Выступление на педсовете по теме: "Проектная деятельность в школе"
презентация к уроку на тему

Никитченко Галина Михайловна

В папке содержится презентация по теме и текст с пояснениями к каждому файлу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_proektnaya_deyatelnost_v_shkole.rar633.57 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация на тему: "Проектная деятельность в учебном процессе"

Слайд 1

Проектная деятельность в учебном процессе.

Слайд 2

Введение. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Слайд 3

Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы.

Слайд 4

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Слайд 5

Преимущества метода проектов Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, офор мление иллюстраций, написание мини- сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини- сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.

Слайд 6

Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу. Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания? Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Слайд 7

Классификация проектов По характеру результата: информационный проект; информационный проект; исследовательский проект; исследовательский проект; обзорный проект; обзорный проект; проекты-инсценировки. проекты-инсценировки. По форме: видеофильм; видеофильм; рекламный ролик; рекламный ролик; телепрограмма; телепрограмма; интервью с известными людьми; интервью с известными людьми; журнальный репортаж; журнальный репортаж; рок-опера. рок-опера.

Слайд 8

По профилю знаний: монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему;, монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему;, межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время По числу участников: По числу участников: личностные; личностные; парные; парные; групповые. групповые.

Слайд 9

По уровню контактов: внутришкольные или региональные - проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны; внутришкольные или региональные - проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны; международные. - Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами. международные. - Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами. По продолжительности: краткосрочные- на нескольких уроках (3-6 уроков); краткосрочные- на нескольких уроках (3-6 уроков); средней продолжительности - один-два месяца; средней продолжительности - один-два месяца; долгосрочные - до года. долгосрочные - до года.

Слайд 10

Формы продуктов проектной деятельности (внешние продукты) Веб-сайт (предметный, темат) Веб-сайт (предметный, темат) Атрибуты несуществующего государства Атрибуты несуществующего государства Видеоклип Видеоклип Газета Газета Игра Игра Костюм Костюм Музыкальное произведение Музыкальное произведение Спектакль Спектакль Анализ Анализ Публикация Публикация Справочник Справочник Учебное пособие Учебное пособие Урок Урок Атлас Бизнес-план Выставка Действующая фирма Журнал Макет Праздник Картина Социологический опрос Сценарий Чертеж Оформление кабинета Система школьного управления

Слайд 11

Внутренние продукты: Развитие способностей: Развитие способностей: вербально-лингвистических; вербально-лингвистических; логико-математических; логико-математических; визуально-пространственных; визуально-пространственных; моторно-двигательных; моторно-двигательных; межличностных; межличностных; внутриличностных; внутриличностных; музыкально-ритмических; музыкально-ритмических; натуралистических. натуралистических.

Слайд 12

Технология планирования учителем работы по организации выполнения учащимися проектов Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей). Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей). Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел > реализация > рефлексия. Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел > реализация > рефлексия.

Слайд 13

Алгоритм работы над проектом Подготовка Подготовка Планирование Планирование Исследование Исследование Выводы Выводы Представление (защита) проекта и оценка его результатов Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Слайд 14

Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника. Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»). Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»). Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Слайд 15

Учебно-методический проект Учебно-методический проект (УМП) - проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе. Учебно-методический проект (УМП) - проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе.

Слайд 16

Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и др. методики. Метод учебного проекта личностно-ориентированный; деятельностный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу; здоровьесберегающий.

Слайд 17

Учебный проект Проблема проекта«Почему?» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта«Зачем?» (мы делаем этот проект) Целеполагание Задачи проекта«Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы«Как?» (как мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование Результат«Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат

Слайд 18

1 этап – погружение в проект УчительУчащиеся Формулирует: 1.Проблему проекта; 2.Сюжетную ситуацию; 3.Цель и задачи. Осуществляют: 1.Личностное присвоение проблемы; 2.Вживание в ситуацию; 3.Принятие, уточнение и дополнение цели и задачи. 2 этап – организация деятельности УчительУчащиеся Организует деятельность – предлагает: 1.Организовать группы. 2.Распределить амплуа в группах. 3.Спланировать деятельность по решению задачи проекта. 4. Возможные формы презентации результатов. Осуществляют: 1.Разбивку на группы. 2.Распределение ролей в группе. 3.Планирование работы. 4.Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Слайд 19

УчительУчащиеся Не участвует, но: 1.Консультирует учащихся по необходимости. 2.Ненавязчиво контролирует. 3.Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. 4.Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Работают активно и самостоятельно: 1.Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща. 2.Консультируются по необходимости. 3. Добывают недостающие знания. 4.Подготавливают презентацию результатов. 3 этап – осуществление деятельности

Слайд 20

УчительУчащиеся Принимает отчет: 1.Обобщает и резюмирует полученные результаты. 2.Подводит итоги обучения. 3.Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. 4.Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др. Демонстрируют: 1.Понимание проблемы, цели и задач. 2.Умение планировать и осуществлять работу. 3.Найденный способ решения проблемы. 4.Рефлексию деятельности и результата. 5.Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. 4 этап - презентация

Слайд 21

Учитель Ученик 1-й этап 2-й и 3-й этапы Последний этап

Слайд 22

Семья Друзья Книги Телевидение СМИ Социальная среда Школа Другие взрослые ИнформацияЗнание Новая задача образования: формирование у учащихся информационной компетенции

Слайд 23

«Визитная карточка» проекта Автор проекта Автор проекта Фамилия, имя, отчество автора Фамилия, имя, отчество автора Регион, в котором находится школа Регион, в котором находится школа Номер и/или название школы Номер и/или название школы Какова тема вашего учебного проекта? Какова тема вашего учебного проекта? Какие дидактические цели преследует ваш проект? Какие дидактические цели преследует ваш проект? Какие компетентности формирует ваш проект? Какие компетентности формирует ваш проект? И т.д. И т.д.

Слайд 24

Какие методические задачи вы ставите в своем проекте? Какие методические задачи вы ставите в своем проекте? Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы вы ставите перед учащимися? Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы вы ставите перед учащимися? Каким может быть творческое название вашего учебного проекта? Каким может быть творческое название вашего учебного проекта? Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в вашем учебном проекте? Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в вашем учебном проекте? Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект? Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект? Предметные области (отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект) Предметные области (отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)

Слайд 25

Оформление проекта Общие требования Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обеспечения максимального удобства для тех, кто в будущем будет работать с проектом. Требования эти продиктованы необходимостью обеспечения максимального удобства для тех, кто в будущем будет работать с проектом.

Слайд 26

Паспорт проектной работы Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом. Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом. Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта. Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта. Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке. Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке. разнообразные изменения и дополнения): разнообразные изменения и дополнения):

Слайд 27

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов (в зависимости от специфики образовательного учреждения и конкретного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены разнообразные изменения и дополнения): Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов (в зависимости от специфики образовательного учреждения и конкретного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены разнообразные изменения и дополнения): Название проекта. Название проекта. Руководитель проекта. На титульном листе Руководитель проекта. На титульном листе Консультант(ы) проекта. Консультант(ы) проекта. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой и т.д.). Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой и т.д.). Заказчик проекта. Заказчик проекта. Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах). Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах). Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме про екта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме про екта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). Необходимое оборудование. Необходимое оборудование. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содер жание). Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содер жание). Предролагаемые продукты проекта. Предролагаемые продукты проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, вы ход этапа). Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, вы ход этапа). Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Слайд 28

Оформление проектной папки Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта. Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта. Смысл предъявления папки на защите - показать ход работы проектной группы. Смысл предъявления папки на защите - показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет: Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет: четко организовать работу каждого участника проектной группы; четко организовать работу каждого участника проектной группы; стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом; стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения; судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения; сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме. сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

Слайд 29

Защита проекта Общие рекомендаци хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров; хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров; логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего следует употреблять только понятные термины; следует употреблять только понятные термины; хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста; хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста; выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал; выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал; постарайтесь предупредить возможные вопросы. постарайтесь предупредить возможные вопросы.

Слайд 30

Техника подготовки: проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности; проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности; выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку; выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку; заранее продумайте детали своего рабочего места; заранее продумайте детали своего рабочего места; приготовьте четкий и красочный наглядный материал; приготовьте четкий и красочный наглядный материал; проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками. проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками. Рекомендации выступающему: начните свое выступление с приветствия; начните свое выступление с приветствия; огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы; огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы; не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно); не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно); поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за. помощь; поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за. помощь; старайтесь ответить на все вопросы. старайтесь ответить на все вопросы.

Слайд 31

+ навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной деятельности

Слайд 32

- возрастает нагрузка на учителя; - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); - психологические коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки.

Слайд 33

Желаю успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

При реализации ФГОС ведущую роль в развитии современного ребенка должны  играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектн...

Текстовое выступление, сопровождающее презентацию по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Текстовое выступление, сопровождающее презентацию  по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 7 страниц...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся"

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исслед...

Выступление на педсовете по теме "Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочное время"

Вычтупление на педсовете по теме "Проектная и исследовательская  деятельность младших школьников во внеурочное время" (из опыта работ)...