Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности
статья (1 класс) на тему
Данный материал содержит теоретические и практические рекомендации по использованию ИКТ на уроках и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomazkova_s.a._gbou_oosh_p.primorskiy_sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное образовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа посёлка Приморский
муниципального района Ставропольский Самарской области
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель начальных классов
Помазкова Светлана Александровна
ГБОУ ООШ п.Приморский
2014г.
Введение
Обучение на современном этапе претерпевает значительные перемены. Традиционные приёмы и методы становятся скучными. Проблема [Презентация1.ppt, слайд 2] состоит в том, что современные дети более коммуникативны и мобильны, им не хватает новизны и динамики в процессе обучения. Использование инновационных технологий в образовательно-воспитательном процессе является одним из важнейших факторов в формировании личности нового поколения. Для этого просто необходимо введение новых приёмов и методов работы с использованием интерактивного оборудования.
Интерактивное оборудование — это инновационные устройства, с помощью которых можно отображать, записывать, анализировать информацию. Интерактивное оборудование можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.[1]
Цель работы [Презентация1.ppt, слайд 3]
показать важность и необходимость использования интерактивного оборудования, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Задачи [Презентация1.ppt, слайд 4]
- познакомить с интерактивным оборудованием и его назначением;
- показать связь уроков и внеурочной деятельности с использованием инновационных технологий.
Актуальность использования интерактивного оборудования.
Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов интерактивного оборудования в учебно-воспитательном процессе.
Появление в школах современной техники и новейшего программного обеспечения позволяет совершенно по-новому строить преподавание предметов начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, изменяет учебную среду образовательного учреждения. Современные средства информатизации создают условия для формирования ключевых компетентностей у учащихся, стимулируют творчество и повышают их мотивацию. С появлением в школе интерактивного оборудования мы, учителя начальной школы, получили возможность активно внедрять в жизнь наших учеников новые технологии, каждый ребёнок получил возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе, сделать мир вокруг себя ярче.
Возможности и целесообразность применения [Презентация1.ppt, слайд 5]
Использование интерактивного оборудования на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
На уроках в начальной школе интерактивное оборудование позволяет решить проблему дефицита наглядности, позволяет внедрять в образовательный процесс новые учебные материалы, формировать качественные и количественные представления, развивать пространственное представление, логику, смекалку, находчивость, стимулировать познавательный интерес у учащихся.[1]
УМК «Школа России» позволяет использовать интерактивное оборудование при проведении уроков различного плана, на любом этапе, сделав его при всей сложности и научности материала интересным, зрелищным, запоминающимся.
Использование интерактивного оборудования на уроках и во внеурочной деятельности
В своей работе я применяю следующее интерактивное оборудование [Презентация1.ppt, слайды 6-8]: интерактивная доска, документ-камера, цифровой микроскоп. цифровая лаборатория «Архимед», модульную систему экспериментов на базе цифровых технологий PROLog; систему контроля и мониторинга качества знаний PROclass, персональные ноутбуки, а также программное обеспечение и электронное приложение к учебникам.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.
Работая с интерактивной доской, можно:
- активно комментировать материал:
- выделять, уточнять, добавлять посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии.
- делать пометки можно прямо поверх изображения;
- рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу материала.
- можно использовать разные цвета и способы выделения.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу [Презентация1.ppt, слайд 9-10], обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.
Интерактивная доска позволяет смотреть фильмы и презентации в большом формате. Ежедневно по утрам мы начинаем день с физзарядки [Презентация1.ppt, слайд 11] с использованием весёлых презентаций [Веселая физминутка.ppt, Зарядка 1 - Финская Полька.mp3].
Документ-камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности и позволяет проводить: презентации плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке; контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы; демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке; фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.
На уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования.
При проведении внеурочных занятий с младшими школьниками использование документ-камеры может принимать самые разнообразные формы [Презентация1.ppt, слайд 12]: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Таким образом документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся. [2]
Цифровые лаборатории «Архимед» – это оборудование для проведения исследований, наблюдений, демонстраций. осуществлять новые подходы в обучении. Использование лаборатории способствует формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся.
Лаборатория состоит из 4-х цифровых датчиков: освещенности, давления, освещенности, температуры .
Осваивая лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» более наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Мы стараемся разработать свои интересные лабораторные опыты, которые сделают процесс обучения более интересным и запоминающимся.
Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом – это существенно расширяет ее возможности. Использование цифрового микроскопа при проведении школьных исследований [Презентация1.ppt, слайд 13] дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.
Персональные ноутбуки [Презентация1.ppt, слайд 14-15] используются для индивидуальной работы учащихся по теме урока. Дети выполняют работу по проверке и контролю знаний, работая с тестами и тренажерами. Также ученики имеют возможность подготовить сообщение, доклад, воспользоваться ресурсами электронных энциклопедий, справочников, библиотек.и т.д.
Школьники учатся искать, сохранять и перерабатывать информацию, редактировать информационные объекты, фотографировать, записывать видео, создавать презентации, проекты. Они умеют работать с графическим редактором, документ-камерой. Кроме индивидуальной, возможна и групповая, и парная работа с использованием ноутбуков. По завершении работа может быть представлена для всеобщего обсуждения.[1]
Связь уроков и внеурочной деятельности с использованием инновационных технологий
Как известно, в рамках программы ФГОС внеурочная деятельность является продолжением изучения того или иного предмета. Наша школа работает по такому же принципу. Кружок «В царстве слов», «Считалочка», «В гостях у сказки», «Проектная деятельность», «Хочу всё знать» включают в себя темы, содержащиеся и в изучаемых предметах, но построены они в игровой форме или имеют исследовательскую направленность. Здесь-то и используется всё перечисленное выше оборудование. Если на уроках не все желающие могут поработать на интерактивном оборудовании, то во внеурочной деятельности каждый обучающийся пробует свои силы, работая с использованием данного оборудования [Презентация1.ppt, слайды 16-20].
Помимо интерактивного оборудования, у нас есть очень интересные и многофункциональные конструкторы «ПРОцифры», «ПРОслова», «ЛЕГО», которые мы используем для закрепления изученного материала, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Такие формы работы очень привлекают маленьких школьников и позволяют в игровой форме закрепить пройденный материал. [Презентация1.ppt, слайд 21]
Показатели, по которым отслеживается эффективность применения
К показателям, по которым отслеживается эффективность применения интерактивного оборудования, я отношу формирование ИКТ – компетентности учащихся:
- управление экраном компьютера, его файловой системой, открытие и сохранение собственных информационных объектов;
- знакомство с графическим редактором и создание компьютерных рисунков, творческих графических работ;
- создание цифровых коллекций, альбомов, слайд – фильмов, планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов;
- поиск дополнительной информации;
- овладение квалифицированным клавиатурным письмом.
Также показателями считаю степень самостоятельной деятельности учащихся при работе с интерактивным оборудованием, возникновение у них необходимости пользования оборудованием для поиска информации, ее фиксации, желания провести исследование, эксперимент с использованием цифрового микроскопа, лаборатории.
Таким образом, мои ученики используют цифровую технику в качестве рабочего инструмента в учёбе, внеурочной деятельности и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Заключение
В результате систематической работы с интерактивным оборудованием учащиеся повышают свое качество знаний. Использование интерактивного оборудования на уроках и во внеурочной деятельности позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций на компьютере, его демонстрация на интерактивной доске позволяет мне экономить время на уроке, более эстетично оформить материал. Работа с лабораторией «Архимед», цифровым микроскопом повышает интерес учащихся, делает процесс обучения научным, а знания - более доказательными.
Используемые интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»
Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск «Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках ...
Использование интерактивных игр на уроках и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Это методический материал для учителя начальных классов...
Таблица использования средств ИКТ на уроке и внеурочной деятельности
использование мобильного класса, электронной лаборатории на уроках и во внеурочное время...
Использование физминуток на уроках и внеурочной деятельности в младших классах
Использование физминуток на уроках и внеурочной деятельности в младших классах...
Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности.
Для решения следующих педагогических задач: Ø добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;Ø развитие творческого мышления и умений применять свои зн...
Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе
Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе. Список ЭОР для начальной школы....