Коррекционная напрвленность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему
Учителя могут познакомиться с особенностями процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Узнать, в чем заключается коррекционная напрвленность процесса обучения " особенных" детей.
Представлены методические принципы построения содержания учебного материала.
Обозначены основные условия для успешной реализации коррекционной напрвленности обучения детей с ОВЗ.
Из опыта работы предложена система коррекционных упражнений для совершенствования навыков грамотного письма у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_napravlennost.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная направленность обучения детей с ОВЗ
Обучение- процесс двусторонний, предполагающий , с одной стороны , деятельность учителя ( преподавание) по организации и активации познавательной деятельности учащихся, с другой стороны- деятельность учащихся (ученик) по восприятию учебной информации, ее переработке, осмыслению (усвоению знаний), формированию умений и навыков.
Особенность процесса обучения детей с ОВЗ:
- целенаправленность;
- двусторонность;
- противоречивость;
- систематичность;
- комплексность.
Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.
Известно, что в коррекционной работе с детьми применяются приемы полисенсорной основы обучения, т. е. Обучение строится с опорой на все органы чувств.
Методический принцип построения содержания учебного материала:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
- введение в содержание уроков коррекционных методов и приемов , предусматривающих активацию познавательной деятельности, закрепление усвоенных ранее знаний и умений, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Основные условия для успешной реализации коррекционной направленности обучения детей с ОВЗ:
- Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребёнка учитывается « зона ближайшего развития» не только в интеллектуальном аспект, но и в эмоциональном:
-создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей демократический стиль общения. Организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками ( работа в подгруппах).
- активацию познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента на основе использования игровых приемов, элементов соревнования, новизны и т. п. На всех этапах обучения ребенка;
- формирование «адекватной реакции на успех».
- Формирование обобщенных приемов, которые используются на разном учебном материале и не зависят от его конкретного содержания. Тем самым, оказывая существенное влияние на умственное развитие учащихся.
- Формирование приема на наглядной основе, в одних случаях с использованием практических, « внешних» действий, в других- путем оперирования наглядными образами, т. е. Осуществляется переход от « внешних» действий к умственным.
4. Формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной.
- Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования умственной деятельности с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
- Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи.
Система коррекционных упражнений для совершенствования навыков грамотного письма у детей с ОВЗ.
Задачей каждого педагога является создание эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Следует помнить, что в детском развитии постоянно происходят взаимовлияние и компенсация одних сторон развития другими. Например, недостаток знаний может компенсироваться высокой обучаемостью, невысокий мыслительный уровень- памятью и т. д. Зная только особенности развития своих учеников, мы можем достаточно обоснованно строить программу индивидуального продвижения ребенка.
Стараться раскрыть творческий потенциал ребенка, усилить заложенные в нем возможности, помочь приобрести веру в свои силы, стимулировать активность, самостоятельность, ответственность.
Психологической сущностью обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т. е. Психологически ориентированное обучение.
В своей практике я опираюсь на следующие этапы и уровни усвоения знаний:
1-й этап воспроизведения знаний устанавливается вопросами и заданиями типа: назови, перечисли.
2-й этап — понимания знаний -задания типа: объясни, нарисуй схему.
3-й этап- применение знаний типа: сравни, докажи, сделай вывод.
Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.
Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны педагога.
Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания- с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости , огорчения, преодаления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.
Примерный материал для практического овладения учащимися способа образования слов с помощью приставок.
1-й этап. Воспроизведение знаний.
1 . Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова. Пронаблюдайте за изменением значений этих слов.
Синичка.
Была зима. Дети открыли форточку. В нее влетела синичка. Она отлетела от подоконника и полетела по комнате. Синичка влетела на кухню, перелетела через стол, залетела опять в комнату и вылетела в форточку.
- Спишите слова, обозначьте в них приставку. Составьте словосочетания с ними.
- Образуйте с помощью приставок по 3 слова с указанным значением так, чтобы корень начинался на согласную.Составьте с ними предложения .
с- ( со значение соединять)
вы- ( направить наружу)
про- ( двигаться сквозь что-нибудь)
- Придумайте по 2-3 слова.
Приставка по- суффикс -к
- Вставьте в предложения приставочные глаголы от слова «бежать», приставки выделите.
Жеребенок (бежать) рядом с телегой.
Жеребенок …..( К) речке.
Женя … (к) жеребенку.
Жеребенок....(через) доргу.
Жеребенок ...(в) сарай.
- Образуйте при помощи приставок новые слова. Впишите, где надо Ъ знак. Составьте словосочетания.
с- : экономить, есть, уметь, ежиться.
2-й этап. Понимание знаний.
- Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках. Объясните свой выбор. Запишите предложения.
Мальчик ( приклеил, отклеил, заклеил) марку к конверту.
- Выпишите в 2 столбика слова с приставкой -пере- : а) в значении повторности действия; б) в значении чрезмерного действия. Составьте с ними предложения.
3.Подберите к выделенным глаголам глаголы с приставкой -при , имеющие противоположное значение. Пронаблюдайте за изменением их значения.
Самолет улетает в семь часов утра.
- Графический диктант.
Из услышанного обозначаются только слова с приставками.
3-й этап. Применение знаний.
- Прослушайте отрывок стихотворения. Выпишите слова, в которых есть приставки с буквой -о. Выделите приставки. Объясните, почему их правописание не совпадает с произношением.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И, журавли, печально пролетая,
Уж не жалеет больше ни о ком.
( С. Есенин)
О каком времени года говорит поэт? Какие слова стихотворения помогают ответить на этот вопрос? В выделенных словах обозначьте приставку.
- Образуйте при помощи приставки напишите в течении 5 минут как можно больше слов от слова -полз.
- Образуйте новые слова с приставками : -без, -сверх от слов: инициативный, интересный, известный, искусственный. Сравните, какие из записанных слов характеризуют человека отрицательно?
- Чем различаются слова? Объясните.
оклик-отклик
поделка-подделка
оговорка-отговорка
Составьте с ними словосочетания или предложения.
- Выборочный диктант( запишите глаголы, имеющие приставку).
- Докажите, какими приставками можно выразить начало, а какими конец действий, обозначенных данными ниже глаголами:
за,- по-, от-, пере-, на-
Гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвел, смеялся, точил.
Вышеперечисленные задания помогают детям при изучении темы « Образование слов при помощи приставок» усваивать модели различных предложений, т. к. значение каждого образованного с помощью приставки слова уточняется в контексте, т. е. В словосочетаниях и предложениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)
Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...
Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество
Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...
Дидактические игры и коррекционные упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье представлен материал на развитие сенсорно-моторной зоны у детей с ОВЗ....
Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в...