Программа научно-исследовательской работы учащихся по теме «От тайн природы к приметам погоды»
рабочая программа на тему
Программа НОУ предназначена для работы над исследованием роли примет в прогнозах погоды для северной территории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nou_ermilova_n.n.2010-11_uch.g.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот – живут поныне.
Роман Ругин
Наш далёкий предок находился в большой зависимости от превратностей погоды и все непонятное в природе объяснял наличием «божественной» силы. По «воле богов» восходило солнце, шёл дождь, пересыхали реки, налетал ураганный ветер. «Божественную» силу человек облекал в конкретные образы-символы и у них просил о милости и хлебе насущном.
До появления специальных приборов прогноз погоды основывался исключительно на визуальных наблюдениях за атмосферными явлениями, позволивших ещё в древности установить некоторые закономерности. Приобретённый опыт продолжал развиваться и накапливаться и в течении многих веков передавался из поколения в поколение. Пытливый человеческий ум уловил и в какой-то мере разобрался в природном механизме. Долгие наблюдения за небесными светилами, облаками, ветрами, за появлением первого льда и проталинами, за жизнью «братьев наших меньших» и растений расширили и дополнили систему знаний об окружающем мире. Правда, иногда народные приметы «подводят» нас. И всё же у нас нет оснований полностью игнорировать старые приметы, связанные с предсказанием погоды. Поэтому вопрос о необходимости изучения народных примет, об определении роли примет в прогнозах погоды остаётся весьма актуальным, особенно для северной территории.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что наблюдения за приметами позволят дать достаточно точный прогноз погоды на ближайший день.
Объектом исследования являются достоверные приметы, основанные на физических и местных признаках погоды.
Предмет исследования – наблюдения за погодой в течении года и отметка оправдываемых примет.
Цели:
- Изучить и обобщить теоретический материал по теме;
- Исследовать роль примет в прогнозах погоды;
- Выяснить, возможно ли использование примет для прогнозирования погоды;
- Развивать интеллектуальную одарённость ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;
- Повышать социальный статус знаний;
- Ввести школьника в мир научной проблематики.
Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:
- Содействие становлению личности через научно – исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
- Приобщение младших школьников, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования, выведение их на реальный результат;
- Формирование навыков публичного выступления.
Основными методами данного исследования являются:
- анализ и синтез;
- восхождение от абстрактного к конкретному;
- наблюдение;
- сравнение;
- опрос и тестирование;
- контрольно – экспериментальные работы;
- визуализация данных.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
- Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);
- Обработка информации, выделение наиболее значимой (что такое приметы, что отражает примета о погоде, какие бывают приметы, оправдываются ли приметы);
- Составление выписок и их дальнейшая обработка (достоверность примет по физическим и местным признакам);
- Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
- Проведение практической части исследования (наблюдение за погодой в северном посёлке, разработка краткого определителя погоды)
- Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями. Создание брошюры, содержащей дидактический материал о кратком определителе погоды, с помощью которого можно составить прогноз погоды на ближайшие сутки;
- Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешённых вопросов;
- Выводы и предложения.
Все этапы работы делятся на три блока.
В первом блоке элементы плана представляют собой содержание теоретической работы с учащимися, где формируются основы исследовательской деятельности.
Во втором блоке описывается собственная экспериментальная часть работы.
Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.
Планирование работы НОУ
Месяц | Тема | Задачи | Результат |
Сентябрь | Подготовительная работа. Сущность и виды научной работы. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. | Обсуждение значимости темы, определение объекта и предмета, методов исследования, составление плана работы, предварительный поиск информации. | Формулировка темы, выявление значимости для науки. |
Октябрь | Разработка гипотезы, цели и задач исследования, их формулировка. Уточнение объекта и предмета исследования. | Формулирование целей и задач. | Формулировка целей и задач исследования. |
Ноябрь | Обработка информационных источников. Распределение полученной информации на блоки. | Обучение распределению полученной информации. Выделение наиболее значимого материала и его сравнение. Обучение анализу результатов. | Создание «банка данных» (папка информационных материалов). |
Декабрь | Подготовка теоретических и практических материалов. Анализ собранной информации. Проведение экспериментальной работы по наблюдению за погодой на улице(ведение специального дневника –запись о состоянии погоды, вероятности исполнения примет) | Обучение методикам работы с разными источниками информации (корректирование, цитирование, ссылки на источник информации). | Пополнение «банка данных». Составление таблицы для фиксирования данных исследований в дневнике. |
Январь | Консультирование по написанию:
| Дать представление о научном стиле изложения. | Систематизация теоретического материала и подготовка практической части к завершающему контрольно-экспериментальному срезу. |
Февраль | Проведение завершающего контрольно-экспериментального среза. Обработка информации. Консультирование по написанию:
| Подготовка черного варианта работы. | Черновой вариант работы. |
Март | Правка черновика работы. Требования к оформлению работы (титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения, способ и техника печати). Создание брошюры, содержащей дидактический материал | Доработать черновик. Грамотное оформление исследовательской работы. | Доработанный черновой вариант исследовательской работы. Создание материалов к презентации. |
Апрель | Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, чёткость, логичность, лаконичность изложения, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией. | Отчёт о проделанной работе на научно- исследовательской конференции. Оформление работы. | Выступление среди учащихся начальных классов. Участие в конкурсе «Юный исследователь», «Первые шаги в науке». |
Май | Подведение итогов. | Папка научно-исследовательской работы. |
Литература
- Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. Л.: Гемиз, 1986
- Ермолов А.С. Народное погодоведение. М.: «Русская книга». 1995. – 432 с.
- Жарков Н.С. Народные приметы и предсказание погоды. М.: Учпедгиз, 1954. – 168 с.
- Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М.: Агропромиздат, 1991
5. http://www.sciteclibrary.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на тему "Меньше мусора- меньше проблем"
Творческие РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на тему "Меньше мусора- меньше проблем"...
Исследовательская работа учащихся из цикла "К тайнам русского слова" - "Закладка"
Прорведена исследовательская работа этимологии слова "закладка", изучена история происхождения этого предмета, виды и использование закладок в современном мире. Учениками, родителями и педагогами орга...
Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся по теме "Состав слова". 3 класс.
Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся по теме "состав слова" 3 класс....
Исследовательская работа учащегося по теме "Освежители воздуха.Безопасны ли они для здоровья человека"
Актуальность данной работы в том, что люди все чаще задумываются о том,как сберечь свое здоровье от всего, что наносит вред, в том числе и освежители воздуха, содержащие, в большинстве своем,вредные д...
Материал для самостоятельной работы учащихся по теме "Сколько слогов в слове?"
Раздаточный материал предназначен для 1-ого класса. Он поможет отработать с детьми тему "Сколько слогов в слове?" Его можно использовать для проверки умений и для индивидуальной работы ...