Педагогический проект
проект (2 класс) на тему
Педагогический проект«Метод проектов как одно из условий формирования универсальных учебных действий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Метод проектов как одно из условий формирования универсальных учебных действий»
« Чтобы человек был сытым один день,
дай ему одну рыбку,
два дня - две рыбки,
всю жизнь - научи его ловить рыбу».
Японская мудрость
Актуальность проекта.
Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Сказанное выше определило проблему исследования, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Это определило гипотезу моего проекта, которая заключается в следующем: если младшие школьники в системе будут заниматься проектной деятельностью, то повысится эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников
Проблема определила цель работы: раскрыть потенциал метода проектов для формирования у младших школьников УУД.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности проектной деятельности младших школьников;
- разработать и реализовать тематический план учебных проектов;
- создать условия для реализации учебных проектов;
- проследить динамику формирования универсальных учебных действий.
Объект исследования: проектная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: методика организации учебных проектов младших школьников.
Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.
В ходе исследования были осуществлены 6 последовательных этапов:
1 этап аналитический (изучение педагогической и методической литературы по проблеме, анализ существующей практики по вопросу развития универсальных учебных действий и организации проектной деятельности).
2 этап диагностический (выявление недостатков в уровне сформированности универсальных учебных действий, определение способов по их устранению).
3 этап проектный (моделирование подхода к решению проблемы формирования универсальных учебных действий).
4 этап организационный (отработка содержания деятельности, создание необходимых условий для воплощения на практике разработанного подхода).
5 этап практический (внедрение разработанного подхода к решению проблемы формирования универсальных учебных действий, контроль над ходом реализации программы).
6 этап обобщающий (итоговый контроль исследования, анализ его результатов, корректировка подхода к решению проблемы формирования универсальных учебных действий).
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Метод проектов.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
Проект (от лат. projectus, буквально-брошенный вперёд) - замысел, план.
Метод (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Требования к учебному проекту:
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической – требующей решения путём поиска и применения знания.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Начиная работу с первоклассниками, выделила для себя ряд проблем:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность.
Тематический план проектов (1 класс)
№п\п | Предмет | Тема проекта | Реализация проекта |
1. | Математика | Математические развлечения | Создание энциклопедии «Математические развлечения» (Игры с числами, логические задачи, магические квадраты, старинные задачи) Математический праздник «Два плюс три» |
2. | Окружающий мир | Моя семья | Составление древа «Моя родословная |
3. | Технология | Лепка сказочных героев | Герои сказок в лепке |
Во 2 классе были реализованы следующие проекты:
Тематический план проектов (2 класс)
№п\п | Класс | Предмет | Тема проекта | Реализация проекта |
1 | Русский язык | Моя семья | Сочинение «Моя семья» | |
2 | ИЗО | Русская народная сказка «Морозко» | Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко», составление альбома - рисунков | |
3. | Технология | Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Составление сюжетной аппликации по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». |
В 3 классе я со своими учениками продолжила работу над проектами.
Тематический план проектов (3 класс)
№п\п | Предмет | Тема проекта | Реализация проекта |
1. | Литературное чтение | Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина | Составление толкового словаря «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина» |
2. | Литературное чтение | Образ Родины в произведениях поэтов. | Составление книжки – малышки «Стихи о любимой Родине» |
3 | Окружающий мир | Разнообразие животных | Проект «Зимующие птицы посёлка Советское Руно» |
4 | Технология | «Моё село» | Коллаж «Посёлок Советское Руно зимой» |
5 | Математика | Единицы измерения | Составление сборника «Единицы измерения в Древней Руси» |
Детям понравилось работать в проектах по литературному чтению на тему: «Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина», где ребята работали над составлением «толкового» словаря «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина», составили книжки – малышки «Стихи о любимой Родине» по теме: «Образ Родины в произведениях поэтов». Не менее интересным показался проект по математике по теме: «Единицы измерения в Древней Руси», по технологии на тему: «Моё село». Для защиты этого проекта мои ученики представили коллаж «Посёлок Советское Руно зимой». Все эти проекты были краткосрочными. Но больше всего увлёк ребят проект по теме: «Зимующие птицы посёлка Советское Руно». Этот проект информационно-исследовательский, долгосрочный (ноябрь – январь). Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем посёлке? А может быть птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
1.Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.
2.Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
Мы изучали образ жизни и поведения птиц зимой, определяли птиц, зимующих в нашем посёлке, делали фотосъёмки, делали кормушки для птиц и следили за тем, чтобы постоянно был в них корм, проводили наблюдения за птицами, прилетающими к кормушкам, подсчитывали число птиц, прилетающих в течение одного часа, отмечали температуру воздуха в день наблюдения, сравнивали количество птиц, прилетающих к кормушкам в холодную и более тёплую погоду, сделали анализ и выводы:
1.В нашем посёлке рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, вороны, синицы, сороки, прилетают дятлы.
2. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления.
3. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду
4. Птицы успешно противостоять холодам в том случае, если вокруг много корма
5. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.
Наши наблюдения подтверждают гипотезу.
В 4 классе составлен следующий тематический план проектов.
№п\п | Предмет | Тема проекта | Реализация проекта |
1. | Математика | Числа от 1 до1000 | Создание сборника «Числа в пословицах и поговорках» |
2. | Математика | Решение задач | Проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» |
3 | Литературное чтение Окружающий мир Технология ИЗО | «Телеканал «Старик – годовик». Блок «Осень» | Создание сборника пословиц, поговорок, народных примет, загадок об осени. Оформление фотоальбома «Осень в Совруно». Альбом «Дары осени». Бюллетень «Витамины для нашего здоровья. Гигиена питания». Составление альбома рисунков « Осень в Совруно». Книжка – малышка «Животные осенью». Альбом «Наше творчество |
4 | Литературное чтение Окружающий мир Технология ИЗО | «Телеканал «Старик – годовик». Блок «Зима» | Создание сборника пословиц, поговорок, народных примет, загадок о зиме. Оформление фотоальбома «Зима в Совруно». Бюллетень « Укрепление здоровья зимой». Составление альбома рисунков «Зима в Совруно». Книжка – малышка «Животные зимой». Изготовление кормушек для зимующих птиц. Альбом «Наше творчество |
5 | Литературное чтение Окружающий мир Технология ИЗО | «Телеканал «Старик – годовик». Блок «Весна» | Создание сборника пословиц, поговорок, народных примет, загадок о весне Оформление фотоальбома «Весна в Совруно». Бюллетень « Укрепление здоровья весной». Составление альбома рисунков «Весна в Совруно». Книжка – малышка «Животные весной». Изготовление скворечников для встречи перелётных птиц. Природоохранная акция « Защитим первоцветы». Бюллетень «Целительные свойства растений ( подорожник, чистотел и др.) Альбом «Наше творчество |
6. | ИЗО | Герои сказок в рисунках | Составление альбома рисунков « Герои сказок в рисунках» |
7. | Внеурочная деятельность | Постановка спектакля «Пропавшая школа в Совруно» |
В 4 классе уже реализовали проект «Телеканал Старика – Годовика». Блок «Осень».
Проект интегрированный (взаимосвязь экологического, валеологического, фенологического и эстетического компонентов) и практически направленный на включение обучающихся в активную творческую деятельность.
Проект долгосрочный состоит из блоков: осень, зима, весна, лето, каждый из которых будет реализовываться автономно в виде среднесрочных проектов
(что мы осуществили, разработав и выполнив проект блок «Осень»)
Проект совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса «Окружающий мир».
Проект комплексный (познавательный, информационно – поисковый, природоохранный, здоровьесберегающий).
На сегодняшний день сложилась определённая система в педагогическом руководстве ученическим проектом. Первым этапом является поиск темы проекта. Этот этап можно отнести к одному из самых важных.
Перед реализацией проекта с учащимися была проведена беседа «Я выполняю проект». Я сама предложила разработанную им структуру проекта «Телеканал старика – Годовика». В основном все учащиеся заинтересовались данной деятельностью, но были и такие, которые никак не прореагировали на моё предложение.
На одном из собраний родители были ознакомлены с темой проекта и совместными усилиями определили формы их возможного участия.
Второй этап (планирование деятельности)
Для реализации проекта учащиеся разделились на творческие группы по интересам. Четыре группы представляли собой редакционные советы телевизионных программ « Телеканала Старика Годовика»
Все редакции готовили свою программу и сценарий.
«Прогноз погоды» - телепередача об основных признаках осенних изменений в неживой природе, календаре природных примет.
«Клуб путешественников – телепередача о состоянии растений осенью.
«Диалоги о животных» - телепередача об изменениях в жизни животных.
«Здоровье» телепередача о технологиях укрепления здоровья осенью и способах оказания первой медицинской помощи.
Все ребята приняли участие в программе: «Наше творчество»
Третий этап (практически деятельный) или поиск информации.
Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно популярной литературе.
Каждая группа выполняла задания, которые были определены путём совместного обсуждения:
Редакция программы «Прогноз погоды» составила картотеку народных примет : «Шкатулка осенних примет», «Пословицы и поговорки об осени», «Поле загадок об осени».
Редакция программы «Клуб путешественников» готовили альбом с осенними пейзажами, фотоальбом «Осень в Совруно», выполняли рисунки по теме: «Мы рисуем осень».
Редакция программы «Диалоги о животных» готовила книжки – малышки на темы: «Жизнь животных осенью», «Как птицы готовятся к перелёту».
Редакция программы «Здоровье» оформили журнал «Здоровье», в который вошли рубрики:
- «Закаливание»
- « Витамины. Правильное питание»
- «Значение зарядки и спорта в жизни человека»
- «Профилактика простудных заболеваний»
- «Соблюдение мер безопасности осенью»
Все ребята приняли участие в программе: «Наше творчество». Дети пробовали самостоятельно сочинять стихи об осени, готовили поделки из природного материала, собранного на экскурсии в природу осенью.
Блок «Осень» в проекте «Старик Годовик» был реализован в течение двух месяцев. Принимая во внимание то, что учащиеся раннее мало участвовали в долгосрочных проектах, им требовалось уделить больше времени и внимания. Проводились беседы и консультации с учащимися, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы.
Была оказана помощь группам «Клуб путешественников», «Здоровье» при изготовлении альбомов: предложены разные формы оформления.
Группе «Прогноз погоды» были даны рекомендации по оформлению картотеки осенних примет, предложены источники необходимой информации.
У группы «Диалоги о животных» выполнение задания не вызвало затруднений. Учащиеся по указанным учителем источникам нашли нужную информацию и изготовили книжку – раскладушку.
По моим наблюдениям данный проект нашёл значительный эмоционально – познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению задач.
После реализации проекта предложила учащимся ответить на ряд вопросов.
Первый вопрос: насколько нравится тебе участвовать в реализации проекта?
Варианты ответов были предложены мною:
« занимаюсь с удовольствием»
« нравится»
«не очень нравится»
«совсем не нравится»
« мне всё равно», из которых ученик должен выбрать только один.
А вот и результат по этому вопросу:
« занимаюсь с удовольствием» - 7 человек
« нравится» - 4 человека
Вывод: удовлетворённость проектной деятельностью составила 100%.
Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту.
Ответы были следующие: «проект интересный», «нужный», «трудный», «весёлый».
Было определено, какой этап реализации проекта ученикам понравилось осуществлять больше всего.
«Планирование» - 1 человек – 9%
«Поиск информации» -7 человек – 63%
«Презентация проекта» - 8 человек – 72%
«Портфолио» - 2 человека – 19%
72% учащихся на первое место поставили презентацию проекта, что свидетельствует о положительном отношении к участию в творческом представлении результатов проделанной работы, стремлении к самовыражению и самореализации.
Работа показала, что учащимся нравятся проекты так как, есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам
После завершения работы над проектом учащиеся поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями.
В своих отзывах учащиеся не только отметили своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и объяснили, чему она их научила.
Ответы были такими: красиво оформлять, как узнавать новое, «много многого», как нужно дружить, узнала много нового, как правильно закаляться, как делать проект, очень многому, узнавать интересное, быть ответственным, работать в группах.
Ребята поделились мнением о том, в какой редакции было трудно работать.
Названы редакции программ «Прогноз погоды» и «Здоровье».
На вопрос: нужно ли создавать проекты? Ответы были следующие:
«обязательно» - 9% ( 1 человек)
«нужно» - 82 % (9 человек)
«можно» - 9% (1 человек)
Таким образом, после проведения проекта анализ полученных результатов показал, что что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Считаю, что проектная деятельность способствовала повышению качества успеваемости в нашем классе по литературному чтению и окружающему миру. Мои ученики Овсянников Даниил, Горчак Александр, Уманская Анастасия, Солодовникова Ангелина принимали участие в краевой дистанционной олимпиаде « Интеллект» и показали неплохие результаты .
Многие ученики нашего класса могут самостоятельно составить слайд и сделать презентацию.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения;
привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта (все обучающиеся умеют работать со справочными материалами, 3 человека умеют самостоятельно создавать презентацию, 4 человека с помощью родителей).
Заключение
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом
« В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Педагогический проект на тему: "Мой проект"
Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....
Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...