Программа научно-исследовательской работы учащихся по теме «От тайн природы к приметам погоды»
рабочая программа на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Программа НОУ предназначена для работы над исследованием роли примет в прогнозах погоды для северной территории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nou_ermilova_n.n.2010-11_uch.g.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

                                                                    Как много было дедовских примет!

                                                                    Иных из них давно уж нет в помине.

                                                                    Другие сквозь десятки зим и лет

                                                                    Дошли до нас, и вот – живут поныне.

                                                                                                                          Роман Ругин

          Наш далёкий предок находился в большой зависимости от превратностей погоды и все непонятное в природе объяснял наличием «божественной» силы. По «воле богов» восходило солнце, шёл дождь, пересыхали реки, налетал ураганный ветер. «Божественную» силу человек облекал в конкретные образы-символы и у них просил о милости и хлебе насущном.

         До появления специальных приборов прогноз погоды основывался исключительно на визуальных наблюдениях за атмосферными явлениями, позволивших ещё в древности установить некоторые закономерности. Приобретённый опыт продолжал развиваться и накапливаться и в течении многих веков передавался из поколения в поколение. Пытливый человеческий ум уловил и в какой-то мере разобрался в природном механизме. Долгие наблюдения за небесными светилами, облаками, ветрами, за появлением первого льда и проталинами, за жизнью «братьев наших меньших» и растений расширили и дополнили систему знаний об окружающем мире. Правда, иногда народные приметы «подводят» нас. И всё же у нас нет оснований полностью игнорировать старые приметы, связанные с предсказанием погоды. Поэтому вопрос о необходимости изучения народных примет, об определении роли примет в прогнозах погоды остаётся весьма актуальным, особенно для северной территории.

       Гипотезой  исследования  стало предположение о том, что наблюдения за приметами позволят дать достаточно точный прогноз погоды на ближайший день.

     Объектом исследования  являются достоверные приметы, основанные на физических и местных признаках погоды.

     Предмет исследования – наблюдения за погодой в течении года и отметка оправдываемых примет.

    Цели:

  1. Изучить и обобщить теоретический материал по теме;
  2. Исследовать роль примет в прогнозах погоды;
  3. Выяснить,  возможно ли использование примет для прогнозирования погоды;
  4. Развивать интеллектуальную одарённость ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;
  5. Повышать социальный статус знаний;
  6. Ввести школьника в мир научной проблематики.

Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:

  1. Содействие становлению личности через научно – исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
  2. Приобщение младших школьников, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования, выведение их на реальный результат;
  3. Формирование навыков публичного выступления.

 Основными методами данного исследования являются:

  • анализ и синтез;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • опрос и тестирование;
  • контрольно – экспериментальные работы;
  • визуализация данных.

Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:

  1. Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);
  2. Обработка информации, выделение наиболее значимой (что такое приметы, что отражает примета о погоде, какие бывают приметы, оправдываются ли приметы);
  3. Составление выписок и  их дальнейшая обработка (достоверность примет по физическим и местным признакам);
  4. Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
  5. Проведение практической части исследования (наблюдение за погодой в северном посёлке, разработка краткого определителя погоды)
  6. Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями. Создание брошюры, содержащей дидактический материал о кратком определителе погоды, с помощью которого можно составить прогноз погоды на ближайшие сутки;
  7. Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешённых вопросов;
  8. Выводы и предложения.

Все этапы работы делятся на три блока.

          В первом блоке элементы плана представляют собой содержание теоретической работы с учащимися, где формируются основы исследовательской деятельности.

          Во втором блоке описывается собственная экспериментальная часть работы.

          Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.

Планирование работы НОУ

Месяц

Тема

Задачи

Результат

Сентябрь

Подготовительная работа.

Сущность и виды научной работы.

Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы.

Обсуждение значимости темы, определение объекта и предмета, методов исследования, составление плана работы, предварительный поиск информации.

Формулировка темы, выявление значимости для науки.

Октябрь

Разработка гипотезы, цели и задач исследования, их формулировка.

Уточнение объекта и предмета исследования.

Формулирование целей и задач.

Формулировка целей и задач исследования.

Ноябрь

Обработка информационных источников. Распределение полученной информации на блоки.

Обучение распределению полученной информации. Выделение наиболее значимого материала и его сравнение. Обучение анализу результатов.

Создание «банка данных» (папка информационных материалов).

Декабрь

Подготовка теоретических и практических материалов. Анализ собранной информации. Проведение экспериментальной работы по наблюдению за погодой на улице(ведение специального дневника –запись о  состоянии погоды, вероятности исполнения примет)

Обучение методикам работы с разными источниками информации (корректирование, цитирование, ссылки на источник информации).

Пополнение «банка данных».

Составление таблицы для фиксирования данных исследований в дневнике.

Январь

Консультирование по написанию:

  • основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость;
  • обоснование темы, обзор литературы, существующие точки зрения на проблему, обозначенную тему;
  • авторское отношение к различным решениям проблемы, выводы по введению.

Дать представление о научном стиле изложения.

Систематизация теоретического материала и подготовка практической части к завершающему контрольно-экспериментальному срезу.

Февраль

Проведение завершающего контрольно-экспериментального среза. Обработка информации. Консультирование по написанию:

  • основная часть работы (проблема, цель, как велось исследование, анализ данных, сопоставление их с уже известными; аргументы и факты, доказывающие теорию; теория, подкрепляющая практику);
  • заключение (Что дало это исследование? Его значение для науки, практическое применение,  над чем предстоит поработать).

Подготовка черного варианта работы.

Черновой вариант работы.

Март

Правка черновика работы. Требования к оформлению работы (титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения, способ и техника печати). Создание брошюры, содержащей дидактический материал

Доработать черновик. Грамотное оформление исследовательской работы.

Доработанный черновой вариант исследовательской работы. Создание материалов к презентации.

Апрель

Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, чёткость, логичность, лаконичность изложения, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией.

Отчёт о проделанной работе на научно- исследовательской конференции.

Оформление работы.

Выступление среди учащихся начальных классов.

Участие в конкурсе «Юный исследователь»,

«Первые шаги в науке».

Май

Подведение итогов.

Папка научно-исследовательской работы.

Литература

  1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. Л.: Гемиз, 1986
  2. Ермолов А.С. Народное погодоведение. М.: «Русская книга». 1995. – 432 с.
  3. Жарков Н.С. Народные приметы и предсказание погоды. М.: Учпедгиз, 1954. – 168 с.
  4. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М.: Агропромиздат, 1991

5. http://www.sciteclibrary.ru

6..http://www.valley.ru

8  http://neizv.crimea.ua

9. http://www.tatarstan.ru

10.http://georg.pnpi.spb.ru

11. http://www.slavssoft.ru

12.http://domovoy-v.narod.ru 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на тему "Меньше мусора- меньше проблем"

Творческие РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на  тему "Меньше мусора- меньше проблем"...

Исследовательская работа учащихся из цикла "К тайнам русского слова" - "Закладка"

Прорведена исследовательская работа этимологии слова "закладка", изучена история происхождения этого предмета, виды и использование закладок в современном мире. Учениками, родителями и педагогами орга...

Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся по теме "Состав слова". 3 класс.

Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся по теме "состав слова" 3 класс....

Исследовательская работа учащегося по теме "Освежители воздуха.Безопасны ли они для здоровья человека"

Актуальность данной работы в том, что люди все чаще задумываются о том,как сберечь свое здоровье от всего, что наносит вред, в том числе и освежители воздуха, содержащие, в большинстве своем,вредные д...

Материал для самостоятельной работы учащихся по теме "Сколько слогов в слове?"

Раздаточный материал предназначен для 1-ого класса. Он поможет отработать с детьми тему "Сколько слогов в слове?" Его можно использовать для проверки умений и для индивидуальной работы ...