание»
  • «Значение зарядки и спорта в жизни человека»
  • «Профилактика  простудных заболеваний»
  • «Соблюдение мер безопасности осенью»

Все ребята приняли участие в программе: «Наше творчество». Дети пробовали самостоятельно сочинять стихи об осени, готовили поделки из природного материала, собранного на экскурсии в природу осенью.

Блок «Осень» в проекте «Старик Годовик» был реализован в течение двух месяцев. Принимая во внимание то, что учащиеся  раннее  мало участвовали в долгосрочных проектах, им требовалось уделить  больше времени и внимания. Проводились беседы и консультации с учащимися, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы.

Была оказана помощь группам «Клуб путешественников»,  «Здоровье» при изготовлении альбомов:  предложены разные формы оформления.

Группе «Прогноз погоды» были даны рекомендации по оформлению картотеки осенних примет, предложены источники необходимой информации.

У группы «Диалоги о животных» выполнение задания не вызвало затруднений. Учащиеся по указанным учителем источникам нашли нужную информацию и изготовили книжку – раскладушку.

По моим наблюдениям  данный проект нашёл значительный эмоционально – познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению задач.

После реализации проекта  предложила учащимся ответить на ряд вопросов.

Первый вопрос: насколько нравится тебе участвовать в реализации проекта?

Варианты ответов были предложены мною:

« занимаюсь с удовольствием»

« нравится»

«не очень нравится»

«совсем не нравится»

« мне всё равно», из которых ученик должен выбрать только один.

А вот и результат по этому вопросу:

« занимаюсь с удовольствием» - 7 человек

« нравится» - 4 человека

Вывод: удовлетворённость проектной деятельностью составила 100%.

Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту.

Ответы были следующие: «проект интересный», «нужный», «трудный», «весёлый».

Было определено, какой этап реализации проекта ученикам понравилось осуществлять больше всего.

«Планирование» - 1 человек – 9%

«Поиск информации» -7 человек – 63%

«Презентация проекта» - 8 человек – 72%

«Портфолио» - 2 человека – 19%

72% учащихся на первое место  поставили презентацию проекта, что свидетельствует о положительном отношении к участию в творческом представлении результатов проделанной работы, стремлении к самовыражению и самореализации.

Работа показала, что учащимся нравятся проекты так как, есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам

После завершения работы над проектом учащиеся поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями.

В своих отзывах учащиеся не только отметили своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и объяснили, чему она их научила.

Ответы были такими: красиво оформлять, как узнавать новое, «много многого», как нужно дружить, узнала много нового, как правильно закаляться, как делать проект, очень многому, узнавать интересное, быть ответственным, работать в группах.

Ребята поделились мнением о том, в  какой редакции было трудно работать.

Названы редакции программ «Прогноз погоды» и «Здоровье».

На вопрос: нужно ли создавать проекты? Ответы  были следующие:

«обязательно» - 9% ( 1 человек)

«нужно» -  82 % (9 человек)

«можно» - 9% (1 человек)

Таким образом,  после проведения проекта анализ полученных результатов показал, что что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается  уровень готовности к проектной деятельности. Считаю, что проектная деятельность способствовала повышению качества успеваемости в нашем классе по литературному чтению  и окружающему миру. Мои ученики Овсянников Даниил, Горчак Александр, Уманская Анастасия, Солодовникова Ангелина принимали участие в краевой дистанционной олимпиаде « Интеллект» и показали неплохие результаты                     .

Многие ученики  нашего класса могут самостоятельно составить слайд и сделать презентацию.  

Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:

развить творческие и коммуникативные способности ребенка;

привить навыки сотрудничества с другими людьми;

активизировать навыки эмоционального общения;

привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта (все обучающиеся умеют работать со справочными материалами, 3 человека умеют самостоятельно создавать презентацию, 4 человека с помощью родителей).

Заключение

Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская и проектная  деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом

« В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.  Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».  В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...